Автор: Лаптева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад Рябинка
Населённый пункт: г.п. Барсово Сургутский район Тюменская область
Наименование материала: Основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Тема: Финансовая грамотность для детей
Раздел: дошкольное образование
Содержание:
Введение
• Зачем ребенку нужна финансовая грамотность
• Когда следует начинать обучение детей финансовой
грамотности
• Что такое деньги и откуда они появляются
• Как формируется стоимость товаров и услуг
• Как научить детей планировать финансы и бережно
относиться к деньгам.
Заключение
«Нажить много денег — храбрость; сохранить их —
мудрость, а умело расходовать их — искусство.» Бертольд
Авербах
В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто
уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык,
но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить
обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь
возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость,
путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби.
Согласитесь, много кто умеет работать и зарабатывать деньги, но
это далеко не многих привело к финансовой стабильности или
свободе.
Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности
современного человека. Финансовая грамотность дает возможность
управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных
финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по
принятию правильных решений для обеспечения своего финансового
благополучия.
На микроуровне экономические последствия и угрозы низкой финансовой
грамотности населения выражаются в росте числа финансовых
злоупотреблений, в накоплении населением избыточной кредитной
задолженности, неэффективном распределении личных сбережений.
Развитие таких навыков как
предприимчивость, бережливость,
умение управлять своими финансами,
умение грамотно ими распоряжаться и
инвестировать. Наше общество так
устроено, что эти знания на эти темы
никак не раскрываются в школе и в
последующем в институте. Общество
как будто считает, что эти навыки
обращения с деньгами как-то сами
собой появятся у человека. Однако,
как показывает практика, они не
появляются. Более того, большая часть
людей всю жизнь работает, но так и
остается за чертой бедности. Всего
лишь менее 3% населения планеты
живет обеспеченной жизнью, а
богатыми становятся менее 1%.
Возникает вопрос, как попасть в это
1%. И еще более важный вопрос, как
сделать так, чтобы наши дети прожили
счастливую и обеспеченную жизнь?
Зачем нужна ребенку финансовая
грамотность?
«Если хочешь быть богатым, нужно
быть финансово грамотным.» Роберт
Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка,
стараются дать ему всё самое лучшее.
Они отдают его на различные кружки,
учат вежливости, манерам и многому
другому, но большинство совсем
безответственно подходят к такому
важному вопросу, как финансовая
грамотность.
Для того, чтобы ребенок в будущем жил
комфортной, обеспеченной жизнью,
родители должны объяснить своим
детям следующие вопросы про деньги:
1.
Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться.
Финансовая грамотность – это особое качество
человека, которое формируется с самого малого возраста
и показывает умение самостоятельно зарабатывать
деньги и грамотно ими управлять.
Ребенок, с детства знающий цену
деньгам и способы их заработка с
большой вероятностью во взрослой
жизни станет успешным человеком.
Когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами? Хорошо, когда
обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста,
так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от
5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать
понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно
знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно
делиться успехами своей карьеры.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда
они появляются Родителям с самого раннего
возраста необходимо на четких и правильных
примерах объяснить своим детям что такое
деньги и откуда они берутся. Инструкция,
которой следует придерживаться, чтобы ребенок
понял, что такое деньги:
• для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их
рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в
магазинах покупаются товары;
• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы
он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом он поймет, что за вещи надо платить;
• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не
только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
• чтобы ребенок понял откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о
своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие
имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете
определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить
его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам.
Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок
научился контролировать свои финансы:
1.
Детей необходимо брать с собой в магазины. Перед
отправлением, важно рассказать ребенку о том, какое
количество денег берется с собой и о покупках, которые
нужно совершить. В магазине, детей важно ознакомить с
ценами на товары и показать сравнение со стоимостью в
других аналогичных заведениях. Можно попросить дитя,
чтобы он проанализировал и сам решил в каком магазине
наиболее низкие цены на подобные товары.
2.
2. Нужно рассказать ребенку о положительных аспектах
накопления денежных средств. Важно объяснить ему о
стабильности и регулярности вкладов.
3.
3. Лучше всего составлять планирование бюджета вместе со
своим ребенком. Всё необходимо показывать на примерах,
допустим продемонстрировать, что простое выключение за
собой света ведет к некоторой экономии бюджета
.
Деньгами, которые он сэкономит, можно наградить
ребенка.
Старшие дошкольники формируют умения оперировать
деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что
деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают начальные сведения об экономике своего
города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о
продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых
действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать
людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои
деньги.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой
правильного миропонимания и организации эффективного
взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном
возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития
личности.