Напоминание

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ"


Автор: Сергиенко Екатерина Степановна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области»

Утверждаю

Методическое объединение логопедов

здравоохранения Калининградской

области

18.02.2016г.

Методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В

УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Автор логопед Сергиенко Е.С.

2016г.

Нормально развивающиеся дети к трем годам овладевают системой род-

ного языка и к 4-м годам у них формируются грамматические категории. Но ча-

сто в логопедический кабинет обращаются родители по поводу недоразвития

речи у детей от 3 до 6 лет.

Независимо от природы дефекта у детей с нормальным слухом и первич-

но сохранным интеллектом имеются типичные проявления, указывающие на

системное нарушение речевой деятельности: лексика, грамматический строй,

фонетика.

Неполноценная

речевая

деятельность

накладывает

отпечаток

на

формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой

сферы. Страдает внимание, ограниченные возможности его распределения.

При

относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вер-

бальная память, страдает продуктивность запоминания.

ОНР не однородно по механизмам развития и может наблюдаться при

различных формах нарушения устной речи (алалии, дизартрии и некоторых

других). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития ре-

чи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты

фонемообразования. Речевое недоразвитие у дошкольников может быть выра-

жено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до раз-

вернутой речи с отдельными элементами лексико-грамматического и фонети-

ческого недоразвития. С такими детьми очень важно приступить к логопедиче-

ской работе. Чем раньше будет начата работа по коррекции речи, тем легче и

быстрее компенсируется этот дефект.

Я поставила себе цель - дать методические рекомендации логопедам по

организации логопедической работы детям дошкольного возраста с нормаль-

ным слухом и нормальным интеллектом. Для эффективного воздействия на ре-

чевой дефект, для выбора рациональных и экономных путей его преодоления,

необходима правильная диагностика .

Все специалисты и логопеды детских поликлиник в процессе плановых

осмотров обязаны выявлять детей с недоразвитием речи. После осмотра лого-

педом, необходимо (если ребенок не был осмотрен неврологом и сурдологом)

необходимо направить его на консультацию к этим специалистам. Первичные

механизмы ОНР не могут быть выявлены без проведения неврологического об-

следования, одной из важных задач которого является определение локализа-

ции поражения в нервной системе, то есть постановка топического диагноза.

Одновременно диагностика направлена на выявление основных нарушенных

звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего

определяется

форма

речевых

расстройств.

После

комплексного

врачебно-

логопедического обследования решается вопрос о необходимости и характере

специализированной помощи:

зачислить на индивидуальные или групповые занятия;

направить на ПМПК для определения в логопедическую группу

детского сада;

периодические консультативные занятия для детей 3-х лет;

направить в плановом порядке на стационарное лечение.

Формы работы:

с дети 3-х летнего возраста проводятся консультативные занятия;

С детьми старшего возраста, объединяемых в группы, не более трех

человек, следует заниматься систематически не реже двух раз в неделю

по 30 – 40 минут с перерывами на отдых.

Каждое занятие должно содержать несколько основных видов коррекци-

онной работы:

развитие слухового и зрительного внимания;

развитие общей и речевой моторики;

повышение уровня представлений об окружающем мире;

работу над грамматическом строем речи и расширением словарного запаса.

В связи с тем, что логопедическое обследование достаточно объемно и

требует сосредоточенного внимания не только ребенка, но и логопеда, это об-

следование следует проводить постепенно в процессе ряда занятий. При этом в

качестве дидактического материала используются различные пособия- картин-

ки, игрушки, .альбомы, заранее подобранные и удобно расположенные.

