Автор: Щиенко Александр Александрович
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Использование физкультминуток во время самоподготовки
Раздел: среднее образование
Выступление на заседании методического объединения
Тема: Использование физкультминуток во время самоподготовки.
Докладчик: Щиенко Александр Александрович
Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических
упражнений, направленных на уменьшение утомления обучающихся, снятие
отрицательного
воздействия
от
длительных
статистических
нагрузок,
активизацию их внимания и повышение способности к более эффективному
восприятию
материала,
а
также
на
повышение
внимания,
умственной
работоспособности, эмоционального фона.
Кратковременные
сеансы
физических
упражнений
во
время
самоподготовки проводятся с целью снятия нервно-мышечного напряжения и
застойных явлений, вызванных продолжительной работой. Перерыв в работе
необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и
мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения
упражнений
позволяет
перераспределить
мышечную
тонус,
создает
предпосылки для восстановления работоспособности.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:
Комплексы
подбираются
в
зависимости
от
вида
занятия,
его
содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает
интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;
Физкультминутка
проводится
на
начальном
этапе
утомления,
положительном
эмоциональном
фоне,
так
как
более
позднее
их
проведение не даст желаемого результата;
Предпочтение
нужно
отдавать
упражнения
для
утомлённых
групп
мышц;
Упражнения
должны
быть
разнообразны,
так
как
их
однообразие
снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность;
Длительность физкультминуток должна составлять 1-5 минут;
Каждая
физкультминутка
включает
комплекс
из
3-5
упражнений,
повторяемых 4-6 раз.
ВИДЫ ФИЗМИНУТОК
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Упражнения для кистей рук.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для улучшения слуха.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Упражнения, корректирующие осанку.
Дыхательная гимнастика
ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
Подбор
упражнений
без
учета
вида
деятельности
во
время
самоподготовки.
Увеличение
или
уменьшение
продолжительности
упражнений
(не
учитывается степень утомления детей).
Выполнение движений с недостаточной амплитудой движения.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗМИНУТОК
1.
Упражнения
для
снятия
общего
или
локального
утомления,
для
улучшения мозгового кровообращения:
И.П. — сидя на стуле. 1-2 –отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-
4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный.
И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.п.,3 – поворот
головы налево, 4 – И.П. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
И.П. – сидя или стоя, руки на поясе. 1- махом левую руку занести через
правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.П., 3-4 – то же правой рукой.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.П., 3 – поворот
головы налево, 4 – И.П., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – И.П., 7-
наклонить голову вперед, 8- И.П. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
И.П. – сидя или стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 –
переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить
вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И.П. – сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить
6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп
средний.
3. Для снятия утомления с туловища:
И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо, 2 –
резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить
неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 круговые движения тазом в одну
сторону, 4-6 то же в другую сторону, 7-8 руки вниз и расслабленно потрясти
кистями.Повторить 4-6 раз. Темп средний.
И.П. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль
ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – И.П., 5-8 – то же в другую
сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. Упражнения для мобилизации внимания:
И.П. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на
пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку
вверх, 6 – левую руку вверх. 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить
левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс. 12
– правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз.
Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.
5. Комплекс упражнений для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать3-4 круговых движения глазами в правую сторону.
Затем столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть
глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза
не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-
4,
затем
посмотреть
вдаль
прямо
на
счет
1-6.
Аналогичным
способом
проводятся
упражнения,
но
с
фиксацией
взгляда
влево,
вверх,
вниз.
Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд по диагонали: направо–вверх – налево-вниз, потом прямо
вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх – направо-вниз и повторить вдаль на
счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Упражнения для профилактики плоскостопия:
Из положения сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести
колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.
Походить
1-2
минут
на
носочках,
потом
30-60
секунд
на
пятках,
на
внутренней и на внешней стороне стопы.
Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а
потом из того же положения развести как можно шире пятки.
7. Упражнения стоя:
Поднимание на носках.
Поочередное приподнимание пальцев и пяток одновременно обеими ногами
или поочередно каждой.
Перемещение тяжести тела по кругу: пальцы – наружная сторона стопы –
пятки – внутренняя сторона стопы.
Приседать, не отрывая пяток от пола.
Поворот туловища влево-вправо с поворотом соответствующей стопы на
наружный край.
Приподниматься на носочках.
8. Упражнения сидя:
С напряжением тянуть носки на себя – от себя (медленно, колени прямые).
Круговые движения стопами внутрь — кнаружи.
Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
Поочередно сгибать – разгибать пальцы ног.
Отрывать от пола пятки, отрывать от пола носки.
Как можно выше поднимайте поочередно то другую выпрямленную ногу. То
же самое обеими ногами вместе.
Поочередное поднимание и опускание ног.
Приподнять и выпрямить ноги, согнуть пальцы. Отведение пяток наружу.
Таким образом, использование физкультминуток не только на уроках,
но
и
во
время
самостоятельной
подготовки
активизирует
двигательную
активность
и
улучшает
работоспособность
обучающихся,
стимулирует
мыслительные
функции,
является
эффективным
средством
закрепления
знаний
учащихся.
В
ходе
выполнения
физкультминуток
активизируется
межполушарное
взаимодействие,
развиваются
межполушарные
связи,
синхронизируется работа полушарий.