Автор: Сергиенко Екатерина Степановна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ"
Раздел: среднее профессиональное
ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области»
Утверждаю
Методическое объединение логопедов
здравоохранения Калининградской
области
18.02.2016г.
Методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В
УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Автор логопед Сергиенко Е.С.
2016г.
Нормально развивающиеся дети к трем годам овладевают системой род-
ного языка и к 4-м годам у них формируются грамматические категории. Но ча-
сто в логопедический кабинет обращаются родители по поводу недоразвития
речи у детей от 3 до 6 лет.
Независимо от природы дефекта у детей с нормальным слухом и первич-
но сохранным интеллектом имеются типичные проявления, указывающие на
системное нарушение речевой деятельности: лексика, грамматический строй,
фонетика.
Неполноценная
речевая
деятельность
накладывает
отпечаток
на
формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой
сферы. Страдает внимание, ограниченные возможности его распределения.
При
относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вер-
бальная память, страдает продуктивность запоминания.
ОНР не однородно по механизмам развития и может наблюдаться при
различных формах нарушения устной речи (алалии, дизартрии и некоторых
других). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития ре-
чи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты
фонемообразования. Речевое недоразвитие у дошкольников может быть выра-
жено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до раз-
вернутой речи с отдельными элементами лексико-грамматического и фонети-
ческого недоразвития. С такими детьми очень важно приступить к логопедиче-
ской работе. Чем раньше будет начата работа по коррекции речи, тем легче и
быстрее компенсируется этот дефект.
Я поставила себе цель - дать методические рекомендации логопедам по
организации логопедической работы детям дошкольного возраста с нормаль-
ным слухом и нормальным интеллектом. Для эффективного воздействия на ре-
чевой дефект, для выбора рациональных и экономных путей его преодоления,
необходима правильная диагностика .
Все специалисты и логопеды детских поликлиник в процессе плановых
осмотров обязаны выявлять детей с недоразвитием речи. После осмотра лого-
педом, необходимо (если ребенок не был осмотрен неврологом и сурдологом)
необходимо направить его на консультацию к этим специалистам. Первичные
механизмы ОНР не могут быть выявлены без проведения неврологического об-
следования, одной из важных задач которого является определение локализа-
ции поражения в нервной системе, то есть постановка топического диагноза.
Одновременно диагностика направлена на выявление основных нарушенных
звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего
определяется
форма
речевых
расстройств.
После
комплексного
врачебно-
логопедического обследования решается вопрос о необходимости и характере
специализированной помощи:
зачислить на индивидуальные или групповые занятия;
направить на ПМПК для определения в логопедическую группу
детского сада;
периодические консультативные занятия для детей 3-х лет;
направить в плановом порядке на стационарное лечение.
Формы работы:
с дети 3-х летнего возраста проводятся консультативные занятия;
С детьми старшего возраста, объединяемых в группы, не более трех
человек, следует заниматься систематически не реже двух раз в неделю
по 30 – 40 минут с перерывами на отдых.
Каждое занятие должно содержать несколько основных видов коррекци-
онной работы:
развитие слухового и зрительного внимания;
развитие общей и речевой моторики;
повышение уровня представлений об окружающем мире;
работу над грамматическом строем речи и расширением словарного запаса.
В связи с тем, что логопедическое обследование достаточно объемно и
требует сосредоточенного внимания не только ребенка, но и логопеда, это об-
следование следует проводить постепенно в процессе ряда занятий. При этом в
качестве дидактического материала используются различные пособия- картин-
ки, игрушки, .альбомы, заранее подобранные и удобно расположенные.
