Напоминание

« АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Автор: Магомедова Мариям Магомедсаламовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Буйнакск, РД
Наименование материала: Доклад
Тема: « АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Раздел: среднее образование





Назад




ДОКЛАД НА ТЕМУ: « АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ОСНОВНОГО

ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ»

Магомедова М.М,

учитель истории и обществознания

Буйнакск

2017

Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и

сам обучающийся удовлетворены результатами обучения.

В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в

первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных

программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям

реализации программ и их структур.

Формирование Федеральных государственных образовательных стандартов

осуществлялось в 2007-2010 годах.

Принципиально изменен правовой статус самих стандартов. В 2007 году был

принят Закон, который впервые установил понятие «федеральный

государственный образовательный стандарт». В 2009 году Постановлением

Правительства РФ №142 были утверждены Правила разработки и

утверждения ФГОС.

ФГОС общего образования разрабатывается на конкурсной основе по заказу

Министерства или в инициативном порядке. Но порядок рассмотрения

одинаков для всех. Он включает этап общественного обсуждения,

независимой экспертизы и утверждения.

ФГОС общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно

по ступеням общего образования. В пилотном режиме по новым стандартам с

1 сентября 2010 года начали обучение 200 тысяч первоклассников (15 % от их

общего количества), с 1 сентября 2011 года все первоклассники начали

учиться по новому стандарту. Это означает, что с 1 сентября 2015 года по

новым стандартам будет учиться вся начальная школа. После чего начинается

следующий этап –обязательное введение стандартов средней школы в 5

класса. Соответственно этап обязательного введения стандарта старшей

школы начнется только в 2020 году. Разработчиком федеральных

государственных образовательных стандартов начальной и основной школы

является Российская академия образования.

Проблема состоит в том, что существует несколько программ для основной

школы, которые могут основываться на различных взглядах и подходах к

подростковому возрасту. Есть тонкий момент перехода от программы

младшей школы к общей. «Нельзя уходить в подростковой школе куда-то в

сторону» Необходимо до конца разрабатывать программы основного

образования, учитываю психологию ребенка. Проблема состоит еще и в том,

что отсутствуют новые учебники, которые необходимы для обучения. Кроме

того учитель сам выбирает себе программы образовательного процесса.

Поэтому предлагается два этапа образовательного перехода (5-6 классы) и

личностного самоопределения (7-9 классы). 10-12 лет – является кризисным

периодом, когда происходит спад мотивации, падение дисциплины и т.д.

На этапе основного образования ФГОС состоит задача вырастить

индивидуальность. Её смысл состоит в создании пространства для

самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного плана. Учитывая

особенности восприятия необходимо делать 3 урока в день, тогда

освободившиеся уйдут на самостоятельную работу. Что повлечет за собой

изменение учебного плана. Поэтому в ООП отдельно прописаны

инструменты для концентрированного обучения.

Включение в учебный процесс учебно-исследовательской проектной

деятельности также потребуется изменения программы. Детская проектная

деятельность проводится в разных формах: в их числе учебное

проектирование ( встроенная в учебный процесс и предмет), социальное

проектирование, педагогический проект, а так же лаборатории и социальные

практики. Все это должно быть встроено в 32 часа предельной нагрузки, что

в свою очередь, также требует другой модели учебного плана.

В новом ФГОС предлагается без оценочная система. Так как контроль и

оценки выполняют две функции: диагностика и коррекция. Сравнивать детей

невозможно из-за социальной и генетической принадлежности, исходя из

этого в ООП было внесено два пункта. Это формирующее оценивание

(диагностик и способы коррекций). Убрав пяти бальную шкалу и предложив

другие инструменты, второе- индивидуальный прогресс (оценка ребенка

только самого себя). Прогресс ребенка не оценивается через предметные

знания, а только через уровень освоения тех средств и способов действия,

которые осваивает ребенок. Поскольку компетентные вещи вынесены в

примерных программах начальной школы как необязательные, существует

риск, что учитель остается работать в рамках стандартов ЗУНов. Поэтому

многое будет зависеть от учителя. «Учителю, что дай, то он и будет делать».

Но, с другой стороны, это можно использовать для достижения

содержательной цели нового стандарта- «если задать через примерную

программу другой инструментарий, учитель начнет включать его в

образовательный процесс, и впоследствии ученик станет другим».

Что касается актуальных проблем, и вопросов, то они заключаются в

следующем.

1. Каким должен быть современный урок в современных условиях.

Сухомлинский В.А. связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции”.

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам

нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять

учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует

деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время-сбережение и здоровье-сбережение;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие

аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

2. Современному обществу нужны образованные, нравственные

предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения,

прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-

экономическое процветание.

3. Принципы педагогической техники на уроках:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии

ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы,

сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за

пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков

преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь

использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности,

знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с

помощью развитой системы приемов обратной связи)

4. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную

позицию учащихся в учении;

развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения,

непосредственно сопряженные с опытом их применения в

практической деятельности;

были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса

учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

5. Методы и формы современного урока:

метод проектов;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии (интеграция);

портфолио.

6. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ

осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

И последнее, это повышение уровня учебной мотивации обучающихся.

Задача преподавания истории и обществознания заключается в том, чтобы

формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки

критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и

окружающим людям. Одной из важных результатов работы я считаю, должно

быть формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых

понятиями долг, честь, достоинство и патриотизм.



В раздел образования