Обследование ребенка проводится по определенной схеме.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО

И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

( от 2 до 4 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения, возраст _________________________________________________________

Национальный язык, двуязычие (если есть) ________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________

Решением медико-педагогической комиссии от ____________________________________

протокол № ___________ принят на срок __________________________________________

Заключение МПК ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты__________________________________________________

Логопед ______________________________________________________________________

Решением МПК от _____________________________________________________________

выпускается с _________________________________________________________________

( состояние речи)

в ____________________________________________________________________________

(вид школы, ДОУ)

Ответственный за выпуск _______________________________________________________

Члены МПК (фамилии логопедов) ________________________________________________

Анамнез

Мать _________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец _________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у

родителей ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________

_____________________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок ________________________________________

Протекание беременности ( токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения,

травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции) _____________________________

_____________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) __________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________________________

_____________________________________________________________________________

Когда закричал ребенок ________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________

Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-

фактора матери и ребенка) ______________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении ________________________________________________

Вскармливание: когда принесли кормить __________________________________________

как взял грудь __________________________________________________

как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) _______________

Грудное вскармливание до ______________________________________________________

Когда выписали из роддома _____________________________________________________

если задержались, то почему ____________________________________________________

Раннее развитие

Голову держит с _______________________________________________

( в N с 1,5 мес.)

Сидит ________________________________________________________

( в N с 6 мес.)

Стоит ________________________________________________________

( в N с 11-12 мес.)

Ходит ________________________________________________________

( в N с 1 года)

Первые зубы __________________________________________________

( в N в 6-8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

судороги при высокой температуре)

До года ______________________________________________________________________

После года ____________________________________________________________________

До 3 лет ______________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха

и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление ___________________________________________________ (в N 2-3 мес.)

Лепет _____________________________________________________ ( в N от 4 до 8 мес.)

Характер лепета _______________________________________________________________

Первые слова ______________________________________________ (в N около года)

Первые фразы _____________________________________________

( в N от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _______________________________

_____________________________________________________________________________

Использование жестов __________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным;

постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)

_____________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом (с какого возраста) _____________________________________

Результаты логопедической работы ______________________________________________

I.

Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение

неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми

предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3. Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – малень-

кий;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы ( с3 лет.):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу:

круг, треугольник, квадрат).

4. Исследование зрительно - пространственного гнозиса праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная

напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и

др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

-

пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

-

перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

-

медленно покружиться на месте;

-

бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

-

поймать брошенный мяч;

-

подпрыгнуть на двух ногах на месте;

-

выполнить наклоны вперед и в сторон.

Для детей от 3 до 4 лет:

-

пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25

см друг от друга;

-

перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

-

пройти по положенному на пол шнуру;

-

прыгнуть в длину с места;

-

переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спи-

ной, перед собой);

6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

В 2-3 года:

-

«покормить» куколку;

-

слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;

-

уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3-4 года:

-

расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

-

рисовать горизонтальные и вертикальные линии;

-

рисовать круг, тело человека;

-

складывать крупную мозаику.

II.

Исследование фонетической стороны речи (определение симпто-

матики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.

Мышка пищит: и-и-и

Ребенок плачет: уа.

Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у.

Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа.

Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количе-

ство слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные: ____________________________________________________________________

Согласные: ___________________________________________________________________

[б], [п,] [м] ____________________________________________________________________

[в,] [ф]________________________________________________________________________

[д,] [т,] [н] ____________________________________________________________________

[г,] [к,] [х] ____________________________________________________________________

[й]___________________________________________________________________________

свистящие ____________________________________________________________________

шипящие _____________________________________________________________________

аффрикаты ___________________________________________________________________

[л,] [л’]_______________________________________________________________________

[р,] [р’] _______________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

-

поднять брови вверх («удивиться»);

-

нахмурить брови («рассердиться»);

-

прищурить глаза;

-

надуть щеки («толстячок»);

-

втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):

а) губы – «улыбка» - «трубочка»;

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).

объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме,

учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (мягкая, твердая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности просодической стороны речи

(при наличии фразовой речи):

а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

б) ритм (нормальный, аритмия);

в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на зву-

ки);

г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побуди-

тельной).

