Напоминание

Дети в обществе: культура поведения


Автор: Елисеева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №141
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Дети в обществе: культура поведения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дети в обществе:

культура поведения

.

Работу составила

Елисеева И.А.

системе образования не маловажным считается, и особое внимание уделяется нравственному

воспитанию подрастающему поколению. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка

является

воспитание

культуры

поведения.

В

обществе

основным

принципом

формирования

культуры

поведения

ребёнка

дошкольного

возраста

является

воспитание

его

в

коллективе

и

через

коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у

них начала коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к

другу,

ответственность

за

участие

в

общем

деле,

оказывать

взаимную

помощь,

быть

дисциплинированным.

В

С

младшего

возраста

дошкольника

необходимо

формировать

навыки

вежливого

общения

и

обращения с близкими ребёнку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам,

находящимся

в

общем

пользовании,

в

процессе

труда

и

выполнение

несложных

поручений.

Воспитательные воздействия родителей и педагогов на детей должны быть едиными последовательными

и

постоянными.

Для

ребёнка

важен

наглядный

показ

и

пояснения

действий,

способов

поведения

в

интересной форме. Каждодневное общение с детьми строится на основе доброжелательности и интереса

к жизни ребёнка педагога. Проявление доброжелательности в общении вызывает у детей эмоциональную

отзывчивость, ответную доброжелательность, жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

Наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять

их в нравственных поступках. Очень важно использовать в работе с детьми этические беседы, просмотр

инсценировок, где задействованы любимые персонажи детей с обязательно последующим обсуждением

их

поступков,

чтение

художественной

литературой,

рассматривание

рисунков

,

художественных

фотографий. Эти приёмы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения общепринятых

норм и поддерживают у него желание поступать правильно.

Обеспечить активность воспитанника можно только при условии постоянного внимания педагога к

внутреннему миру ребёнка и учёта его возрастных и индивидуальных особенностей. И уже исходя из этих

данных,

педагог

выбирает

средства

и

методы

воздействия.

Воспитание

культуры

поведения

должно

осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса. Надо помнить, что успех этого

процесса в неразрывной связи с жизнью и трудом, постепенное включение детей в труд — обязательное

условие становление личности. Эффективным средством воспитания являются правильно организованный

режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность, если воспитатель

активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, то этим он целенаправленно помогает им

строить правильные взаимоотношения друг с другом.

Задачи

воспитания

культуры

поведения

в

программе

рассматриваются,

как

составная

часть

нравственного

воспитания

и

сформулированы

в

виде

конкретных

требований:

привитие

детям

необходимых

гигиенических

навыков,

культуры

поступков

в

различных

ситуациях

и

положительных

взаимоотношений

в разных видах деятельности; воспитание определённых элементов нравственного

сознания и нравственных чувств при их постепенном ознакомлении с окружающем миром; формирование

начальных элементов трудового воспитания.

Культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и подкрепляет их.

В содержание культуры поведения дошкольников можно выделить несколько понятий таких, как культура

деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения

трудовых поручений. Формировать культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать

в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить начатое дело до конца, бережно

относиться

к

игрушкам,

вещам,

книгам.

Дети

к

старшему

дошкольному

возрасту

должны

научиться

готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Показателем культуры деятельности может быть тяга к интересным, содержательным занятиям, умением

дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен распределять по времени свою

деятельность

и

отдых,

организованно

выполнять

гигиенические

процедуры,

утреннюю

гимнастику.

В

воспитании культуры трудовой деятельности можно применять такие показатели, как умение и желание

трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание её цели и смысла; активность и самостоятельность;

взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения подразумевает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и

сверстниками, основанных на доброжелательности и уважении, вежливого поведения в общественном

месте, быту, а также использования словарного запаса и форм обращения. Культура общения учит

воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов. Ребёнок должен понимать

состояние других людей; когда можно побегать, а когда надо быть в состоянии покоя, т. е. поступать

руководствуясь

чувством

уважения

к

окружающим.

Культура

общения

предполагает

культуру

речи.

Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить кратко

при этом сохранять спокойный тон. Важно научить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно

стоять

во

время

разговора,

смотреть

говорящему

в

лицо,

ко

взрослым

обращаться

на

«Вы».

Надо

воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.

Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх и предотвращает

м е ж д у

н и м и

к о н ф л и к т ы .

Культурно-гигиенические навыки - часть культуры поведения. Дети должны понимать, что соблюдение

таких правил как : необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды,

обуви является нормами человеческих отношений и соблюдение этих правил проявляется уважение к

окружающим,

что

любому

человеку

неприятно

касаться

грязной

руки

или

смотреть

на

неопрятную

одежду.

Взрослые

должны

понимать,

что

привитые

в

детстве

навыки,

в

том

числе

культурно-

гигиенические

приносят

человеку

огромную

пользу

в

течении

всей

его

последующей

жизни.

Культуру еды также можно отнести к гигиеническим навыкам, но она имеет и этический аспект — ведь

поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Овладение культурой еды — нелёгкое для дошкольника дело, но надо добиваться, чтобы дети ели с

удовольствием, аппетитом и опрятно.

Особенности формирования нравственного поведения

.

дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственные и волевые

навыки поведения. К старшему возрасту дети должны руководствоваться мотивом общественной

пользы: навести порядок в группе, помочь одеться друг другу, чтобы быстрее выйти на улицу;

выполнять поделки или подарки для родных. Свои поступки и поступки сверстников дети начинают

осмысливать с позиции общепринятых норм, а также оценивают свои ошибки и стараются исправить. Так у

детей

формируются

навыки

нравственного

поведения.

Навыки

постепенно

совершенствуются

,

перерастают

в

привычки,

т. е.

