Автор: Егорова Анастасия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
Раздел: полное образование
Использование информационно-коммуникационных технологий на
уроках английского языка
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что
использование
информационных
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала
учащимися. Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент
извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным
разделам
изучаемого
иностранного
языка,
проводить
углубленное
структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой
форме, использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности,
регулировать
динамическую
последовательность
их
предъявления.
Более
адекватная
форма
презентации
языковых
знаний
дает
положительный
психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание
языкового материала. Внедрение современных образовательных технологий в
процесс
преподавания
иностранного
языка
доступно
каждому
учителю,
важно, чтобы изучение материала заинтересовало бы детей, заставило их
задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей
профессии,
то
просто
для
того,
чтобы
чувствовать
себя
образованным
человеком.
Применение
современных
образовательных
технологий
способствует повышению мотивации, интереса к предмету, желанию изучать
язык и общаться на нем.
Одним из вариантов достижения цели является применение информационно-
коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все
шире используются электронные средства. Каждый урок иностранного языка
должен
быть
направлен
на
практический
результат,
на
достижение
коммуникативной
компетентности,
т.е.,
определенного
уровня
языковых,
страноведческих
знаний,
коммуникативных
умений
и
речевых
навыков,
позволяющих осуществлять иноязычное общение. Использование на уроках
ИКТ,
позволяет
разнообразить
процесс
обучения,
представить
учебный
материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая
схема, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации
учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его
более
содержательным.
Использование
ИКТ
при
изучении
иностранных
языков способствует:
развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
созданию
условий
для
самообразования
учеников
в
интересующих
их
областях знаний; повышению уровня использования наглядности на уроке;
повышению производительности урока;
установлению межпредметных связей;
приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном
языке;
обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка;
развитию
умения
ориентироваться
в
современной
иноязычной
информационной среде. Используя информационные ресурсы сети Интернет,
можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый
ряд дидактических задач, в частности, на уроке английского языка:
а)
формировать
навыки
и
умения
чтения,
непосредственно
используя
материалы сети разной степени сложности
б) совершенствовать умения восприятия иноязычной речи на слух на основе
аутентичных
звуковых
текстов
сети
Интернет,
а
также
подготовленных
учителем текстов.
в)
совершенствовать
умения
монологического
и
диалогического
высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем
или кем-то из учащихся материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально, в письменной
форме
составляя
ответы
партнерам,
участвуя
в
подготовке
рефератов,
сочинений, других видов переписке в процессе совместной деятельности
партнеров;
д.) совершенствование лексико-грамматических навыков, путем тренировки
при помощи программ, игр, тестов. Классические и интегрированные уроки в
сопровождении мультимедийных презентаций, online-тестов и программных
продуктов
позволяют
учащимся
углубить
знания,
полученные
ранее,
как
говорится
в
английской
пословице
-
“Я
услышал
и
забыл,
я
увидел
и
запомнил” Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает
только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит;
50-70%
запоминается
при
участии
в
групповых
дискуссиях,
80%
-
при
самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда
обучающийся
непосредственно
участвует
в
реальной
деятельности,
в
самостоятельной
постановке
проблем,
выработке
и
принятии
решения,
формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на
90%.
На
начальном
этапе
изучения
иностранного
языка
очень
важно
правильно и грамотно научить произносить звуки. Именно фонетическая
сторона владения языком влияет на правильное восприятия языковых единиц
и
формирования
общей
культуры
речи.
При
правильном
формировании
фонетической стороны речи, ребенок будет не просто правильно произносить
лексические единицы, но и с легкостью воспринимать на слух материал на
иностранном
языке,
что
является
неотъемлемой
частью
грамотного
овладения
устной
речью.
При
обучении
фонетике
можно
использовать
презентации с аудио и видео материалами, словарные статьи, озвученные
носителями языка. Также очень важно учитывать возрастные особенности и
уровень
владения
языком.
При
отработке
звуков,
можно
использовать
программы-тренажеры, которые ведут контроль за произношением слова, и
ребенок
не
сможет
перейти
на
новый
этап,
не
произнеся
предыдущие
лексические единицы верно. Чтение - это неотделимая часть при обучении
языку.
На
данном
этапе
очень
помогают
гипертексты.
Гипертекст
–
это
возможность не только прочитать текст, но и более подробно изучить те
явления,
которые
встречаются
в
тексте.
На
начальном
этапе,
можно
использовать
различные
тренажеры
с
упражнениями
типа
«вставь
пропущенную букву, найди одинаковую букву, раздели слова по правилам
чтения и т.п.» Используя ИКТ на уроках при отработке грамматических
форм,
дети
гораздо
быстрее
усваивают
полученную
информацию,
представленную в наглядной форме, чем просто с использованием схем и
таблиц. Когда ребенок видит ситуацию, он ее проживает и оказывается в ней.
Сочетание
различных
видов
работы
на
уроке
с
использованием
информационных технологий может решить проблему развития мотивации
учащихся.
Учителю
при
наличии
новейших
технических
средств,
легче
осуществить
личностно-ориентированный
подход
к
обучению
разноуровневых
учащихся.
Использование
мультимедийных
презентаций
даёт
возможность
управления
вниманием
учащихся
за
счет
эффектов
анимации;
усиление
мотивации
учения;
систематизацию
изученного
материала; формирование компьютерной мультимедийной компетентности,
как учителя, так и и обучающегося. Обучение при помощи современных
компьютерных
технологий
несёт
в
себе
огромный
мотивационный
потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно
насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на
уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с
учителем и одноклассниками на иностранном языке.