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол – стул,

косы – козы;

папа – баба,

горка – корка;

точка – дочка,

миска – мишка.

2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя

импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы):

показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам: «Иг-

рушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

-

показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. ( на картинках);

-

выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «По-

сади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на

картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).

3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («По-

ложи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).

4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на

картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

V. Исследование лексики и грамматического строя

экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными

словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одеж-

да», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.;

б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рису-

ет, пьет, гуляет и т.д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества

предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);

а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множе-

ственного числа:

стол – столы

рука – руки

мяч – мячи

шар – шары

кукла – куклы

глаз - глаза

б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без

предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);

в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без

предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – Лисы.

Это сумка кого? – Мамы.

Это машина кого? – Мальчика.

Это уши кого? – Зайца;

г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и

женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина –

красная, чашка – синяя);

д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за

(назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предме-

тами);

е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: как

назвать маленький предмет? (по картинкам):

стол – столик

ложка - …

нос - …

кукла - …

дом - …

кровать - …

VI. Состояние связной речи

(обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение

Дата _________________________________________________________________________

Логопед ______________________________________________________________________

Консультант врачей – специалистов:

ЛОР _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Невропатолог _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Психоневролог ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

Дата рождения, возраст _________________________________________________________

Национальность ( отметить, если есть документ)____________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

Из какого д/с поступил _________________________________________________________

(№, д/с, район)

Дата поступления в речевую группу______________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от______________________________________

Протокол № ____________________________ Принят на срок ________________________

Заключение медико-педагогической комиссии _____________________________________

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты ______________________ Логопед ___________________

Решением РМПК от ____________________________________________________________

выпускается с ___________________________________________________________ речью

в _________________________________________________________ ( вид школы, д/сада)

Ответственный за выпуск _______________________________________________________

Члены РМПК _________________________________________________________________

(фамилии логопедов)

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Анамнез

Мать _________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец _________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания____________________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рож-

дения ребенка______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________

_____________________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок ________________________________________

Протекание беременности ( токсикоз – 1я половина, 2я половина беременности; падения,

травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) _________________

_____________________________________________________________________________

Роды ( досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _________________

_____________________________________________________________________________

Стимуляция ( механическая, химическая, электростимуляция) _______________________

Когда закричал ребенок ________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия ( белая, синяя) _________________________________________

Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ______________________

Вес и рост при рождении _______________________________________________________

Вскармливание:

Когда принесли кормить ________________________________________________________

Как взял грудь ________________________________________________________________

Как сосал ____________________________________________________________________

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _______________________________________

Грудное вскармливание до ______________________________________________________

Когда выписались из роддома ___________________________________________________

если задержались, то почему ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать голову _________________________________

( в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть _________________________________________

(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить _________________________________________

(в норме с 11 – 12 мес.)

Когда появились первые зубы _______________________________

(в норме с 6 – 8 мес.)

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой тем-

пературе)

До года _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

После года:

до 3 лет _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

после 3 лет _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в

настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты) _______________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

1. Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек ( «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремуш-

ка, дудочка, гармоника?») ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) ______________________

_______________________________________________________________________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма ( - длит. звук; . короткий зв.)

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --.., -..-, ..--, -…, …- ____________________________________

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --…, …-- ____________________________________

3. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фоны:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий ________________________

_______________________________________________________________________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый

________________________________________________________________________________

б) показ основных цветов _________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу________________________

________________________________________________________________________________

5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо _____________________________

________________________________________________________________________________

6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо ____________________

________________________________________________________________________________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади

________________________________________________________________________________

в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет)

________________________________________________________________________________

г) складывание фигур из палочек __________________________________________________

5. Состояние общей моторики:

- сила движений _________________________________________________________________

- точность движений _____________________________________________________________

- темп движений _________________________________________________________________

- координация движений __________________________________________________________

- переключение от одного движения к другому________________________________________

6. Состояние ручной моторики:

- точность движений _____________________________________________________________

- темп движений _________________________________________________________________

- синхронность движений правой и левой руки _______________________________________

- переключение от одного движения к другому _______________________________________

Задания. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика,

шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.