Обследование ребенка проводится по определенной схеме.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО
И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
( от 2 до 4 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________________________
Национальный язык, двуязычие (если есть) ________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________
Решением медико-педагогической комиссии от ____________________________________
протокол № ___________ принят на срок __________________________________________
Заключение МПК ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты__________________________________________________
Логопед ______________________________________________________________________
Решением МПК от _____________________________________________________________
выпускается с _________________________________________________________________
( состояние речи)
в ____________________________________________________________________________
(вид школы, ДОУ)
Ответственный за выпуск _______________________________________________________
Члены МПК (фамилии логопедов) ________________________________________________
Анамнез
Мать _________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец _________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у
родителей ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________
_____________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок ________________________________________
Протекание беременности ( токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения,
травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции) _____________________________
_____________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) __________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________________________
_____________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________
Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-
фактора матери и ребенка) ______________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении ________________________________________________
Вскармливание: когда принесли кормить __________________________________________
как взял грудь __________________________________________________
как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) _______________
Грудное вскармливание до ______________________________________________________
Когда выписали из роддома _____________________________________________________
если задержались, то почему ____________________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с _______________________________________________
( в N с 1,5 мес.)
Сидит ________________________________________________________
( в N с 6 мес.)
Стоит ________________________________________________________
( в N с 11-12 мес.)
Ходит ________________________________________________________
( в N с 1 года)
Первые зубы __________________________________________________
( в N в 6-8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До года ______________________________________________________________________
После года ____________________________________________________________________
До 3 лет ______________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха
и зрения ребенка в настоящее время
(в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление ___________________________________________________ (в N 2-3 мес.)
Лепет _____________________________________________________ ( в N от 4 до 8 мес.)
Характер лепета _______________________________________________________________
Первые слова ______________________________________________ (в N около года)
Первые фразы _____________________________________________
( в N от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _______________________________
_____________________________________________________________________________
Использование жестов __________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным;
постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)
_____________________________________________________________________________
Занимались ли с логопедом (с какого возраста) _____________________________________
Результаты логопедической работы ______________________________________________
I.
Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение
неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми
предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
г) индивидуальные особенности.
2. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек;
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).
3. Исследование зрительного восприятия:
а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – малень-
кий;
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
в) восприятие формы ( с3 лет.):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу:
круг, треугольник, квадрат).
4. Исследование зрительно - пространственного гнозиса праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).
5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная
напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и
др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
-
пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
-
перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
-
медленно покружиться на месте;
-
бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
-
поймать брошенный мяч;
-
подпрыгнуть на двух ногах на месте;
-
выполнить наклоны вперед и в сторон.
Для детей от 3 до 4 лет:
-
пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25
см друг от друга;
-
перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
-
пройти по положенному на пол шнуру;
-
прыгнуть в длину с места;
-
переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спи-
ной, перед собой);
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2-3 года:
-
«покормить» куколку;
-
слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
-
уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
В 3-4 года:
-
расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
-
рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
-
рисовать круг, тело человека;
-
складывать крупную мозаику.
II.
Исследование фонетической стороны речи (определение симпто-
матики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а.
Мышка пищит: и-и-и
Ребенок плачет: уа.
Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у.
Заблудились в лесу: ау.
Ослик кричит: иа.
Кошка мяукает: мяу.
Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количе-
ство слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные: ____________________________________________________________________
Согласные: ___________________________________________________________________
[б], [п,] [м] ____________________________________________________________________
[в,] [ф]________________________________________________________________________
[д,] [т,] [н] ____________________________________________________________________
[г,] [к,] [х] ____________________________________________________________________
[й]___________________________________________________________________________
свистящие ____________________________________________________________________
шипящие _____________________________________________________________________
аффрикаты ___________________________________________________________________
[л,] [л’]_______________________________________________________________________
[р,] [р’] _______________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
-
поднять брови вверх («удивиться»);
-
нахмурить брови («рассердиться»);
-
прищурить глаза;
-
надуть щеки («толстячок»);
-
втянуть щеки («худышка»);
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):
а) губы – «улыбка» - «трубочка»;
б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в) объем движений (полный, неполный);
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движений;
е) добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)
1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).
объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме,
учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).
2. Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) атака голоса (мягкая, твердая);
г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи
(при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный);
б) ритм (нормальный, аритмия);
в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на зву-
ки);
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побуди-
тельной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол – стул,
косы – козы;
папа – баба,
горка – корка;
точка – дочка,
миска – мишка.
