Автор: Китриш Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 255
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: мастер - класс для родителей
Тема: "Вместе играем - речь развиваем"
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс для родителей
«Вместе играем – речь развиваем»
Выполнила воспитатель
Китриш Е.В.
МБДОУ № 255
г.Красноярск
Цель: создать благоприятные условия для взаимодействия с семьями
воспитанников, способствовать психолого-педагогическому просвещению
родителей в вопросах развития речи у дошкольников.
Актуальность:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день
очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми
нарушениями остается стабильно высоким.
• Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве.
• В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из
основ воспитания и обучения детей.
• Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех
основных психических процессов.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО
овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо
сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали
трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы
их речь была понятна окружающим),
обогащение активного словаря, (происходит за счет основного
словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря
родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия
при комплексно - тематическом планировании работы)
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и
монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение
грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в
предложения)
развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что
дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают
участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете
сказки и т.д.
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы, (главная проблема
состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети
не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать
спутником детей)
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха,
(ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение
выразительно говорить, читать стихи)
Ход мастер-класса:
- Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе
«Вместе играем – речь развиваем». Предлагаю Вам встать в круг и
поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: «Ура!» (машут руками)
- Спасибо.
-Как, вы думаете, что самое основное и необходимое в развитии речи ребенка?
(ответы родителей)
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно,
совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует
множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей,
которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед
сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещѐ и дополнительная
эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения,
формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами
поиграем в эти игры:
Игра «Два круга»
Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и маленький внутренний
(3-4) человека. Родители из большого круга стоят, а из малого идут вместе с
ведущим и проговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем – фрукты».
Игроки из большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например,
груша. Родитель первым назвавший предмет становится во внутренний круг.
Игра продолжается (…с собою берем одежду, ягоды, мебель и т.д.). последний
взрослый. Оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.
- Молодцы. А сейчас игра с мячом
«Цепочка слов»
Ведущий называет любое слово (существительное) и передает мяч игроку.
Игрок определяет последний звук в слове и быстро придумывает новое слово
на этот звук (танк – кит – телефон …).
- Замечательно справились с заданием. А сейчас я предлагаю разбиться на 3
команды и в течении 3-х минут выполнить задание:
«Кто больше слов найдет»
Предлагается найти как можно больше слов с заданным гласным или согласным
звуком, которые стоят в начале (первая команда), середине (вторая команда) и
конце (третья команда) слова. Подсчет слов, выявляется победитель.
- А сейчас мы с вами немного подкрепимся.
«Какие овощи?»
Если овощи сварить, то они будут (какие?) – варёные
Если овощи пожарить, то они будут …
Если овощи потушить, то они будут …
Если морковь парить, то она будет…
Если огурцы посолить, то они станут …
Если капусту квасить, то она станет …
«Назови соки»
из капусты (какой?) - капустный
из моркови - …
из огурца - ….
из чеснока - …
из лука - …
из кабачка –
«Назови, какой, какая, какое»
Хлеб из ржи - …
Хлеб из пшеницы - …
Каша из овса - …
Каша из ячменя -…
Мука из кукурузы -..
Мука из гречки - …
«Назови ласково»
Хлеб – хлебушек
Буханка - ..
Блин - …
Сушка - …
Кекс - …
Пышка - …
Сухарь - …
- Дети очень любят играть в игру
«Узнай по описанию».
Для этого можно использовать фрукты, овощи, любые предметы. Например:
овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон.
А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки
ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное
удовольствие.
«Один – много»
Образовывать: множественное число имён существительных: кастрюля -
кастрюли, чашка – чашки, кухня – кухни, площадка – площадки…
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а
воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у
лошади (жеребенок) и т. д.
«Скажи наоборот»
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним
эпитета.
Мама. Я вижу высокий дом. У меня длинная юбка. Я вижу большую собаку.
У меня большое яблоко.
Ребенок. Я вижу низкий дом. У меня короткая юбка. Я вижу маленькую
собаку. У меня маленькое яблоко и т.д. (широкий – узкий, веселый – грустный,
горячий – холодный, светлый – темный, тупой – острый…).
- Прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки можно на
прогулке, по дороге в детский сад, в транспорте, дома: на кухне, во время
уборки и т.д., делать это нужно регулярно, каждый день.
Благодарю вас за то, что вы пришли на эту встречу. Надеюсь, что вы узнали
много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с
детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.
Рассчитываем на вашу дальнейшую помощь, поддержку и взаимопонимание.
Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.