Напоминание

Методы ситуационного обучения при подготовке водителей транспортных средств категории "С"


Автор: Киселев Андрей Григорьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Красноярский автотранспортный техникум
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы ситуационного обучения при подготовке водителей транспортных средств категории "С"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методы ситуационного обучения при подготовке водителей транспортных

средств категории « С»

разработал: мастер п/о

Киселев А.Г.

Красноярск 2018г

Методы ситуационного обучения при«Подготовке водителей транспортных

средств категории « С»»

Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или ,

наоборот, бездействия самого человека: многие погибают потому .что не знают

Правила дорожного движения. Таким образом, чтобы в какой-то мере обеспечить

безопасность дорожного движения ,молодому поколению необходимо давать им

знания и обучать навыкам поведения на дорогах и так же при управлении

транспортным средством. Все это требует определенных методов обучения.

Традиционные методы обучения по Правила дорожного движения (словесные

наглядные и практические)отличаются тем, что обогащают учащихся знаниями,

навыками ,умениями.

Одним из методов проблемного обучения является метод анализа конкретных

ситуаций. Его использование позволяет обучающихся проявлять и совершенство-

вать навыки учебной работы и применять на практике теоретический материал.

Анализ дорожных происшествий показывает, что большинство их является

следствием ошибок в оценке ситуаций и прогнозирования их развития.

При организации ситуационного обучения предполагается ,что студенты

приобретут и сложнее всего искать сюжеты для рассказа. Выбор сюжета диктуется

темой занятия. Источниками сюжетов могут быть публикации. в газетах ,сводках

ГИБДД ,описание очевидцев.

Выбранная

ситуация

нуждается

в

соответствующей

обработке,

которая

сводится к следующим операциям :описание ситуации предельно ясно ,простым

языком ..Некоторые сюжеты могут рассказать сами студенты.

Анализ многих сотен ДТП позволяет утверждать, что большинство исходных

ошибок

водителей,

предопределяющих

перерастание

опасной

обстановки

в

аварийную и затем в ДТП, связаны с неумением обнаружить и оценить признаки

опасности.

В аварии водителю стоит полагаться только на свою реакцию и волю судьбы,

так что малейшая ошибка в действиях может стать последней.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из

важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в

самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут

привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям.

Сложная

деятельность

водителя

требует

приобретения

профессиональных

знаний в автошколе, умения и навыки, необходимые не только для самостоятельного

управления

транспортным

средством

в

дорожных

условиях,

которые

постоянно

изменяются, но и для надежного обеспечения безопасной эксплуатации источника

повышенной опасности.

Автошкола - главное звено системы "человек - автомобиль

- дорога". Его роль в обеспечении безопасности дорожного движения является

решающей.

В практическом отношении специальная подготовка предполагает, во-первых,

овладение

определенной

суммой

знаний,

способствующих

психологической

готовности к встрече с возможными опасностями среды обитания, и формирование

на этой основе рационального к ним отношения; во-вторых, приобретение навыков

управления

своим

эмоциональным

состоянием

и

снижения

уровня

нервного

напряжения, т. е. овладение методами эмоционально-волевой саморегуляции.

Цель ситуационного обучения — приучить водителя к системе аналитического

поведения на дороге, предвидение опасных ситуаций, оценка и прогнозирование

развития дорожной обстановки, выработка решения по управлению автомобилем,

предупреждающего

ДТП.

То

есть,

помочь

водителю

освоить

массовый

опыт

и

снизить вероятность личных неудач.

Многие исследователи считают, что более 2/3 всех происшествий происходит

по вине людей и только около 1/3 падает на факторы, не зависящие от их воли и

деятельности.

Организация ситуационного обучения может проводиться на основе анализа и

систематизации статистических материалов ДТП, что позволяет выявить типовые

ошибки водителей в опасных ситуациях, предшествовавших происшествиям.

Типовыми признаками возможной опасности являются:

ограниченный обзор дороги и придорожного пространства (стоящие или

движущиеся впереди транспортные средства, крутой поворот, здание или густая

растительность около перекрестка и т. п.);

ограниченная

ширина

проезжей

части

(при

встречном

разъезде

или

обгоне);

крутые повороты, подъемы или спуски (при выборе скоростного режима

движения автомобиля);

плохое состояние дорожного покрытия (при выборе скорости движения,

дистанции и интервала, торможении);

наличие

транспортных

средств

или

пешеходов

(на

перекрестках,

пешеходных

переходах,

остановках

маршрутных

транспортных

средств,

при

обгоне);

интенсивность

движения,

особенность

расположения

транспортных

средств и их габаритные размеры (при встречном разъезде и обгоне, при выборе

дистанции и режима движения в транспортном потоке); подача предупредительных

сигналов

водителями

транспортных

средств

(при

обгоне

и

других

видах

маневрирования);

утомление или переутомление.

Недооценка характерных для каждой опасной ситуации признаков опасности

влечет за собой ошибки в организации внимания, оценке обстановки, прогнозе ее

развития и, следовательно, ошибочные действия по управлению автомобилем, что

становится непосредственной причиной ДТП.