в потребность поступать определённым образом. Наряду хорошими

привычками

у

детей

могут

возникнуть

и

закрепиться

вредные.

Чтобы

этого

избежать,

необходимо

придерживаться принципов единства и целостности воспитательного процесса. Это значит чтобы была

взаимосвязь задач, методов и средств воспитания. Положительные результаты в воспитании культуры

поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям. Закрепление форм

нравственного

поведения,

превращение

их

в

привычку

и

потребность

происходит

на

основе

положительно-эмоционального отношения как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым,

которые

их

организуют

и

регулируют.

В

воспитании

культуры

поведения

значение

имеет

пример

воспитателя.

Его

внешний

облик,

поступки

и

суждения,

спокойный

тон

разговора,

справедливое

отношение к окружающим, и прежде всего к детям - важный пример для подражания. Наблюдения за

детьми выявляют у каждого ребёнка особенности поступков, интересов, отношений с окружающими,

трудности в освоении навыков культуры поведения. Чтобы лучше узнать ребёнка, педагогу необходимы

сведения о его поведении дома.

в

Режимные

процессы:

умывание,

сон,

одевание,

питание

предоставляют

благоприятные

возможности

для

воспитания

культуры

поведения.

Повторяясь

многократно,

они

сильно

влияют

на

формирование у ребёнка чувства времени, активности, самостоятельности в поведении.

Воспитание культуры поведения.

оспитание

нравственных

привычек

осуществляется

в

процессе

постоянно

усложняющихся

взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как

происходит нравственное развитие каждого ребёнка, как меняются проявления его отношения к

сверстникам, к правилам

общественного поведения. Для

освоения детьми наиболее трудных правил

культурного

поведения

целесообразно

использовать

коллективные

игры,

игры-упражнения,

игры-

инсценировки. Они помогают воспитателю группы выявить выравнивать уровень овладения навыками

каждым ребёнком группы. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, педагог корректирует

содержание

игр-занятий

с

учётом

конкретных

условий

и

возможностей

детей.

Совершенствование

навыков нравственного поведения должно проводиться при обязательном варьировании в различных

ситуациях. Здесь важен постоянный творческий подход воспитателя. Чтобы проследить формирование

навыков и привычек культурного поведения следует использовать ситуации, которые требуют от детей

самостоятельности. Оценками показателей усвоенных навыков могут быть такие критерии: используют ли

дети

на

практике

усвоенные

способы,

действия,

навыки;

проявляют

ли

интерес

к

действиям,

характеризующие культуру поведения, испытывают ли потребность в них.

В

В старшем возрасте необходимо формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и

заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в

своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным героям литературных произведений.

В нравственном воспитании старших дошкольников продолжать больше обращать внимание на культуру

общения.

Формирование

уважения

к

окружающим,

доброжелательности,

волевых

качеств

больше

происходит в коллективе сверстников.

Эффективным

методом

уточнения

и

систематизации

нравственных

представлений

старших

дошкольников являются этические беседы, которые отражают в основном подлинно жизненные ситуации,

поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель даёт характеристику

поступкам, которые ребёнок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Такой

анализ ситуаций помогают ребёнку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с

правилами

нравственного

поведения.

Этические

беседы

это

плановые,

подготовленные

и

организованные занятия. Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка

нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Готовясь к

таким беседам, воспитатель должен продумать, что было наиболее ярким фактом впечатлений детей, как

они отнеслись к этому, как переживают его. Результаты этических бесед, должны проявляться в практике

поведения, поступках детей в различных ситуациях.

Основная

задача

нравственного

воспитания

дошкольников

в

старших

возрастах

состоит

в

закреплении, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период

пребывания

в

детском

саду.

Воспитатель

должен

стремиться,

чтобы

моральные

чувства

ребёнка

становились

более

глубокими,

а

их

проявления

в

отношении

к

людям,

к

родной

стране

более

устойчивыми. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям

качествах становятся более осознанными, приобретают большую обобщённость, а навыки нравственного

поведения — более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость.

Также немаловажным умением в этом возрасте дети должны обладать потребностью в соблюдении

правил личной гигиены, в формировании волевых качеств, в накоплении гуманных отношений и культуры

поведения. На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-

занятия, игры-упражнения. Навыки поддержания порядка, чистоты в одежде должны приобретать для

ребёнка всё более осознанный смысл.

От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения. Педагоги первоклассников отмечают

у детей неаккуратность, отсутствие собранности. Одна из воспитательных задач старших дошкольников,

воспитать такие качества как упорство и настойчивость. У ребёнка шести лет возникает и проявляются

моральные переживания, связанные с оценкой своих и чужих поступков.

Опыт

гуманных

взаимоотношений

детей

рассматривается

как

главный

результат

нравственного

воспитания. Значительная часть бесед с выпускниками детского сада следует проводить по вопросам

воспитания культуры общения. Темой этих бесед могут быть поступки самих детей, которые наблюдал

воспитатель или ситуативные беседы из жизни других людей. Эффективно включать в такие беседы

пословицы и поговорки, игры-инсценировки. Главное привлечь внимание детей к моральной оценки

ситуации, к способу разрешения конфликтов.

Воспитание культуры поведения у дошкольника предусматривает не только в рамках детского сада, а

также обязательную связь с воспитанием детей в семье, взаимосвязь педагога и родителей. Эффективным

средством

работы

с

семьёй

служит

«папка-передвижка»,

в

которой

раскрываются

общие

вопросы

культуры поведения.

В

конце

хочется

сказать,

что

органическая

согласованность

в

работе

детского

сада

и

семьи

это

важнейший принцип полноценного воспитания детей.



В раздел образования