От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» ( пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-

1);

- кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);

- чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения.

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

[б]-[п]-[м]

[в]-[ф]

[г]-[д]-[н]

[г]-[к]-[н]

[й]

[с]

[с’]

[з]

[з’]

[ц]

[ш]

[ж]

[щ]

[ч]

[л]

[л’]

[р’]

[р]

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, иска-

жение.

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

А) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

Б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

В) челюсти;

Г) прикус (прогнотия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный при-

кус);

Д) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная

щель);

Е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

Ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Речевая моторика

1. Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

- поднять брови вверх («удивиться») ________________________________________________

- нахмурить брови («расседиться») _________________________________________________

- прищурить глаза ________________________________________________________________

- надуть щеки («толстячок»)_______________________________________________________

- втянуть щеки («худышка»)_______________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляторной моторики.

Задания:

Губы

«Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а) наличие или отсутствие движений _______________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) _______________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) ________________________________

г) переключение от одного движения к другому ______________________________________

д) объем движений (полный, неполный) _____________________________________________

е) точность выполнения __________________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) _________________

з) замены движения ______________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия) ______________________________________

Язык

Широкий – узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) __________________________

________________________________________________________________________________

Кончик языка

поднять _______________________________________________________

опустить ______________________________________________________

«Маятник» ______________________________________________________________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) _________________________

«Цоканье» ______________________________________________________________________

а) наличие или отсутствие движений ________________________________________________

б) тонус ________________________________________________________________________

в) темп _________________________________________________________________________

г) переключение от одного движения к другому ______________________________________

д) объем движения _______________________________________________________________

е) точность выполнения ___________________________________________________________

ж) замены движения ______________________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения _____________________________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезия) ______________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка _____________________________

Мягкое небо

Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте. (Отметить те же параметры движе-

ний) ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Состояние дыхательной системы.

1. Тип, объем, плавность неречевого дыхания, продолжительность речевого выдоха

________________________________________________________________________________

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) ________________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка _________________________________________

в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) ___________________________

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Особенности динамической стороны речи

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный) _________________________________________

2. Ритм _________________________________________________________________________

3. Правильность употребления пауз _________________________________________________

4. Употребление основных видов интонации ( повествовательной, вопросительной, побуди-

тельной) ________________________________________________________________________

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Воспроизведение звук слоговой структуры слова

1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет

дом

мостик

кошка

снег

каша

капуста

крыша

хлеб

помидоры

с 5 лет

помидоры

милиционер

сквозняк

аквариум

сковорода

лекарство

температура

простокваша

свисток

подснежник

2. Предложения (с 5 лет);

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Состояние фонематического восприятия

(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с 4 лет:

па-ба

на-га

ба-на

та-на

ва-та

га-да

та-да

ка-га

мя-ма

ба-ма

с 6 лет

ба-ба-па

са-ша-са

та-да-та

жа-за-жа

га-ка-га

ча-ша-ча

ба-бя-ба

за-са-за

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

показать картинки:

мишка –

мышка

уточка –

удочка

бочка –

почка

трава –

дрова

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска – мишка

цветик – Светик

крыса – крыша

вечер – ветер

речка – редька

косы – козы

челка – щелка

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

с 4 лет:

1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м]

(мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом,

рыба, дрова, стол, шар.

с 5 лет:

2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня,

аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

с 6 лет:

3. Определение первого согласного звука в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка,

чашка, щука.

4. Определение последнего звука в словах: мак, дом, камыш, ключ, танк, муха, барабан,

труба.

5. определение последовательности звуков в слове: мак, суп, лук, каша, рама.

