Автор: Колосова Антонина Алексеевна
Должность: учитель мировой художественной культуры
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
Населённый пункт: город Североуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебные трудности и их преодоление
Раздел: среднее образование
Учебные трудности и их преодоление
Тип учебных трудностей
Причины
Рекомендации по преодолению
1. Низкая интенсивность
учебной деятельности
( сидит, сидит, а толку нет;
недисциплинирован,
работает либо медленно,
либо быстро, но не верно).
- инфантилизм (незрелость) во
всем, в физическом и
психическом облике идет от
родителей, «детскость,
эмоциональность, не понимает
дистанцию между собой и
учителем
- недоразвитость мотивов
учения
- развивать мотивы, обращаться 10-15
раз во время урока (улыбка,
прикосновение, взгляд), не терпит
невнимания;
- общение со зрелым учеником,
быстрее «вызревает»;
- показаны занятия в кружке школы
(пение, театр, художество);
-психологическое сопровождение,
игровая коррекция.
2. Низкая эффективность
учебной деятельности
( старается, а толку нет),
дисциплинирован,
послушан, переживает
когда задания
выполняются медленно, с
ошибками.
- органическая задержка
психического развития: астено-
соматические и невротические
проявления (много болел,
худой, бледный), нет энергии,
высокая тревожность из-за того,
что много требуют
- индивидуальный подход,
снижение планки требований,
разработка индивидуальных заданий;
занятия, направленные на развитие
познавательных процессов (внимания,
логики, памяти)
3. Часто отвлекается на
уроках, теряет контакт с
учебной задачей.
- недоразвитие произвольности,
не может собой управлять
(недоразвитие лобных разделов
мозга), физиологически такие
дети младше сверстников,
- особенности мотивации:
отсутствие учебных мотивов,
отсутствие интереса к этому
материалу
- групповые занятия с элементами
соревнований;
- игры с правилами (учатся
подчиняться, следовательно,
контроль);
- учить сотрудничать (игра);
-создавать ситуацию успеха.
4. Проявляет резкие
реакции в ответ на
замечания учителя и когда
что-то не получается.
- болезнь адаптации к школе;
- наличие неврологии у ребенка
(научить понимать себя);
- обязательный режим дня;
Психорегулирующие тренировки
(учить распознавать свои эмоции),
упражнения и занятия с водой, с
песком, рисование;
- сенсорные комнаты с элементами для
релаксации;
- в общении легкие положительные
эмоции, спокойный ровный тон, легкая
улыбка
5. Трудности при решении
математических задач
- индивидуальные особенности
работы мозга (низкий уровень
межполушарного
взаимодействия, если пропущен
период ползания, сразу стали
ходить), должен понимать
пространство; может быть
женский мозг, лучше даются
эмоции;
- низкий уровень развития
зрительно-пространственных
функций;
- нейропсихологические программы
(танцы, в том числе восточные, где
много одновременных
разнонаправленных движений);
- упражнения: правой рукой нос, левой
ухо, хлопнули, поменяли);
одновременно гладим по голове,
хлопаем по коленке, ноги поменяем;
упражнения снимают лишнее
напряжение, повышают ресурсы мозга;
- индивидуальная коррекционная
программа (пишут психологи);
- трудности понимания лексико-
грамматических конструкций
(недоразвитие речи)
- конструктор, оригами, лего;
- стимулировать слуховое внимание
6. Проблемы в освоении
навыков письма
- несформированность речевого
внимания;
- низкий уровень
фонематического слуха;
- низкий уровень самоконтроля
- развитие слухового внимания
(фонематический слух с неречевым
звуком: колокольчик, щеточка);
стимуляция правого полушария;
- логопедические занятия
7. Плохой почерк
- несформированность
графических навыков
- развитие моторики (соленое тесто,
лего, мозаика);
-развитие навыков самоконтроля;
- консультация у невропатолога
8. Неумение справляться с
заданием самостоятельно
- несформированность учебной
деятельности, нет навыков
учиться, недоразвитость
учебной ситуации
- жизненная позиция в
подростковом возрасте, мало
самостоятельности;
- низкий уровень
произвольности, не умеет
контролировать себя, сверх
контроль учителя
- формирование приемов самоконтроля
(алгоритм действий, образец);
-комментированное письмо;
- режим дня;
- кружок модельно конструирования,
(где все делается по образцу);
- игры с правилами
9. Постоянное забывание
учебников, опоздания на
уроки, прогулы.
- протест, сопротивление,
иногда плохо осознаваемый,
зона напряжения по отношению
к предмету, к учителю;
опоздания – протест против
требований мамы, застрял в
детстве, вытесняется зона
напряжения;
- высокая степень
эмоциональности, природность,
импульсивность
- природные особенности блока
контроля, недоразвитие
произвольности, самоконтроля;
- консультация у врача невропатолога,
(чтобы исключить неврологический
диагноз);
- тесный контакт с родителями (по
телефону тут же искать, ребенок
должен знать, что все заодно);
- снижение планки требований,
создание ситуации успеха;
- психорегулирующие тренировки