2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя
импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы):
показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам: «Иг-
рушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
-
показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. ( на картинках);
-
выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «По-
сади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на
картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («По-
ложи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на
картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).
V. Исследование лексики и грамматического строя
экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными
словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одеж-
да», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.;
б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рису-
ет, пьет, гуляет и т.д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества
предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множе-
ственного числа:
стол – столы
рука – руки
мяч – мячи
шар – шары
кукла – куклы
глаз - глаза
б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без
предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);
в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без
предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? – Лисы.
Это сумка кого? – Мамы.
Это машина кого? – Мальчика.
Это уши кого? – Зайца;
г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и
женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина –
красная, чашка – синяя);
д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за
(назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предме-
тами);
е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: как
назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол – столик
ложка - …
нос - …
кукла - …
дом - …
кровать - …
VI. Состояние связной речи
(обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение
Дата _________________________________________________________________________
Логопед ______________________________________________________________________
Консультант врачей – специалистов:
ЛОР _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Невропатолог _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Психоневролог ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________________________
Национальность ( отметить, если есть документ)____________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Из какого д/с поступил _________________________________________________________
(№, д/с, район)
Дата поступления в речевую группу______________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от______________________________________
Протокол № ____________________________ Принят на срок ________________________
Заключение медико-педагогической комиссии _____________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты ______________________ Логопед ___________________
Решением РМПК от ____________________________________________________________
выпускается с ___________________________________________________________ речью
в _________________________________________________________ ( вид школы, д/сада)
Ответственный за выпуск _______________________________________________________
Члены РМПК _________________________________________________________________
(фамилии логопедов)
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Анамнез
Мать _________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец _________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наследственные заболевания____________________________________________________
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рож-
дения ребенка______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________
_____________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок ________________________________________
Протекание беременности ( токсикоз – 1я половина, 2я половина беременности; падения,
травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) _________________
_____________________________________________________________________________
Роды ( досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _________________
_____________________________________________________________________________
Стимуляция ( механическая, химическая, электростимуляция) _______________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия ( белая, синяя) _________________________________________
Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ______________________
Вес и рост при рождении _______________________________________________________
Вскармливание:
Когда принесли кормить ________________________________________________________
Как взял грудь ________________________________________________________________
Как сосал ____________________________________________________________________
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _______________________________________
Грудное вскармливание до ______________________________________________________
Когда выписались из роддома ___________________________________________________
если задержались, то почему ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Раннее развитие
Когда стал держать голову _________________________________
( в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть _________________________________________
(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить _________________________________________
(в норме с 11 – 12 мес.)
Когда появились первые зубы _______________________________
(в норме с 6 – 8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой тем-
пературе)
До года _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
После года:
до 3 лет _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
после 3 лет _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в
настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты) _______________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
1. Слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек ( «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремуш-
ка, дудочка, гармоника?») ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) ______________________
_______________________________________________________________________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма ( - длит. звук; . короткий зв.)
от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --.., -..-, ..--, -…, …- ____________________________________
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --…, …-- ____________________________________
3. Зрительное восприятие:
а) подбор картинок к данному цветовому фоны:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий ________________________
_______________________________________________________________________________
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый
________________________________________________________________________________
б) показ основных цветов _________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу________________________
________________________________________________________________________________
5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо _____________________________
________________________________________________________________________________
6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо ____________________
________________________________________________________________________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади
________________________________________________________________________________
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет)
________________________________________________________________________________
г) складывание фигур из палочек __________________________________________________
5. Состояние общей моторики:
- сила движений _________________________________________________________________
- точность движений _____________________________________________________________
- темп движений _________________________________________________________________
- координация движений __________________________________________________________
- переключение от одного движения к другому________________________________________
6. Состояние ручной моторики:
- точность движений _____________________________________________________________
- темп движений _________________________________________________________________
- синхронность движений правой и левой руки _______________________________________
- переключение от одного движения к другому _______________________________________
Задания. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика,
шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.
