Автор: Елисеева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №141
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Дети в обществе: культура поведения
Раздел: дошкольное образование
Дети в обществе:
культура поведения
.
Работу составила
Елисеева И.А.
системе образования не маловажным считается, и особое внимание уделяется нравственному
воспитанию подрастающему поколению. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка
является
воспитание
культуры
поведения.
В
обществе
основным
принципом
формирования
культуры
поведения
ребёнка
дошкольного
возраста
является
воспитание
его
в
коллективе
и
через
коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у
них начала коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к
другу,
ответственность
за
участие
в
общем
деле,
оказывать
взаимную
помощь,
быть
дисциплинированным.
В
С
младшего
возраста
дошкольника
необходимо
формировать
навыки
вежливого
общения
и
обращения с близкими ребёнку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам,
находящимся
в
общем
пользовании,
в
процессе
труда
и
выполнение
несложных
поручений.
Воспитательные воздействия родителей и педагогов на детей должны быть едиными последовательными
и
постоянными.
Для
ребёнка
важен
наглядный
показ
и
пояснения
действий,
способов
поведения
в
интересной форме. Каждодневное общение с детьми строится на основе доброжелательности и интереса
к жизни ребёнка педагога. Проявление доброжелательности в общении вызывает у детей эмоциональную
отзывчивость, ответную доброжелательность, жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.
Наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять
их в нравственных поступках. Очень важно использовать в работе с детьми этические беседы, просмотр
инсценировок, где задействованы любимые персонажи детей с обязательно последующим обсуждением
их
поступков,
чтение
художественной
литературой,
рассматривание
рисунков
,
художественных
фотографий. Эти приёмы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения общепринятых
норм и поддерживают у него желание поступать правильно.
Обеспечить активность воспитанника можно только при условии постоянного внимания педагога к
внутреннему миру ребёнка и учёта его возрастных и индивидуальных особенностей. И уже исходя из этих
данных,
педагог
выбирает
средства
и
методы
воздействия.
Воспитание
культуры
поведения
должно
осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса. Надо помнить, что успех этого
процесса в неразрывной связи с жизнью и трудом, постепенное включение детей в труд — обязательное
условие становление личности. Эффективным средством воспитания являются правильно организованный
режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность, если воспитатель
активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, то этим он целенаправленно помогает им
строить правильные взаимоотношения друг с другом.
Задачи
воспитания
культуры
поведения
в
программе
рассматриваются,
как
составная
часть
нравственного
воспитания
и
сформулированы
в
виде
конкретных
требований:
привитие
детям
необходимых
гигиенических
навыков,
культуры
поступков
в
различных
ситуациях
и
положительных
взаимоотношений
в разных видах деятельности; воспитание определённых элементов нравственного
сознания и нравственных чувств при их постепенном ознакомлении с окружающем миром; формирование
начальных элементов трудового воспитания.
Культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и подкрепляет их.
В содержание культуры поведения дошкольников можно выделить несколько понятий таких, как культура
деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения
трудовых поручений. Формировать культуру деятельности — значит воспитывать у него умение содержать
в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить начатое дело до конца, бережно
относиться
к
игрушкам,
вещам,
книгам.
Дети
к
старшему
дошкольному
возрасту
должны
научиться
готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Показателем культуры деятельности может быть тяга к интересным, содержательным занятиям, умением
дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен распределять по времени свою
деятельность
и
отдых,
организованно
выполнять
гигиенические
процедуры,
утреннюю
гимнастику.
В
воспитании культуры трудовой деятельности можно применять такие показатели, как умение и желание
трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание её цели и смысла; активность и самостоятельность;
взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения подразумевает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и
сверстниками, основанных на доброжелательности и уважении, вежливого поведения в общественном
месте, быту, а также использования словарного запаса и форм обращения. Культура общения учит
воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов. Ребёнок должен понимать
состояние других людей; когда можно побегать, а когда надо быть в состоянии покоя, т. е. поступать
руководствуясь
чувством
уважения
к
окружающим.
Культура
общения
предполагает
культуру
речи.
Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить кратко
при этом сохранять спокойный тон. Важно научить ребёнка внимательно слушать собеседника, спокойно
стоять
во
время
разговора,
смотреть
говорящему
в
лицо,
ко
взрослым
обращаться
на
«Вы».
Надо
воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.
Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх и предотвращает
м е ж д у
н и м и
к о н ф л и к т ы .
Культурно-гигиенические навыки - часть культуры поведения. Дети должны понимать, что соблюдение
таких правил как : необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды,
обуви является нормами человеческих отношений и соблюдение этих правил проявляется уважение к
окружающим,
что
любому
человеку
неприятно
касаться
грязной
руки
или
смотреть
на
неопрятную
одежду.
Взрослые
должны
понимать,
что
привитые
в
детстве
навыки,
в
том
числе
культурно-
гигиенические
приносят
человеку
огромную
пользу
в
течении
всей
его
последующей
жизни.
Культуру еды также можно отнести к гигиеническим навыкам, но она имеет и этический аспект — ведь
поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Овладение культурой еды — нелёгкое для дошкольника дело, но надо добиваться, чтобы дети ели с
удовольствием, аппетитом и опрятно.
Особенности формирования нравственного поведения
.
дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственные и волевые
навыки поведения. К старшему возрасту дети должны руководствоваться мотивом общественной
пользы: навести порядок в группе, помочь одеться друг другу, чтобы быстрее выйти на улицу;
выполнять поделки или подарки для родных. Свои поступки и поступки сверстников дети начинают
осмысливать с позиции общепринятых норм, а также оценивают свои ошибки и стараются исправить. Так у
детей
формируются
навыки
нравственного
поведения.
