Автор: Магомедова Мариям Магомедсаламовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Буйнакск, РД
Наименование материала: Доклад
Тема: « АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Раздел: среднее образование
ДОКЛАД НА ТЕМУ: « АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
Магомедова М.М,
учитель истории и обществознания
Буйнакск
2017
Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и
сам обучающийся удовлетворены результатами обучения.
В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в
первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных
программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям
реализации программ и их структур.
Формирование Федеральных государственных образовательных стандартов
осуществлялось в 2007-2010 годах.
Принципиально изменен правовой статус самих стандартов. В 2007 году был
принят Закон, который впервые установил понятие «федеральный
государственный образовательный стандарт». В 2009 году Постановлением
Правительства РФ №142 были утверждены Правила разработки и
утверждения ФГОС.
ФГОС общего образования разрабатывается на конкурсной основе по заказу
Министерства или в инициативном порядке. Но порядок рассмотрения
одинаков для всех. Он включает этап общественного обсуждения,
независимой экспертизы и утверждения.
ФГОС общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно
по ступеням общего образования. В пилотном режиме по новым стандартам с
1 сентября 2010 года начали обучение 200 тысяч первоклассников (15 % от их
общего количества), с 1 сентября 2011 года все первоклассники начали
учиться по новому стандарту. Это означает, что с 1 сентября 2015 года по
новым стандартам будет учиться вся начальная школа. После чего начинается
следующий этап –обязательное введение стандартов средней школы в 5
класса. Соответственно этап обязательного введения стандарта старшей
школы начнется только в 2020 году. Разработчиком федеральных
государственных образовательных стандартов начальной и основной школы
является Российская академия образования.
Проблема состоит в том, что существует несколько программ для основной
школы, которые могут основываться на различных взглядах и подходах к
подростковому возрасту. Есть тонкий момент перехода от программы
младшей школы к общей. «Нельзя уходить в подростковой школе куда-то в
сторону» Необходимо до конца разрабатывать программы основного
образования, учитываю психологию ребенка. Проблема состоит еще и в том,
что отсутствуют новые учебники, которые необходимы для обучения. Кроме
того учитель сам выбирает себе программы образовательного процесса.
Поэтому предлагается два этапа образовательного перехода (5-6 классы) и
личностного самоопределения (7-9 классы). 10-12 лет – является кризисным
периодом, когда происходит спад мотивации, падение дисциплины и т.д.
На этапе основного образования ФГОС состоит задача вырастить
индивидуальность. Её смысл состоит в создании пространства для
самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного плана. Учитывая
особенности восприятия необходимо делать 3 урока в день, тогда
освободившиеся уйдут на самостоятельную работу. Что повлечет за собой
изменение учебного плана. Поэтому в ООП отдельно прописаны
инструменты для концентрированного обучения.
Включение в учебный процесс учебно-исследовательской проектной
деятельности также потребуется изменения программы. Детская проектная
деятельность проводится в разных формах: в их числе учебное
проектирование ( встроенная в учебный процесс и предмет), социальное
проектирование, педагогический проект, а так же лаборатории и социальные
практики. Все это должно быть встроено в 32 часа предельной нагрузки, что
в свою очередь, также требует другой модели учебного плана.
В новом ФГОС предлагается без оценочная система. Так как контроль и
оценки выполняют две функции: диагностика и коррекция. Сравнивать детей
невозможно из-за социальной и генетической принадлежности, исходя из
этого в ООП было внесено два пункта. Это формирующее оценивание
(диагностик и способы коррекций). Убрав пяти бальную шкалу и предложив
другие инструменты, второе- индивидуальный прогресс (оценка ребенка
только самого себя). Прогресс ребенка не оценивается через предметные
знания, а только через уровень освоения тех средств и способов действия,
которые осваивает ребенок. Поскольку компетентные вещи вынесены в
примерных программах начальной школы как необязательные, существует
риск, что учитель остается работать в рамках стандартов ЗУНов. Поэтому
многое будет зависеть от учителя. «Учителю, что дай, то он и будет делать».
Но, с другой стороны, это можно использовать для достижения
содержательной цели нового стандарта- «если задать через примерную
программу другой инструментарий, учитель начнет включать его в
образовательный процесс, и впоследствии ученик станет другим».
Что касается актуальных проблем, и вопросов, то они заключаются в
следующем.
1. Каким должен быть современный урок в современных условиях.
Сухомлинский В.А. связывал урок с педагогической культурой учителя:
“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам
нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует
деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время-сбережение и здоровье-сбережение;
в центре внимания урока – дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие
аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
2. Современному обществу нужны образованные, нравственные
предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения,
прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-
экономическое процветание.
3. Принципы педагогической техники на уроках:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии
ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы,
сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за
пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь
использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с
помощью развитой системы приемов обратной связи)
4. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную
позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в
практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса
учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
5. Методы и формы современного урока:
метод проектов;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии (интеграция);
портфолио.
6. Без применения ИКТ не может быть современного урока.
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ
осуществляется по следующим направлениям:
создание презентаций к урокам;
работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
И последнее, это повышение уровня учебной мотивации обучающихся.
Задача преподавания истории и обществознания заключается в том, чтобы
формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки
критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и
окружающим людям. Одной из важных результатов работы я считаю, должно
быть формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых
понятиями долг, честь, достоинство и патриотизм.