От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» ( пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-
1);
- кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);
- чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения.
Звуки
Характер произношения звуков
изолированно
в словах
во фразах
[б]-[п]-[м]
[в]-[ф]
[г]-[д]-[н]
[г]-[к]-[н]
[й]
[с]
[с’]
[з]
[з’]
[ц]
[ш]
[ж]
[щ]
[ч]
[л]
[л’]
[р’]
[р]
Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие, замена на другие звуки, иска-
жение.
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
А) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
Б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
В) челюсти;
Г) прикус (прогнотия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный при-
кус);
Д) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная
щель);
Е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
Ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Речевая моторика
1. Состояние мимической мускулатуры.
Задания:
- поднять брови вверх («удивиться») ________________________________________________
- нахмурить брови («расседиться») _________________________________________________
- прищурить глаза ________________________________________________________________
- надуть щеки («толстячок»)_______________________________________________________
- втянуть щеки («худышка»)_______________________________________________________
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляторной моторики.
Задания:
Губы
«Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)
а) наличие или отсутствие движений _______________________________________________
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный) _______________________________
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) ________________________________
г) переключение от одного движения к другому ______________________________________
д) объем движений (полный, неполный) _____________________________________________
е) точность выполнения __________________________________________________________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) _________________
з) замены движения ______________________________________________________________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезия) ______________________________________
Язык
Широкий – узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) __________________________
________________________________________________________________________________
Кончик языка
поднять _______________________________________________________
опустить ______________________________________________________
«Маятник» ______________________________________________________________________
«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) _________________________
«Цоканье» ______________________________________________________________________
а) наличие или отсутствие движений ________________________________________________
б) тонус ________________________________________________________________________
в) темп _________________________________________________________________________
г) переключение от одного движения к другому ______________________________________
д) объем движения _______________________________________________________________
е) точность выполнения ___________________________________________________________
ж) замены движения ______________________________________________________________
з) длительность удержания заданного положения _____________________________________
и) добавочные и лишние движения (синкинезия) ______________________________________
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка _____________________________
Мягкое небо
Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте. (Отметить те же параметры движе-
ний) ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Состояние дыхательной системы.
1. Тип, объем, плавность неречевого дыхания, продолжительность речевого выдоха
________________________________________________________________________________
2. Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) ________________________________
б) наличие или отсутствие носового оттенка _________________________________________
в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) ___________________________
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи
1. Темп (нормальный, быстрый, медленный) _________________________________________
2. Ритм _________________________________________________________________________
3. Правильность употребления пауз _________________________________________________
4. Употребление основных видов интонации ( повествовательной, вопросительной, побуди-
тельной) ________________________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Воспроизведение звук слоговой структуры слова
1. Изолированные слова:
с 4 до 5 лет
дом
мостик
кошка
снег
каша
капуста
крыша
хлеб
помидоры
с 5 лет
помидоры
милиционер
сквозняк
аквариум
сковорода
лекарство
температура
простокваша
свисток
подснежник
2. Предложения (с 5 лет);
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрестке.
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па-ба
на-га
ба-на
та-на
ва-та
га-да
та-да
ка-га
мя-ма
ба-ма
с 6 лет
ба-ба-па
са-ша-са
та-да-та
жа-за-жа
га-ка-га
ча-ша-ча
ба-бя-ба
за-са-за
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
показать картинки:
мишка –
мышка
уточка –
удочка
бочка –
почка
трава –
дрова
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска – мишка
цветик – Светик
крыса – крыша
вечер – ветер
речка – редька
косы – козы
челка – щелка
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Состояние фонематического анализа и синтеза
с 4 лет:
1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м]
(мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом,
рыба, дрова, стол, шар.
с 5 лет:
2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня,
аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.
с 6 лет:
3. Определение первого согласного звука в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка,
чашка, щука.
