Автор: Маховская Ирина Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: пгт Смирных
Наименование материала: Научная статья
Тема: Роль подвижных и спортивных игр в развитии физических качеств младшего и среднего школьного возраста
Раздел: полное образование
Роль подвижных и спортивных игр в
развитии физических качеств младшего и
среднего школьного возраста.
Цель:
Обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие
физических качеств и повышения уровня физической
подготовленности обучающихся.
Задачи:
Разработать методику занятий подвижными играми различной
направленности на уроках физической культуры и во
внеурочное время с обучающимися.
Обосновать эффективность проведения подвижных игр у
обучающихся младших исредних классов на развитие
физических качеств и повышение их уровня физической
подготовленности.
Подвижные игры - вид физической активности, средства
физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной
тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками,
метаниями, лазанием и другими физическими упражнениями
проводятся как в помещении, так и на местности по определенным
правилам и имеют соревновательный характер.
Урок является основной формой организации занятий в школе. А
преимущество урочной формы проведения занятий заключается в
том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который
обеспечивает эффективность учебно - воспитательного процесса
путем плановой работы в соответствии со стабильным
расписанием, правильным определением целей и задач для каждого
занятия. Для решения поставленных задач большое значение имеет
правильный подбор подвижных игр и игровых заданий, что
поможет учителю придать уроку привлекательную форму,
облегчить процесс запоминания и освоения, повысить
эмоциональный фон урока. При правильной организации занятий с
учетом возрастных особенностей и физической подготовленности
занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние
на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата,
мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а
также повышают функциональную деятельность организма.
Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает
законам, заложенным самой природой в развивающемся организме
ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием
большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы,
которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность
щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные
эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления. Не
следует, однако, занятие или урок играми ограничивать только этим
временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого
детского коллектива, умело сочетаться с другими видами
деятельности. Она уместна во многих случаях. Если ученики
устали от занятий или урока и им нужна разрядка, если
расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным
какое – то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других
случаях игра может быть незаменимым помощником учителя.
Знание игр необходимо каждому учителю. Учителю надо постоянно
уделять внимание изучению игр, помогать друг другу. Как известно,
ученики – самые лучшие распространители и пропагандисты игр.
Как выбрать игры? При выборе игры нужно учесть:
возраст играющих;
помещение для игр;
игры на воздухе (зависят от времени года и погоды, также
учесть надо число участников и выбрать соответствующий
инвентарь.)
Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала и окончания
игр. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им
необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и
ловлей мяча или другими движениями.
Как объяснить игру?
Учитель должен стоять так, чтобы все ученики его видели и он
видел всех учеников. Лучше всего для этого стать в круг вместе с
учениками ( но в центр круга, чтобы ни к кому не стоять спиной ).
Объяснение игры должно быть кратким, четким, но понятным,
ярким и образным. Всегда, когда есть возможность, оно должно
сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры.
Прерывать игру допустимо в исключительных случаях, так как
перерыв приводит к расхолаживанию поведения учащихся и потере
интереса. Подвижная игра повышает моторную плотность урока,
поскольку незадействованных в игровой деятельности практически
не бывает. Поэтому, когда подводится итог урока, обязательно
проводить анализ действий каждого (поведение во время игры,
нарушения правил, отличившиеся и активные участники и. т.д.).
Привлекая учащихся к анализу нужно давать возможность каждому
высказаться, определить свой взгляд на происходящее.
Так как я работаю учителем физкультуры ровожу уроки и в
начальных классах то использую соревновательный метод.
Одним из безусловных факторов привлекательности игр элемент
соревнования. Даже таких простых играх, как «Пустое место» или
«Лишний», уже имеются ясно выраженные стремления играющих к
победе: быстрее в круг, догнать партнера или успеть убежать от
него.
Еще более яркий соревновательный характер носят игры, в которых
учащиеся делятся на группы, команды и где каждая группа или
команда, каждый участник команды стремится достичь лучших
результатов, победить. При этом в одних групповых играх
двигательные действия по сигналам совершаются сразу всеми
участниками («День и ночь», «Пятнашки маршем» и др.) и личное
участие из играющих не бывает в центре внимания остальных, в
других играх (Вызов номеров», все игры – эстафеты и др.) за
личными действиями каждого игрока с пристрастием наблюдают
все остальные участники команды. Играя, дети удовлетворяют
свойственную им потребность в движениях.
Полезность применения соревновательного метода на уроках
физической культуры известна давно. Но насколько применим этот
метод на уроках физической культуры в начальных классах, где
ученики еще мало приучены к соревнованиям.