6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Исследование понимания речи (импрессивной речи)

1. Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значений слов.)

- Покажи, где кукла, стол, стул.

- Посади куклу, мишку и т.д.

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.

с 4 лет:

2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

- Покажи, где:

стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы.

2.2. Различение предложно – падежных конструкций ( с предлогами в, на, по, под, над, перед,

за, около)

- Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.

с 5 лет:

2.3. Дифференциация предложно – падежный конструкций с предлогами в – из, на – с, под –

из-под:

- возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.

- Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3. Дифференциация форм словообразования.

с 5 лет:

3.1. Дифференциация уменьшительно – ласкательных существительных:

- Покажи, где: дом – домик, стул – стульчик, одеяло – одеяльце, подушка – подушечка, замок

– замочек.

3.2. Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:

- Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинке.

3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вошел, вышел, пере-

шел, зашел, отошел.

4. Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1. Словосочетания.

- Покажи:

ключом карандаш,

ключ карандашом,

где хозяин собаки,

где собака хозяина,

дочка мамы

,мама дочки.

4.2. Простые распространенные предложения.

- Покажи картинку:

Девочка рвет цветы.

Девочка играет в мячик.

Девочка убирает комнату.

4.3. Вопросительные предложения:

-

Кого ловит девочка?

-

Чем девочка ловит бабочку?

-

Кто ловит бабочку?

с 6 лет:

4.4. Понимание связной речи

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Исследование лексики

и грамматического строя экспрессивной речи

1. Активный словарь.

1.1.

Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», Посуда», «Одежда», «Животные»,

«Семья» и др. – в соответствии с Программой детского сада.

1.2. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

с 5 лет:

- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, и др.

._____________________________________________________________________________

- Части одежды: рукав, воротник, пуговица ________________________________________

- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье __________________________________

- Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ___________________________________

с 6 лет:

- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь _______________________________________

- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля ______________________________

- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор ____________________________________

- Части окна: рама, подоконник, стекло ____________________________________________

1.4.Название профессий.

1.5.Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

с 5 лет:

- Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________

- Кто как передвигается? ________________________________________________________

- Кто как кричит? ______________________________________________________________

с 6 лет:

- Кто какие звуки издает? _______________________________________________________

- Кто что делает ( с использованием названий профессий)? ___________________________

1.6.Прилагательные.

Название цветов.

с 4 лет:

Белый, черный, красный, синий, зеленый __________________________________________

с 5 лет:

Коричневый, розовый, голубой, оранжевый ________________________________________

Название формы.

с 5 лет:

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный _______________________

1.7.Подбор антонимов ( с 6 лет):

Добро - …

Горе - …

Друг - …

Хороший - …

Большой - …

Широкий - …

Высокий - …

Легкий - …

Поднимать - …

Давать - …

Покупать - …

2.

Состояние словоизменения.

с 4 лет:

2.1. употребление существительных в именительном падеже единственного и множественно-

го числа:

стол –

дерево –

кукла –

окно -

ухо –

стул -

слон –

воробей -

рукав –

пень -

глаз –

лев -

рот –

сон -

лист –

2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

- У меня есть карандаш (кукла) ____________________________________________________

- У меня нет … __________________________________________________________________

- Я рисую …____________________________________________________________________

- Папа пишет … _________________________________________________________________

с 5 лет:

2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Много чего?

шар - …

дерево - …

стол - …

лист - …

дом - …

стул - …

береза - …

мяч - …

чашка - …

ключ - …

книга - …

карандаш - …

2.4. Употребление предложно – падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, пе-

ред, около).

2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов:

Шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …, ботинок - …

2.6. Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:

дом -

шар –

кукла -

жук –

с 6 лет:

карандаш –

ключ –

лев –

озеро –

дверь –

3.

Состояние словообразования.

с 5 лет:

3.1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- Как назвать маленький предмет?

