Автор: Тонкель Марина Викторовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КОУ ОО
Населённый пункт: г. Дмитровск, Орловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока чтения в 5 классе на тему: "Стихотворение Е.Серовой "Подснежник".
Раздел: среднее образование
Конспект урока чтения в 5
классе
на тему:
«Е. Серова «Подснежник».
1. Образовательные:
познакомить обучающихся со стихотворением Е.
Серовой «Подснежник»;
учить правильному, выразительному чтению
стихотворения;
формировать умение посредством интонации
передавать чувства при чтении стихотворения;
обогащать активный словарный запас обучающихся.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать зрительное, слуховое восприятие,
словесно-логическое мышление, связную устную
речь, четкость произношения, долговременную
память;
развивать аналитико-синтетические функции
мышления, творческие способности обучающихся.
3. Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение к
природе;
формировать экологическое мировоззрение;
формировать эстетические чувства.
4. Валеологические:
создать у детей положительный эмоциональный
настрой;
реализовать здоровьесберегающие технологии в
процессе урока;
обеспечить достаточную двигательную активность
обучающихся на уроке;
повышать работоспособность обучающихся
посредством музыкотерапии, цветотерапии,
ароматерапии.
Цели:
Оборудование урока: «Чтение» учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида (автор-составитель З.Ф. Малышева, М., «Просвещение», 2004), ноутбук, проектор, экран, 2 презентации
в программе Power Point, аудиозапись произведений П.И. Чайковского, раздаточный материал для изготовления
рисунков и аппликаций, карточки со словами, эфирное масло «Кедр», аромалампа.
Ход урока:
I. Организационный момент (отчет дежурного)
II. Проверка домашнего задания
Какую большую тему мы изучаем по чтению?
Проверим, как вы запомнили изученные произведения о весне и проведём викторину. В
разных уголках класса есть подсказки на картинках, выбрав нужную картинку, вы
сможете правильно ответить на вопрос.
-Когда наступает день весеннего равноденствия?
-Какие птицы прилетают весной первыми? В каком рассказе мы об этом читали?
-Какое занятие весной самое веселое для детей? В каком рассказе мы об этом
читали?
-Какую сказку рассказала мальчику мама о весенних кучевых облаках?
(Пересказ).
Упражнение «Облачко»
Представьте, что внутри у вас «облачко». Вдыхаем через нос, облако делается всё
больше, выдыхаем через рот, медленно сдувая облако, делаем паузу, считаем мысленно
до 5, чувствуем, что мы полны сил и энергии.
Какое стихотворение мы изучали на прошлом уроке? Кто его автор? Проведём конкурс
на самое лучшее выразительное чтение этого стихотворения. (Подведение итогов
конкурса, объявление оценок).
III. Изучение нового материала
Сегодня мы продолжим изучать произведения о весне и будем читать стихотворение,
название которого вы узнаете сами, отгадав загадку:
«Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется…. (подснежник)».
Что такое подснежник?
Что вы знаете об этом цветке?
Сегодня мы будем изучать стихотворение «Подснежник», автором которого является
Екатерина Серова, посмотрите на её портрет.
Екатерина Серова – детский поэт, родилась она почти 100 лет назад, в 1919 году и жила
в г. Санкт- Петербурге, который раньше назывался Ленинград. Когда она была
маленькой, мама читала на ночь ей и её старшей сестре сказки А. С. Пушкина, Г.-Х.
Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро. В 3 года Екатерине захотелось научиться читать
самой, но так, чтобы для всех это было тайной. Книга была для неё зашифрованным
посланием, прочесть которое поможет алфавит. Она забиралась под стол, со свисающей
почти до пола скатертью, и там училась читать. Уже через 5 лет Екатерина начала
сочинять свои первые стихи.
А после того,
как была издана её книга
стихотворений «Наши цветы»,
к Екатерине Серовой пришёл
небывалый успех!
Тонкий знаток природы,
писатель Виталий Бианки,
рассказы которого
мы читали,
так написал Серовой:
Откройте учебники на стр.156, послушайте стихотворение (чтение учителя).
- Вам понравилось это стихотворение?
- Какое оно по настроению? Почему?
- Кто видел подснежники?
- В нашей местности подснежником называют пролеску сибирскую.
- Как вы думаете, почему эти цветы так называются?
Физпауза. Слайд №6
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
потягивания — руки в стороны
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
потягивания — руки вверх
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
махи руками, изображая ветер
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
наклоны
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
руки вверх, подъем на носочки
шагают
руки вверх, вниз, приседание
махи руками с поворотом туловища влево-вправо
руки вверх, подъем на носочки
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны
Прочитаем стихотворение вслух.
- С кем сравнивает автор подснежник?
- А кто такой разведчик?
- Кто послал его в разведку?
- Как вы понимаете значение слов и выражений: полутьма, властвуют снега?
- Почему луга называются «сонные»?
- Почему речка «спящая»?
- О чём говорит нам появление первых весенних подснежников?
Существует несколько легенд о том, как появились подснежники. Легенда- это
сказочное, вымышленное объяснение какого-либо явления, события.
-Послушаем Надю. Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники —
Снегурочкины слезы.
-Ещё одну легенду расскажет Георгий.
Старинная русская легенда рассказывает, что однажды
старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром
решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый
Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил
защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело
землю и открыло Весне дорогу .
•
Такие красивые легенды придумали люди, радуясь весне, звонкой капели, первым
весенним цветам. Но не только поэты, писатели восхищались весной. Композитор П. И.
Чайковский написал удивительную музыку из цикла «Времена года. Апрель».
Послушайте, посмотрите на прекрасные весенние цветы, представьте картины, которые
музыкой передаёт композитор, вдохните запах леса. (Просмотр видеозаписи,
использование аромалампы).
-Что вы представляли, слушая музыку?
А сейчас прочитайте карточки и выберите те, которые будут ответом на вопрос: «Что вы
любите делать с цветами?»
Я согласна, что цветы нельзя рвать, тем более, что подснежники занесены в Красную
книгу, где собраны те растения,
которых осталось мало на Земле,
которые надо беречь и охранять.
РВАТЬ
РИСОВАТЬ
НЮХАТЬ
ОХРАНЯТЬ
ФОТОГРАФИРОВАТЬ
ТОПТАТЬ
БЕРЕЧЬ
ЛЮБОВАТЬСЯ
Послушаем стихотворение в исполнении Михаила:
Из земли подснежник вышел на рассвете,
Глянул боязливо: не сорвут ли дети?
Но сказали дети ласково: «Расти!
Мы тебя не тронем! Всё должно цвести!»
- Так давайте и мы замечать и беречь красоту вокруг нас в том виде, в котором создала
её природа!
IV. Домашнее задание
Стихотворение на стр.156 выучить наизусть;
Нарисовать подснежник (1-я группа);
Сделать аппликацию из раздаточного материала ( 2-я группа);
Сочинить четверостишие про подснежник (по желанию).
V. Рефлексия
- Что мы изучали на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Что вам особенно понравилось?
- С каким настроением мы закончим сегодняшний урок?
VI. Итог урока.
•
Вы активно работали сегодня на уроке, научились видеть красоту природы, любить и
беречь её! Сохраняйте своё хорошее настроение, дарите положительные эмоции тем,
кто с вами рядом! Улыбнитесь друг другу!