4. Определение последнего звука в словах: мак, дом, камыш, ключ, танк, муха, барабан,
труба.
5. определение последовательности звуков в слове: мак, суп, лук, каша, рама.
6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Исследование понимания речи (импрессивной речи)
1. Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значений слов.)
- Покажи, где кукла, стол, стул.
- Посади куклу, мишку и т.д.
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
с 4 лет:
2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
- Покажи, где:
стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы.
2.2. Различение предложно – падежных конструкций ( с предлогами в, на, по, под, над, перед,
за, около)
- Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т.д.
с 5 лет:
2.3. Дифференциация предложно – падежный конструкций с предлогами в – из, на – с, под –
из-под:
- возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
- Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.
3. Дифференциация форм словообразования.
с 5 лет:
3.1. Дифференциация уменьшительно – ласкательных существительных:
- Покажи, где: дом – домик, стул – стульчик, одеяло – одеяльце, подушка – подушечка, замок
– замочек.
3.2. Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:
- Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинке.
3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вошел, вышел, пере-
шел, зашел, отошел.
4. Понимание словосочетаний и простых предложений.
4.1. Словосочетания.
- Покажи:
ключом карандаш,
ключ карандашом,
где хозяин собаки,
где собака хозяина,
дочка мамы
,мама дочки.
4.2. Простые распространенные предложения.
- Покажи картинку:
Девочка рвет цветы.
Девочка играет в мячик.
Девочка убирает комнату.
4.3. Вопросительные предложения:
-
Кого ловит девочка?
-
Чем девочка ловит бабочку?
-
Кто ловит бабочку?
с 6 лет:
4.4. Понимание связной речи
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Исследование лексики
и грамматического строя экспрессивной речи
1. Активный словарь.
1.1.
Конкретные существительные.
Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», Посуда», «Одежда», «Животные»,
«Семья» и др. – в соответствии с Программой детского сада.
1.2. Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов.
1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
с 5 лет:
- Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, и др.
._____________________________________________________________________________
- Части одежды: рукав, воротник, пуговица ________________________________________
- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье __________________________________
- Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина ___________________________________
с 6 лет:
- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь _______________________________________
- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля ______________________________
- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор ____________________________________
- Части окна: рама, подоконник, стекло ____________________________________________
1.4.Название профессий.
1.5.Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
с 5 лет:
- Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________
- Кто как передвигается? ________________________________________________________
- Кто как кричит? ______________________________________________________________
с 6 лет:
- Кто какие звуки издает? _______________________________________________________
- Кто что делает ( с использованием названий профессий)? ___________________________
1.6.Прилагательные.
Название цветов.
с 4 лет:
Белый, черный, красный, синий, зеленый __________________________________________
с 5 лет:
Коричневый, розовый, голубой, оранжевый ________________________________________
Название формы.
с 5 лет:
Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный _______________________
1.7.Подбор антонимов ( с 6 лет):
Добро - …
Горе - …
Друг - …
Хороший - …
Большой - …
Широкий - …
Высокий - …
Легкий - …
Поднимать - …
Давать - …
Покупать - …
2.
Состояние словоизменения.
с 4 лет:
2.1. употребление существительных в именительном падеже единственного и множественно-
го числа:
стол –
дерево –
кукла –
окно -
ухо –
стул -
слон –
воробей -
рукав –
пень -
глаз –
лев -
рот –
сон -
лист –
2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
- У меня есть карандаш (кукла) ____________________________________________________
- У меня нет … __________________________________________________________________
- Я рисую …____________________________________________________________________
- Папа пишет … _________________________________________________________________
с 5 лет:
2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
Много чего?
шар - …
дерево - …
стол - …
лист - …
дом - …
стул - …
береза - …
мяч - …
чашка - …
ключ - …
книга - …
карандаш - …
2.4. Употребление предложно – падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, пе-
ред, около).
2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов:
Шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …, ботинок - …
2.6. Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
дом -
шар –
кукла -
жук –
с 6 лет:
карандаш –
ключ –
лев –
озеро –
дверь –
3.
