Автор: Ганьшина Софья Николаевна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Типичные ошибки учащихся при решении пробных заданий ОГЭ (модуль «Алгебра») и методы их предотвращения
Раздел: среднее образование
Типичные ошибки учащихся при решении пробных заданий ОГЭ
(модуль «Алгебра») и методы их предотвращения
При выполнении пробных заданий ОГЭ учащимися допускается ряд
типичных
ошибок,
в
связи
с
чем,
была
предпринята
попытка
их
систематизировать и предложить методы их предотвращения.
Масса ошибок допускается учащимися вследствие незнания формул
сокращённого умножения или неправильного их применения.
При выполнении 6 задания ОГЭ – «решение уравнения» учащиеся
порой
не
могут
правильно
возвести
в
квадрат
сумму,
содержащуюся
в
скобках.
Если
учащийся
так
и
не
может
запомнить
формулу
«квадрат
суммы/квадрат разности» предлагается записать выражение квадрат суммы
(
а
+
в
)
2
как
произведение
двух
сумм
(а+в)*(а+в)
и
перемножить
их
по
распределительному закону умножения.
Также
в
заданиях,
где
требуется
сравнить
выражения
содержащих
сумму
корней
простых
чисел
√
6
+
√
10 и16
, учащиеся возводят в квадрат
каждое слагаемое, игнорируя необходимость возводить сумму в квадрат в
соответствии с формулой квадрата суммы или же произведения суммы и
суммы, в случае, если забыли формулу.
При
выполнении
двенадцатого
задания,
требующего
упрощения
выражений,
учащимся
стоит
напомнить,
что
самый
простой
метод
разложения многочлена на множители – вынесение общего множителя за
скобки, и в первую очередь стоит проверить многочлен на наличие такого
множителя. Если же он отсутствует – следует проверить на возможность
разложить многочлен на множители по формуле сокращенного умножения.
При этом «подсказки» следует искать в самом задании. Так в выражении
а
2
+
6 а
+
9
а
+
3
по
смыслу
задания
следует
предположить,
что
после
преобразования числителя получится «скобка» аналогичная содержащейся в
знаменателе для последующего сокращения, это поможет слабым ученикам
вспомнить формулу и получить верный результат.
Также, следует обратить внимание учеников, что в первой части ОГЭ в
результате любого задания должна получаться десятичная дробь или целое
число
и
при
получении
в
результате
обыкновенной
дроби,
которую
невозможно
обратить
в
десятичную
или
дискриминанта,
из
которого
не
извлекается квадратный корень, следует воспринимать это как «подсказку»,
указывающую
на
допущенную
вычислительную
ошибку,
требующую
проверки вычислений в этом задании.
Отдельно
стоит
обратить
внимание
на
необходимость
выполнения
самопроверки при решении текстовых задач, которую можно основать на
житейской
логике
и
общем
кругозоре.
Если
при
решении
задач
вес
школьника в ответе составил 480 кг или скорость пешехода превышает 50
км/ч,
резонно
предположить,
что
вычисления
выполнены
неправильно
и
следует их проверить, а лучше выполнить заново.