Навыки
постепенно
совершенствуются
,
перерастают
в
привычки,
т. е.
в потребность поступать определённым образом. Наряду хорошими
привычками
у
детей
могут
возникнуть
и
закрепиться
вредные.
Чтобы
этого
избежать,
необходимо
придерживаться принципов единства и целостности воспитательного процесса. Это значит чтобы была
взаимосвязь задач, методов и средств воспитания. Положительные результаты в воспитании культуры
поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям. Закрепление форм
нравственного
поведения,
превращение
их
в
привычку
и
потребность
происходит
на
основе
положительно-эмоционального отношения как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым,
которые
их
организуют
и
регулируют.
В
воспитании
культуры
поведения
значение
имеет
пример
воспитателя.
Его
внешний
облик,
поступки
и
суждения,
спокойный
тон
разговора,
справедливое
отношение к окружающим, и прежде всего к детям - важный пример для подражания. Наблюдения за
детьми выявляют у каждого ребёнка особенности поступков, интересов, отношений с окружающими,
трудности в освоении навыков культуры поведения. Чтобы лучше узнать ребёнка, педагогу необходимы
сведения о его поведении дома.
в
Режимные
процессы:
умывание,
сон,
одевание,
питание
—
предоставляют
благоприятные
возможности
для
воспитания
культуры
поведения.
Повторяясь
многократно,
они
сильно
влияют
на
формирование у ребёнка чувства времени, активности, самостоятельности в поведении.
Воспитание культуры поведения.
оспитание
нравственных
привычек
осуществляется
в
процессе
постоянно
усложняющихся
взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как
происходит нравственное развитие каждого ребёнка, как меняются проявления его отношения к
сверстникам, к правилам
общественного поведения. Для
освоения детьми наиболее трудных правил
культурного
поведения
целесообразно
использовать
коллективные
игры,
игры-упражнения,
игры-
инсценировки. Они помогают воспитателю группы выявить выравнивать уровень овладения навыками
каждым ребёнком группы. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, педагог корректирует
содержание
игр-занятий
с
учётом
конкретных
условий
и
возможностей
детей.
Совершенствование
навыков нравственного поведения должно проводиться при обязательном варьировании в различных
ситуациях. Здесь важен постоянный творческий подход воспитателя. Чтобы проследить формирование
навыков и привычек культурного поведения следует использовать ситуации, которые требуют от детей
самостоятельности. Оценками показателей усвоенных навыков могут быть такие критерии: используют ли
дети
на
практике
усвоенные
способы,
действия,
навыки;
проявляют
ли
интерес
к
действиям,
характеризующие культуру поведения, испытывают ли потребность в них.
В
В старшем возрасте необходимо формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и
заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в
своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным героям литературных произведений.
В нравственном воспитании старших дошкольников продолжать больше обращать внимание на культуру
общения.
Формирование
уважения
к
окружающим,
доброжелательности,
волевых
качеств
больше
происходит в коллективе сверстников.
Эффективным
методом
уточнения
и
систематизации
нравственных
представлений
старших
дошкольников являются этические беседы, которые отражают в основном подлинно жизненные ситуации,
поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель даёт характеристику
поступкам, которые ребёнок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Такой
анализ ситуаций помогают ребёнку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с
правилами
нравственного
поведения.
Этические
беседы
—
это
плановые,
подготовленные
и
организованные занятия. Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка
нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Готовясь к
таким беседам, воспитатель должен продумать, что было наиболее ярким фактом впечатлений детей, как
они отнеслись к этому, как переживают его. Результаты этических бесед, должны проявляться в практике
поведения, поступках детей в различных ситуациях.
Основная
задача
нравственного
воспитания
дошкольников
в
старших
возрастах
состоит
в
закреплении, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период
пребывания
в
детском
саду.
Воспитатель
должен
стремиться,
чтобы
моральные
чувства
ребёнка
становились
более
глубокими,
а
их
проявления
в
отношении
к
людям,
к
родной
стране
—
более
устойчивыми. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям
качествах становятся более осознанными, приобретают большую обобщённость, а навыки нравственного
поведения — более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость.
Также немаловажным умением в этом возрасте дети должны обладать потребностью в соблюдении
правил личной гигиены, в формировании волевых качеств, в накоплении гуманных отношений и культуры
поведения. На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-
занятия, игры-упражнения. Навыки поддержания порядка, чистоты в одежде должны приобретать для
ребёнка всё более осознанный смысл.
От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения. Педагоги первоклассников отмечают
у детей неаккуратность, отсутствие собранности. Одна из воспитательных задач старших дошкольников,
воспитать такие качества как упорство и настойчивость. У ребёнка шести лет возникает и проявляются
моральные переживания, связанные с оценкой своих и чужих поступков.
Опыт
гуманных
взаимоотношений
детей
рассматривается
как
главный
результат
нравственного
воспитания. Значительная часть бесед с выпускниками детского сада следует проводить по вопросам
воспитания культуры общения. Темой этих бесед могут быть поступки самих детей, которые наблюдал
воспитатель или ситуативные беседы из жизни других людей. Эффективно включать в такие беседы
пословицы и поговорки, игры-инсценировки. Главное привлечь внимание детей к моральной оценки
ситуации, к способу разрешения конфликтов.
Воспитание культуры поведения у дошкольника предусматривает не только в рамках детского сада, а
также обязательную связь с воспитанием детей в семье, взаимосвязь педагога и родителей. Эффективным
средством
работы
с
семьёй
служит
«папка-передвижка»,
в
которой
раскрываются
общие
вопросы
культуры поведения.
В
конце
хочется
сказать,
что
органическая
согласованность
в
работе
детского
сада
и
семьи
—
это
важнейший принцип полноценного воспитания детей.