Автор: Панкратова Наталья Евгеньевна
Должность: Старший вожатый
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Сторожевка Татищевского муниципального района Саратовской области"
Населённый пункт: с.Сторожевка
Наименование материала: статья
Тема: "Роль старшего вожатого в Детской Общественной Организации"
Раздел: среднее образование
«Роль старшего вожатого в Детской
Общественной Организации»
Старший вожатый
МОУ «СОШ с.Сторожевка
Татищевского муниципального района
Саратовской области»
Н.Е.Панкратова.
Детство является особенным, значимым миром для каждого человека.
Этот
жизненный
период
находится
в
постоянном
процессе
развития,
движения. Дети – это будущее взрослых, поэтому, необходимо привлечь
внимание детей во все аспекты взрослых структур.
Основным
видом
сотрудничества
школьников
друг
с
другом,
союзничество с взрослыми – является Детская Общественная Организация.
Занимаясь
в
Детской
Общественной
Организации,
школьнику
приобретают: интересную жизнь, наполненную делами, имеющими большое
значение для окружающих.
На развитие Детской Общественной Организации большое влияние
оказывает именно старший вожатый. Ему необходимо увлечь детей общей
целью, стать для них единомышленником.
В уставе Детской Общественной Организации содержатся основные
функции старшего вожатого, к ним относятся:
1)
Педагогическая.
2)
Защитная.
3)
Прогностическая.
4)
Организаторская.
5)
Коррекционная.
Особую роль в Детской Организации играет сам коллектив. Антон
Семенович
Макаренко
разработал
теорию
коллектива.
Закон
жизни
коллектива гласит: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма
его смерти.
Также,
Антон
Семенович,
выделил
основные
стадии
развития
коллектива.
Первая
стадия:
становление
коллектива.
Организатором
коллектива
является педагог. Закончится данная стадия, когда в коллективе выделится и
заработает актив.
Вторая стадия: стабилизация структуры коллектива. На этой стадии,
коллектив представлен как целостная система, в ней начинают действовать
механизмы самоорганизации и саморегуляции.
Основной
целью
старшего
вожатого
на
данной
стадии
–
является
максимальное
использование
возможностей
коллектива
для
решения
тех
задач,
из-за
которых
он
создавался.
В
этот
период
коллектив
может
переживать скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий
между коллективом и отдельными школьниками.
Третья
стадия:
расцвет
коллектива.
В
данный
период
коллектив
превращается
в
инструмент
индивидуального
развития
каждого
из
его
членов.
Основным признаком третьей стадии является общий опыт, одинаковые
оценки событий.
Четвертая
стадия:
развитие
коллектива.
На
этой
стадии
каждый
школьник
с
помощью
прочно
усвоенному
коллективному
опыту
сам
предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит
в процесс самовоспитания.
Между стадиям нет четкого разграничения, возможность перехода к
последующей стадии создается путем прохождения предыдущей.
Для
создании
успешной,
плодотворной
Детской
Общественной
Организации, старший вожатый должен учитывать все нюансы и полностью
осознавать свою значимость для воспитанников. Вожатый в первую очередь
является
не
руководителем,
а
советником,
партнером.
При
таком
взаимоотношении дети не замыкаются в себя, а наоборот раскрывают все
свои возможности в работе организации, что приводит к успеху развития и
существования Детской Общественной Организации.