Состояние словообразования.
с 5 лет:
3.1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Как назвать маленький предмет?
стол -
кукла –
мяч -
ложка –
дом -
шкаф –
кровать -
миска –
береза –
с 6 лет:
гриб –
воробей –
лиса -
одеяло –
лист –
3.2. Образование названий детенышей животных.
с 4 лет:
У кошки –
у гуся –
У утки -
у лисы –
с 5 лет:
У зайца –
у медведя –
У белки -
у волка –
с 6 лет:
У коровы –
У лошади –
У собаки –
3.3 Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):
- относительных (из чего сделано):
дерево -
резина –
бумага -
металл –
солома -
снег –
мех -
брусника –
пух -
черника –
кирпич -
шерсть –
- притяжательных (чей? чья? чье?):
сумка мамы -
хвост зайца –
кофта бабушки -
лапа медведя –
газета папы -
шерсть волка –
нора лисы –
3.4. Образование приставочных глаголов ( с 6 лет)
назвать действия (Что делает мальчик?):
ходит – уходит – входит – выходит – переходит
бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает
летит - …
3.5. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)
рисовал –
писал –
делал –
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Состояние связной речи
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6
лет).
Вывод: _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата ________________________ Логопед _________________________________________
Консультации врачей – специалистов:
ЛОР
Невропатолог
Психоневролог
Проведенное подробное логопедическое обследование и сопоставление
его с врачебными данными о неврологическом и психическом статусе ребенка
помогут логопеду установить характер и степень речевого недоразвития для
выбора наиболее рациональных путей логопедического воздействия
.
Методические указания к работе с детьми с ОНР
Организация логопедической помощи осуществляется в соответствии с
Уставом и образовательной программой ДОО.
ОНР 1уровня.
Понятие
«безречевые
дети».
Ведущий
речевой
дефект
–
грубое
недоразвитие лексики. Дисбаланс между импрессивной и экспрессивной речью.
Основные задачи коррекционной работы: побуждение к самостоятельной речи;
создание условий для психологической базы речи; расширение пассивного
словаря;
активизация
самостоятельной
речи;
формирование
элементарной
фразовой речи. Содержание коррекционно-логопедических программ по работе
с детьми с ОНР 1 уровня. Индивидуальные и подгрупповые формы работы.
Общие подходы и авторские методики формирования словаря при ОНР 1
уровня. Планирование работы, анализ методических и дидактических пособий,
речевого и игрового материала.
ОНР 2 уровня.
Ведущий речевой дефект – грубое недоразвитие лексико-грамматической
стороны
речи.
Основные
задачи
коррекционной
работы:
расширение
пассивного
и
активного
словаря;
расширение
грамматических
форм,
их
использование
во
фразовой
речи;
развитие
связной
диалогической
речи;
активизация грамматических обобщений и противопоставлений; подготовка к
исправлению
нарушенного
звукопроизношения.
Индивидуальные
и
подгрупповые
формы
работы.
Содержание
коррекционно-логопедических
программ по работе с детьми с ОНР 2 уровня. Общие подходы и авторские
методики
формирования
лексико-грамматических
форм
языка
при
ОНР
2
уровня. Планирование работы. Анализ методических пособий, дидактического,
речевого и игрового материала.
ОНР 3 уровня.
Ведущий речевой дефект – грубое недоразвитие связной речи. Основные
задачи
коррекционной
работы:
развитие
связной
(диалогической
и
монологической) речи (формирование разных видов связных высказываний);
расширение
пассивного
и
активного
словаря;
расширение
грамматических
форм, их использование в активной речи; развитие связной монологической
речи;
исправление
нарушений
звукопроизношения;
подготовка
к
обучению
грамоте.
Содержание
коррекционно-логопедических
программ
по
работе
с
детьми
с
ОНР
3
уровня.
Индивидуальные,
фронтальные
и
подгрупповые
формы работы. Общие подходы и авторские методики формирования связной
речи. Планирование работы. Анализ методических пособий, дидактического,
речевого и игрового материала.