стол -

кукла –

мяч -

ложка –

дом -

шкаф –

кровать -

миска –

береза –

с 6 лет:

гриб –

воробей –

лиса -

одеяло –

лист –

3.2. Образование названий детенышей животных.

с 4 лет:

У кошки –

у гуся –

У утки -

у лисы –

с 5 лет:

У зайца –

у медведя –

У белки -

у волка –

с 6 лет:

У коровы –

У лошади –

У собаки –

3.3 Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):

- относительных (из чего сделано):

дерево -

резина –

бумага -

металл –

солома -

снег –

мех -

брусника –

пух -

черника –

кирпич -

шерсть –

- притяжательных (чей? чья? чье?):

сумка мамы -

хвост зайца –

кофта бабушки -

лапа медведя –

газета папы -

шерсть волка –

нора лисы –

3.4. Образование приставочных глаголов ( с 6 лет)

назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит – уходит – входит – выходит – переходит

бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает

летит - …

3.5. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)

рисовал –

писал –

делал –

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6

лет).

Вывод: _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Дата ________________________ Логопед _________________________________________

Консультации врачей – специалистов:

ЛОР

Невропатолог

Психоневролог

Проведенное подробное логопедическое обследование и сопоставление

его с врачебными данными о неврологическом и психическом статусе ребенка

помогут логопеду установить характер и степень речевого недоразвития для

выбора наиболее рациональных путей логопедического воздействия

.

Методические указания к работе с детьми с ОНР

Организация логопедической помощи осуществляется в соответствии с

Уставом и образовательной программой ДОО.

ОНР 1уровня.

Понятие

«безречевые

дети».

Ведущий

речевой

дефект

грубое

недоразвитие лексики. Дисбаланс между импрессивной и экспрессивной речью.

Основные задачи коррекционной работы: побуждение к самостоятельной речи;

создание условий для психологической базы речи; расширение пассивного

словаря;

активизация

самостоятельной

речи;

формирование

элементарной

фразовой речи. Содержание коррекционно-логопедических программ по работе

с детьми с ОНР 1 уровня. Индивидуальные и подгрупповые формы работы.

Общие подходы и авторские методики формирования словаря при ОНР 1

уровня. Планирование работы, анализ методических и дидактических пособий,

речевого и игрового материала.

ОНР 2 уровня.

Ведущий речевой дефект – грубое недоразвитие лексико-грамматической

стороны

речи.

Основные

задачи

коррекционной

работы:

расширение

пассивного

и

активного

словаря;

расширение

грамматических

форм,

их

использование

во

фразовой

речи;

развитие

связной

диалогической

речи;

активизация грамматических обобщений и противопоставлений; подготовка к

исправлению

нарушенного

звукопроизношения.

Индивидуальные

и

подгрупповые

формы

работы.

Содержание

коррекционно-логопедических

программ по работе с детьми с ОНР 2 уровня. Общие подходы и авторские

методики

формирования

лексико-грамматических

форм

языка

при

ОНР

2

уровня. Планирование работы. Анализ методических пособий, дидактического,

речевого и игрового материала.

ОНР 3 уровня.

Ведущий речевой дефект – грубое недоразвитие связной речи. Основные

задачи

коррекционной

работы:

развитие

связной

(диалогической

и

монологической) речи (формирование разных видов связных высказываний);

расширение

пассивного

и

активного

словаря;

расширение

грамматических

форм, их использование в активной речи; развитие связной монологической

речи;

исправление

нарушений

звукопроизношения;

подготовка

к

обучению

грамоте.

Содержание

коррекционно-логопедических

программ

по

работе

с

детьми

с

ОНР

3

уровня.

Индивидуальные,

фронтальные

и

подгрупповые

формы работы. Общие подходы и авторские методики формирования связной

речи. Планирование работы. Анализ методических пособий, дидактического,

речевого и игрового материала.

ОНР 4 уровня.

