Напоминание

"Праздники в работе с дошкольниками"


Автор: Вера Лесенкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 717
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Праздники в работе с дошкольниками"
Раздел: среднее образование





Назад




Праздники в работе с дошкольниками

Национальные традиции содержат ценные идеи и опыт воспитания.

Используя народные традиции, педагог будет опираться на огромный пласт

тысячелетних традиций, а результатом этого процесса будет уважительное

отношение к своим корням, памяти предков. Русские народные праздники,

традиционно отмечаемые на Руси познакомят детей с, русской культурой и

подарят море положительных эмоций.

Дошкольный возраст – один из самых благоприятных для приобщения к

истокам народной культуры. Бережное, ненавязчивое ознакомление с

традициями русского народа способно возродить преемственность поколений,

передать нравственные устои, духовные ценности.

Применение традиций праздника имеет под собой несколько целей.

Любой праздник, грамотно организованный, всегда вызывает положительные

эмоции, а у детей – особенно. Положительный, яркий эмоциональный фон

позволяет особенно эффективно достичь поставленной цели – ознакомить с

народными традициями и прочнее закрепить полученные об этих традициях

знания.

К.Д. Ушинский отмечал, что для дошкольника праздник совсем не то, что

для взрослых. Для детей праздник – более значимое событие, поскольку у детей

есть повышенная потребность получения и проявления положительных эмоций.

Праздник как раз и позволяет реализовать эту потребность. Любой праздник, по

определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры и слагается

из совокупности культуры игры, слова, движения и музыкального звука, а также

костюма, этикета, обычая, ритуала. Самый простой пример использования

народных традиций для занятий – использование загадок, пословиц и

поговорок.

В древности, у русского народа, как, впрочем и у многих других народов,

праздники были привязаны к значительным климатическим событиям, которые

происходили в течение года. Поскольку основное занятие в древние времена –

земледелие и скотоводство, то совершенно понятно, почему праздники

отмечались в периоды смен времён года, а череда праздников начиналась, когда

солнце «поворачивало на лето». То есть Новый год, «новая жизнь», новый цикл

жизни начинался в декабре. И этот цикл ежегодных событий завершался

сбором урожая и заготовкой продуктов на зиму.

Помимо собственно обозначения значимого, радостного события,

праздник играет роль социальную - вовлечения всех членов сообщества в

единую, совместную жизнь этого сообщества, обмен впечатлениями и

новостями. Так что праздничные традиции, в целом, не так просты, как может

показаться и имеют глубокие корни.

Для работы с детьми можно выделить отдельно такие праздники, которые

связаны непосредственно с народными традициями. Но для систематической

работы по формированию нужных навыков и знаний, в систему организации

праздников можно включать и праздники государственно-гражданские,

православные, семейные. Можно придумать и праздники не традиционные,

например, запуск воздушных шаров, китайских фонарей, бумажных

самолетиков или бумажных корабликов, праздник мыльных пузырей. Тут всё

зависит как от фантазии педагогов, так и от конкретных возможностей,

связанных с конкретным местонахождением детского учреждения.

Из множества праздников (а их перечень может существенно отличаться в

зависимости от региона, кроме того, иногда нет единого мнения о том, когда и

какие праздники отмечались, например, новолетие – «Новый Год») можно

выбрать такие, которые будут понятны дошкольникам



В раздел образования