Напоминание

"Вместе играем - речь развиваем"


Автор: Китриш Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 255
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: мастер - класс для родителей
Тема: "Вместе играем - речь развиваем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер - класс для родителей

«Вместе играем – речь развиваем»

Выполнила воспитатель

Китриш Е.В.

МБДОУ № 255

г.Красноярск

Цель: создать благоприятные условия для взаимодействия с семьями

воспитанников, способствовать психолого-педагогическому просвещению

родителей в вопросах развития речи у дошкольников.

Актуальность:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день

очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми

нарушениями остается стабильно высоким.

• Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в

дошкольном детстве.

• В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из

основ воспитания и обучения детей.

• Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех

основных психических процессов.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо

сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали

трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы

их речь была понятна окружающим),

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного

словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря

родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия

при комплексно - тематическом планировании работы)

развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и

монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение

грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в

предложения)

развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что

дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают

участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете

сказки и т.д.

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы, (главная проблема

состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети

не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать

спутником детей)

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха,

(ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение

выразительно говорить, читать стихи)

Ход мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе

«Вместе играем – речь развиваем». Предлагаю Вам встать в круг и

поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: «Ура!» (машут руками)

- Спасибо.

-Как, вы думаете, что самое основное и необходимое в развитии речи ребенка?

(ответы родителей)

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно,

совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует

множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей,

которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед

сном ребенка.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещѐ и дополнительная

эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения,

формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами

поиграем в эти игры:

Игра «Два круга»

Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и маленький внутренний

(3-4) человека. Родители из большого круга стоят, а из малого идут вместе с

ведущим и проговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем – фрукты».

Игроки из большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например,

груша. Родитель первым назвавший предмет становится во внутренний круг.

Игра продолжается (…с собою берем одежду, ягоды, мебель и т.д.). последний

взрослый. Оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.

- Молодцы. А сейчас игра с мячом

«Цепочка слов»

Ведущий называет любое слово (существительное) и передает мяч игроку.

Игрок определяет последний звук в слове и быстро придумывает новое слово

на этот звук (танк – кит – телефон …).

- Замечательно справились с заданием. А сейчас я предлагаю разбиться на 3

команды и в течении 3-х минут выполнить задание:

«Кто больше слов найдет»

Предлагается найти как можно больше слов с заданным гласным или согласным

звуком, которые стоят в начале (первая команда), середине (вторая команда) и

конце (третья команда) слова. Подсчет слов, выявляется победитель.

- А сейчас мы с вами немного подкрепимся.

«Какие овощи?»

Если овощи сварить, то они будут (какие?) – варёные

Если овощи пожарить, то они будут …

Если овощи потушить, то они будут …

Если морковь парить, то она будет…

Если огурцы посолить, то они станут …

Если капусту квасить, то она станет …

«Назови соки»

из капусты (какой?) - капустный

из моркови - …

из огурца - ….

из чеснока - …

из лука - …

из кабачка –

«Назови, какой, какая, какое»

Хлеб из ржи - …

Хлеб из пшеницы - …

Каша из овса - …

Каша из ячменя -…

Мука из кукурузы -..

Мука из гречки - …

«Назови ласково»

Хлеб – хлебушек

Буханка - ..

Блин - …

Сушка - …

Кекс - …

Пышка - …

Сухарь - …

- Дети очень любят играть в игру

«Узнай по описанию».

Для этого можно использовать фрукты, овощи, любые предметы. Например:

овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон.

А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки

ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное

удовольствие.

«Один – много»

Образовывать: множественное число имён существительных: кастрюля -

кастрюли, чашка – чашки, кухня – кухни, площадка – площадки…

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а

воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у

лошади (жеребенок) и т. д.

«Скажи наоборот»

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним

эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом. У меня длинная юбка. Я вижу большую собаку.

У меня большое яблоко.

Ребенок. Я вижу низкий дом. У меня короткая юбка. Я вижу маленькую

собаку. У меня маленькое яблоко и т.д. (широкий – узкий, веселый – грустный,

горячий – холодный, светлый – темный, тупой – острый…).

- Прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки можно на

прогулке, по дороге в детский сад, в транспорте, дома: на кухне, во время

уборки и т.д., делать это нужно регулярно, каждый день.

Благодарю вас за то, что вы пришли на эту встречу. Надеюсь, что вы узнали

много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с

детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.

Рассчитываем на вашу дальнейшую помощь, поддержку и взаимопонимание.

Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.



В раздел образования