Автор: Слепенчук Анна Евстигнеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ №103
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Простые и сложные предложения». 5 класс
Раздел: среднее образование
Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «Б» классе учителя ГБОУ СОШ №103
Слепенчук Анны Евстигнеевны.
Тема урока: «Простые и сложные предложения».
Тип урока: урок – исследование нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения:
репродуктивный, поисковый, творческий.
Цель урока: формирование предметной компетентности.
Задачи урока: в результате урока ученик должен
знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем;
уметь определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении, отличать
простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, от сложносочиненных предложений;
решать жизненно-практические задачи конструировать предложения и создавать собственные тексты,
используя простые и сложные предложения с союзами и без них.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Принципы системно-
деятельностного подхода,
формируемые УУД.
Организационный
момент,
мотивация к
учебной
деятельности
Приветственное слово учителя:
- Ребята! Улыбка - это выражение доброты,
давайте улыбнемся, улучшится настроение, а
хорошее настроение всегда помогает преодолеть
любую сложность и добиться результата.
Постараемся проверить это правило на уроке.
Сегодня я предлагаю вам, ребята, провести не
обычный урок, а урок-исследование. Работать вы
будете в группах. Я желаю вам успехов и
творческих удач!
(слайд 1)
Девизом нашего урока будут слова русского
философа Александра Пятигорского:
«Человек достигнет результата, только делая
что-то сам»
Запись в тетрадях:
Число, классная работа, девиз урока
А что значит исследовать? Мы уже проводили
Приветствие
учащихся.
Запись в тетрадь.
Ответы детей.
Принцип психологической
комфортности.
УУД: личностные,
коммуникативные.
Цель – создание
доброжелательной
атмосферы, мотивация на
учёбу, создание ситуации
успеха.
такие уроки и знаем, что такое исследование.
( исследовать – подвергнуть научному изучению,
выяснению!)
- Какие качества необходимы исследователю?
(умение наблюдать, сравнивать, обобщать и
делать выводы).
Актуализация
знаний
I. Фронтальный опрос.
- Ребята, какие разделы науки о языке мы изучаем?
(Синтаксис и пунктуацию)
- Мы продолжаем изучать тему «Предложение».
Ответьте на вопросы:
- Какие бывают предложения по цели
высказывания? (Повествовательные,
вопросительные, побудительные).
- По интонации? (Восклицательные,
невосклицательные).
- По наличию второстепенных членов
предложения? (Распространенные,
нераспространенные).
- Что такое грамматическая основа предложения?
(Грамматическая основа – это подлежащее и
сказуемое).
Отвечают на
вопросы
Записывают
предложение и
Постановка
учебной цели.
- Что такое однородные члены предложения?
II. Синтаксическая зарядка.
Слайд 2
Запишите предложения и произведите полный
синтаксический разбор:
Поздней осенью выпадает первый снег.
(Один ученик разбирает предложение на доске)
Сравните разобранное предложение с данным,
постарайтесь определить разницу в них.
Слайд 3
Каждый хочет почувствовать свежесть первого
морозца и сыграть в снежки.
(второе предложение осложнено однородными
членами предложения, соединенные союзом И).
III.Создание проблемной ситуации.
Постановка цели исследования. Прочитайте
предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте
пропущенные буквы. В каждом предложении
подчеркните грамматическую основу
Слайд 4
А)Снег изм…няет все вокруг.
Б) Пушистые сн…жинки осторожно касаются земли и
она од…вается в белую шубку.
производят
полный
синтаксический
разбор
Анализируют
предложения.
Отвечают на
вопросы,
формулируют
тему урока.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные
(проблемная подача
учебного материала).
Вопросы:
1.Рассмотрите схемы.
А) [ - = ].
Б) [- =]. Что они означают?
2.Соотнесите их с записанными предложениями.
3. С какими трудностями вы столкнулись? В чем
особенность второго предложения?
(ребята отвечают, что в данном предложении две
грамматические основы и схема неверна)
4. Какова тема нашего исследования?
5. Сформулируйте цель урока, опираясь на его
тему. Используйте также опорные слова,
выведенные на экран:
Слайд 5
1) Узнать, какие предложения называются ... ;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
Сегодня на уроке-исследовании по теме « Простое
и сложное предложение» мы с вами проведём ряд
экспериментов, благодаря которым сможем
сформулировать определение сложного
предложения, научимся определять виды сложных
Запись учащимися
темы урока
Формулируют
цель урока
Принцип целостности.
УУД: познавательные,
регулятивные
(самостоятельное
формулирование цели,
планирование,
прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную
ситуацию, спрогнозировать
предстоящую деятельность.
предложений, расставлять знаки препинания в
сложном предложении; решать жизненно-
практические задачи конструировать
предложения и создавать собственные тексты,
используя простые и сложные предложения с
союзами и без них.
1 этап
исследования.
Физминутка для
глаз
I.
Сформулируйте определение: сложное
предложение- это…
II.
Работа в группах.
Учащиеся работают в группах, используя
карточку-информатор.
III.
Выводы по результатам
исследовательской работы.
Выступают организаторы групп.
1гр. – сложные бессоюзные предложения
(БСП )
2 гр. – сложные союзные предложения
(ССП)
3 гр. - сложные союзные предложения
(СПП)
IV.
Работа с учебником:
Читаем правила на С.107-108
Записываем в тетрадь для конспектов схему (Слайд
6 )
V.Физминутка для глаз
Анализируют
предложения,
делают выводы о
видах сложных
предложений..
Работают с
учебником.
Выполняют
Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные,
познавательные,
регулятивные(развитие
внимания обучающихся,
монологической речи;
создание благоприятной
атмосферы
заинтересованности; работа
над формированием
логических умений: анализ,
сравнение, обобщение,
построение цепочек
рассуждений).
2 этап
исследования.
Первичное
закрепление
знаний.
Физ. минутка
Анализ предложений: спишите предложения,
найдите грамматические основы, расставьте знаки
препинания.
Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо.
На землю легли голубые тени и снег засверкал
заискрился.
Проверка выполнения задания.
I.Определите виды сложных предложений
(Слайд 7 )
II. Какие это предложения? Составьте их
схемы.
Прилетели в лес метели, замостил мороз
мосты.
Выпал снег, и деревья оделись белым
покрывалом.
Измените (устно) последнее предложение так,
чтобы получилось БСП.
физкультминутку
для глаз
Анализируют,
сравнивают,
делают выводы
Отвечают на
вопросы,
составляют схемы
предложений
Конструируют
предложения
ЦЕЛЬ: развивать умения
применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа
с предложениями, умение
выражать свою точку
зрения).
Творческое
задание по
группам.
Домашнее задание.
Подведение итогов.
Рефлексия.
III. Тест. (Раздаточный материал)
Проверка (Слайд 8)
Обучающиеся выполняют творческие
дифференцированные задания.
Написать мини-сочинение на тему: «Приход зимы»
(Слайд )
- Ребята, вы молодцы сегодня, очень хорошо
работали. Давайте подведем итог!
- Какие открытия вы сегодня сделали? Что нового
узнали?
А теперь оцените свою работу на уроке. Что
получилось, что нет?
Выполняют
тестовые задания
Выполняют
задания
творческого
характера
Записывают Д/з.
Отвечают на
вопросы,
оценивают
полученные на
уроке знания.
УУД: личностные,
коммуникативные.