ОНР 4 уровня.
Ведущий
дефект
–
нерезко
выраженное
ОНР.
Основные
задачи
коррекционной работы: развитие связной (диалогической и монологической)
речи
(формирование
разных
видов
связных
высказываний);
расширение
пассивного
и
активного
словаря;
расширение
грамматических
форм,
их
использование
в
активной
речи;
развитие
связной
монологической
речи;
исправление нарушений звукопроизношения; подготовка к обучению грамоте.
Содержание коррекционно-логопедических программ по работе с детьми с
ОНР 4 уровня. Индивидуальные, фронтальные и подгрупповые формы работы.
Общие
подходы
и
авторские
методики
формирования
связной
речи.
Планирование
работы.
Анализ
методических
пособий,
дидактического,
речевого и игрового материала.
Методические рекомендации
составлены логопедом
Сергиенко Е.С.
(ГБУЗ «Детская областная больница
Калининградской области»).
Методическая литература, рекомендуемая в работе с детьми с ОНР.
а) основная литература:
Логопедия : учебник для вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С.
Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
б) дополнительная литература:
1
Бессонова, Т. П. Развитие речи : учебник для подготовительного класса
школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. (1 отделение) / Т. П.
Бессонова, О. Е. Грибова. – Москва : Просвещение, 2010. – 207 с.
2
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с
нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учеб.-метод.
пособие / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 – 133
с.
3
Ефименкова, Л. Н. Коррекция звуков речи у детей : книга для логопеда / Л.
Н. Ефименкова. – Москва : Просвещение, 1987. – 197c.
4
Ефименкова,
Л.
Н.
Коррекция
устной
и
письменной
речи
учащихся
начальных классов./ Л. Н. Ефименкова. – Москва : Просвещение, 1991. – 224
с.
5
Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда
на школьном логопедическом пункте / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. –
Москва : Просвещение, 2009. – 239 с.
6
Жигорева,
Марина
Васильевна.Дети
с
комплексными
нарушениями
в
развитии:
учебное
пособие
для
вузов/М.
В.
Жигорева.-Москва
:
Академия,2006. -122 с.
7
Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического
мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР : Некоторые
методы и
приемы :
Методическое пособие
/
В.
В.
Коноваленко,
С. В.
Коноваленко. – Москва : ГНОМ и Д, 2003. – 46 с.
8
Краузе,
Е.
Логопедия
/
Е.
Краузе.-2-е
изд.,
испр.
–
Санкт-Петербург
:
КОРОНА принт, 2003. – 206 с.
9
Логопедия :учебник для вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. –
3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 677 с.
10
Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева.-2-е изд., перераб. и доп.
– Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 525 с.
11
Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – 2-е изд. – Санкт-
Петербург :Питер, 2004. – 349 с.
12
Практикум по дошкольной логопедии : учеб. пособие для пед. Институтов /
В.
И.
Селиверстов
[и
др.];
под
ред.
В.
И.
Селиверстова.
–
Москва
:Просвещение, 1988. – 221 с.
13
Практикум
по
детской
логопедии
:
учеб.
пособие
для
вузов/
В.
И.
Селиверстов [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. – 2-е изд. – Москва :
ВЛАДОС, 1997. – 270 с.
14
Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А. Логопедическая работа в специальном
детском саду : учеб. пособие для вузов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. –
Москва : Просвещение, 1987. – 139 с.
15
Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Устранение общего недоразвития речи у
детей дошкольного возраста : Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В.
Чиркина. – Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2004. – 209 с.
16
Флерова, Ж. М. Логопедия : учеб. пособие для логопедов и родителей / Ж.
М. Флерова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 319 с.
17
Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учеб. пособ. для высш. и
средних пед. учеб. завед.: В 2 т. / сост. : Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская, Г. А.
Волкова и др., под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – Москва :
ВЛАДОС. – Т. 2. – 1997. – 655 с.
18
Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособ.
для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина.
– Москва :
Академия, 2013. – 238 с.