Ведущий

дефект

нерезко

выраженное

ОНР.

Основные

задачи

коррекционной работы: развитие связной (диалогической и монологической)

речи

(формирование

разных

видов

связных

высказываний);

расширение

пассивного

и

активного

словаря;

расширение

грамматических

форм,

их

использование

в

активной

речи;

развитие

связной

монологической

речи;

исправление нарушений звукопроизношения; подготовка к обучению грамоте.

Содержание коррекционно-логопедических программ по работе с детьми с

ОНР 4 уровня. Индивидуальные, фронтальные и подгрупповые формы работы.

Общие

подходы

и

авторские

методики

формирования

связной

речи.

Планирование

работы.

Анализ

методических

пособий,

дидактического,

речевого и игрового материала.

Методические рекомендации

составлены логопедом

Сергиенко Е.С.

(ГБУЗ «Детская областная больница

Калининградской области»).

Методическая литература, рекомендуемая в работе с детьми с ОНР.

а) основная литература:

Логопедия : учебник для вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С.

Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

б) дополнительная литература:

1

Бессонова, Т. П. Развитие речи : учебник для подготовительного класса

школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. (1 отделение) / Т. П.

Бессонова, О. Е. Грибова. – Москва : Просвещение, 2010. – 207 с.

2

Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с

нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учеб.-метод.

пособие / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 – 133

с.

3

Ефименкова, Л. Н. Коррекция звуков речи у детей : книга для логопеда / Л.

Н. Ефименкова. – Москва : Просвещение, 1987. – 197c.

4

Ефименкова,

Л.

Н.

Коррекция

устной

и

письменной

речи

учащихся

начальных классов./ Л. Н. Ефименкова. – Москва : Просвещение, 1991. – 224

с.

5

Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда

на школьном логопедическом пункте / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. –

Москва : Просвещение, 2009. – 239 с.

6

Жигорева,

Марина

Васильевна.Дети

с

комплексными

нарушениями

в

развитии:

учебное

пособие

для

вузов/М.

В.

Жигорева.-Москва

:

Академия,2006. -122 с.

7

Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического

мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР : Некоторые

методы и

приемы :

Методическое пособие

/

В.

В.

Коноваленко,

С. В.

Коноваленко. – Москва : ГНОМ и Д, 2003. – 46 с.

8

Краузе,

Е.

Логопедия

/

Е.

Краузе.-2-е

изд.,

испр.

Санкт-Петербург

:

КОРОНА принт, 2003. – 206 с.

9

Логопедия :учебник для вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. –

3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 677 с.

10

Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для

детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева.-2-е изд., перераб. и доп.

– Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 525 с.

11

Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – 2-е изд. – Санкт-

Петербург :Питер, 2004. – 349 с.

12

Практикум по дошкольной логопедии : учеб. пособие для пед. Институтов /

В.

И.

Селиверстов

др.];

под

ред.

В.

И.

Селиверстова.

Москва

:Просвещение, 1988. – 221 с.

13

Практикум

по

детской

логопедии

:

учеб.

пособие

для

вузов/

В.

И.

Селиверстов [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. – 2-е изд. – Москва :

ВЛАДОС, 1997. – 270 с.

14

Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А. Логопедическая работа в специальном

детском саду : учеб. пособие для вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. –

Москва : Просвещение, 1987. – 139 с.

15

Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Устранение общего недоразвития речи у

детей дошкольного возраста : Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В.

Чиркина. – Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2004. – 209 с.

16

Флерова, Ж. М. Логопедия : учеб. пособие для логопедов и родителей / Ж.

М. Флерова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 319 с.

17

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учеб. пособ. для высш. и

средних пед. учеб. завед.: В 2 т. / сост. : Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская, Г. А.

Волкова и др., под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – Москва :

ВЛАДОС. – Т. 2. – 1997. – 655 с.

18

Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособ.

для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина.

– Москва :

Академия, 2013. – 238 с.



В раздел образования