Автор: Вера Лесенкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 717
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Праздники в работе с дошкольниками"
Раздел: среднее образование
Праздники в работе с дошкольниками
Национальные традиции содержат ценные идеи и опыт воспитания.
Используя народные традиции, педагог будет опираться на огромный пласт
тысячелетних традиций, а результатом этого процесса будет уважительное
отношение к своим корням, памяти предков. Русские народные праздники,
традиционно отмечаемые на Руси познакомят детей с, русской культурой и
подарят море положительных эмоций.
Дошкольный возраст – один из самых благоприятных для приобщения к
истокам народной культуры. Бережное, ненавязчивое ознакомление с
традициями русского народа способно возродить преемственность поколений,
передать нравственные устои, духовные ценности.
Применение традиций праздника имеет под собой несколько целей.
Любой праздник, грамотно организованный, всегда вызывает положительные
эмоции, а у детей – особенно. Положительный, яркий эмоциональный фон
позволяет особенно эффективно достичь поставленной цели – ознакомить с
народными традициями и прочнее закрепить полученные об этих традициях
знания.
К.Д. Ушинский отмечал, что для дошкольника праздник совсем не то, что
для взрослых. Для детей праздник – более значимое событие, поскольку у детей
есть повышенная потребность получения и проявления положительных эмоций.
Праздник как раз и позволяет реализовать эту потребность. Любой праздник, по
определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры и слагается
из совокупности культуры игры, слова, движения и музыкального звука, а также
костюма, этикета, обычая, ритуала. Самый простой пример использования
народных традиций для занятий – использование загадок, пословиц и
поговорок.
В древности, у русского народа, как, впрочем и у многих других народов,
праздники были привязаны к значительным климатическим событиям, которые
происходили в течение года. Поскольку основное занятие в древние времена –
земледелие и скотоводство, то совершенно понятно, почему праздники
отмечались в периоды смен времён года, а череда праздников начиналась, когда
солнце «поворачивало на лето». То есть Новый год, «новая жизнь», новый цикл
жизни начинался в декабре. И этот цикл ежегодных событий завершался
сбором урожая и заготовкой продуктов на зиму.
Помимо собственно обозначения значимого, радостного события,
праздник играет роль социальную - вовлечения всех членов сообщества в
единую, совместную жизнь этого сообщества, обмен впечатлениями и
новостями. Так что праздничные традиции, в целом, не так просты, как может
показаться и имеют глубокие корни.
Для работы с детьми можно выделить отдельно такие праздники, которые
связаны непосредственно с народными традициями. Но для систематической
работы по формированию нужных навыков и знаний, в систему организации
праздников можно включать и праздники государственно-гражданские,
православные, семейные. Можно придумать и праздники не традиционные,
например, запуск воздушных шаров, китайских фонарей, бумажных
самолетиков или бумажных корабликов, праздник мыльных пузырей. Тут всё
зависит как от фантазии педагогов, так и от конкретных возможностей,
связанных с конкретным местонахождением детского учреждения.
Из множества праздников (а их перечень может существенно отличаться в
зависимости от региона, кроме того, иногда нет единого мнения о том, когда и
какие праздники отмечались, например, новолетие – «Новый Год») можно
выбрать такие, которые будут понятны дошкольникам