В какой форме лучше всего проводить соревнования на уроках?
Насколько эффективен соревновательный метод для развития
двигательных качеств младших школьников? Была применена
следующая форма работы. Делалось это так. На уроках физической
культуры в первом и втором классах делим на три или четыре
команды. Учитель назначает капитанов. Каждый ученик по своему
желанию выбирал, в какую команду он хочет вступить. Затем
составы команд примерно уравнивались по силам. В каждой
команде ученики делились по полу, потом выстраивались по росту.
Результаты оценивались учителем? Не только спортивные.
Принимались во внимание организованность учащихся на уроках,
состояние спортивной формы всех команд, правильность
построения и поведение в строю, качество выполнения строевых и
общеразвивающих упражнений. При этом учитывалась и
дисциплинированность команд, активность учащихся,
взаимопомощь. Естественно, наиболее сопоставимые результаты
команд получались не только по этим показателям, а по играм, во
время которых выполняется постоянный подсчет очков, например
таким, как «Вызов номеров».
Таким образом, напрашивается вывод, что в начальных классах
можно с успехом применять соревновательный метод для
повышения эффективности физической подготовки школьников.
Целесообразно использовать соревнования как можно шире не
только при проведении физических упражнений, но и с целью
повышения дисциплинированности, активности, интереса
учащихся к проходимому материалу, развития товарищеской
взаимопомощи. Очень важно при этом хорошо наладить учет
результатов и доводить итоги соревнований до учащихся.
Игра может применяться во всех возрастных группах. Искусство
учителя заключается в том, с каждым разом усложнять игру,
вносить новое содержание. Только в этом случае игры будут иметь
успех, способствовать укреплению здоровья и физическому
развитию школьников.
Игры следует всегда заканчивать организованно. После игры
необходимо подвести итоги: объявить результаты и объяснить
причины таких результатов, отметить положительные и
отрицательные стороны, показать умелое использование в игре
изученных движений и недостатки, дать советы об организации и
проведении игр во внеурочное время. Особенно большое внимание
при подведении итогов обращается на поведение учеников, их
взаимоотношения, взаимодействия. Необходимо высоко оценивать
положительные примеры и призывать к подражанию этим
примерам. Нельзя оставлять без внимания отрицательные моменты
в игре. Показать неприглядность плохих поступков отдельных
игроков – долг учителя. К подведению итогов нужно привлекать
самих участников. Это будет способствовать воспитанию у детей
объективной оценки, как своих действий, так и действий
товарищей, умению выявлять причины побед и поражений. Итоги
игры учитель должен подводить очень тактично, спокойно,
благожелательно.
Дети успешно обогащают свой игровой опыт во время занятий
играми на уроках физической культуры. Общеизвестно, что если на
уроках хорошо разучиваются и проводятся подвижные игры, то они
быстро становятся достоянием детей в быту, что очень важно в
общей работе по физическому воспитанию учащихся.
Соревновательный метод повышает интерес учащихся,
способствует лучшему выполнению упражнений, повышению
результатов. Он позволяет также за короткий промежуток времени
значительно увеличить физиологическую нагрузку на организм.
Кроме того, командные игры содействуют воспитанию у учащихся
чувства коллективизма. Однако нужно учитывать, что
соревновательный метод создает известные предпосылки для
проявления зазнайства, эгоизма со стороны отдельных учащихся
(победителей). Это обязывает учителей весьма осторожно
относиться к использованию соревновательного метода на уроках.
Таким образом одной из ценнейших сторон подвижных игр
является их массовость и комплексное воздействие на физическую
подготовленность детей и подростков. Подвижные игры
способствуют функциональному совершенствованию организма,
развитию физических качеств и формированию двигательных
умений и навыков
Использованная литература:
1.
Геллер Е.М., Коротков И.М. Веселые старты. М., 1978.
2.
Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М., 1980.
3.
Коротков И.М. Подвижные игры в школе. М.,
«Просвещение», 1979.
4.
Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной
школе. М., «Просвещение», 1980.
5.
Иванов Ю.И., Максимова Н.Е. Организация занятий по
туризму в школе и подвижных игр на уроках физкультуры.,
Якутск 2005.
6.
Былеева Л., Коротков И. Подвижные игры. Учебное пособие
для институтов. – М., ФИС, 1982.
7.
Бутин И.М., Бутина И.А., Леонтьева Т.Н., Масленников С.М.
Физическая культура в начальных классах. М., ВладосПресс,
2001.
8.
Видякин М.В. Внеклассные мероприятия по физкультуре в
средней школе. Волгоград, Издательство «Учитель», 2004.
9.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня.
М., 1983.