Основные

направления

и

методы

совершенствования

водительского

мастерства.

♦ Ситуационное обучение водителей.

Обучение

водителей

на

простых

тренажёрах

с

целью

достижения

определённых нормативных результатов по использованию органов управления.

Обучение

водителей

на

сложных

тренажёрах

(электронных

с

использованием компьютеров) для приобретения навыков решения ситуационных

задач и навыков управления транспортными средствами в простых, сложных и

аварийных ситуациях.

Специальная

контраварийная

подготовка

на

специально

подготовленных

площадках или автодроме.

Новички

учатся

стихийно

в

процессе

самостоятельного

вождения

транспортных средств и непосредственного участия в дорожном движении, то есть

учатся на своих ошибках. Ситуационное обучение даст знания, как в короткие

строки научиться мыслить самостоятельно, а не ездить по шаблону. Преодолевая

большое количество опасных ситуаций, которые возникают на дороге. Эти ситуации

остаются в памяти, а при повторной встрече с ними у водителей накапливается опыт

действий, направленных на предотвращение опасности, что возникает. Главное -

ситуационное обучение учит самостоятельно приобретать водительское мастерство

в процессе всей водительской жизни. Чтобы ускорить процесс накопления опыта,

применяется методика совершенствования мастерства вождения автомобиля за счет

внедрения

ситуационного

обучения

водителей.

Специалисты

по

ситуационному

обучению

учат

самообладанию

на

дороге,

делятся

опытом

умения

предвидеть

возникновение опасности.

Основные

дорожно-транспортные

ситуации,

которые

предлагаются

для

рассмотрения ситуационным методом обучения:

♦ Типовые случаи, при которых возможен наезд на пешеходов.

♦ Случаи возможного столкновения с транспортным средством, обладающим

преимущественным нравом проезда.

♦ Возможные столкновения из-за несоответствия выбранной скорости

движения транспортного средства дорожной остановке.

♦ Возможные столкновения транспортных средств при обгонах, опережениях

или объездах.

♦ Возможные столкновения, связанные с ошибками в распределении внимания

в начале движения.

Случаи,

связанные

с

наездами

на

другие

транспортные

средства,

движущиеся в попутном направлении, вследствие неправильного выбора дистанции.

♦ Случаи возможных встречных столкновении транспортных средств на узкой

дороге из-за неправильной оценки динамического коридора своего и встречного

транспортных средств.

♦ Случаи возможного скатывания транспортных средств на уклонах дороги из-

за

неправильной

оценки

водителями

величины

уклона,

характера

и

качества

дорожного покрытия и соответствующего выбора приёма управления.

♦ Возможные происшествия из-за переутомления водителей.

При организации ситуационного обучения необходимо учитывать стаж работы

водителя, специфику его деятельности и вид перевозок.

Вывод: Обычно человек совершенно не подготовлен, что делать в той или

иной ситуации на дороге. А ведь каждая минута в экстремальных обстоятельствах –

решающая.

Чтобы

ускорить

процесс

накопления

опыта,

применяется

методика

совершенствования

мастерства

вождения

автомобиля

за

счет

внедрения

ситуационного обучения водителей. Уровень психологической подготовки людей -

один из важнейших факторов, влияющих на безопасность движения на дороге.

План

урока индивидуального вождения на автомобиле.

мастер п/о –Киселев А.Г.

Тема: Вождение по городским дорогам с малой интенсивностью

движения .

Цели урока:

1. Формирование умений и навыков вождения автомобиля по городским дорогам с

малой интенсивностью движения .

2. Развитие познавательных способностей, технического мышления,

самостоятельности, умения использовать в речи профессиональную терминологию.

3. Воспитание бережного отношения к технике, чувства взаимопомощи, интереса к

профессии.

Задачи упражнения:

1. Трогание с места от тротуара, движение по прямой и следование за транспортом с

соблюдением необходимой дистанции.

2. Развороты на улицах. Развороты на узком участке улицы с применением заднего

хода.

3. Въезд в переулки и выезд из них.

4. Выбор места для остановки. Постановка автомобиля на стоянку.

Тип урока: изучение трудовых приемов

метод урока- ситуационный

Материально -техническое оснащение урока:

инструкционно-технологическая карта, учебно-путевой лист, комплект

инструментов, комплект заправочного оборудования, ветошь, медицинская аптечка

Время выполнения: 2часа

Ход урока.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 5 мин

1.

Доклад обучающегося.

2.

Проверка внешнего вида.

3.

Проверка путевого листа.

II. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 25 мин

1.

Сообщение темы и цели урока.

2.

Инструктаж по технике безопасности.

3.

Показ проведения ЕТО.

4.

Показ и демонстрация упражнения.

Объяснить обучающимся особенности вождения по дорогам с небольшим

движением транспорта и показать технику обгона и разъезда со встречными

транспортными средствами, движение в условиях ограниченной обзорности;

Напомнить, при необходимости объяснить и показать технику разворота автомобиля

для движения в обратном направлении без применения и с применением заднего

хода.

Напомнить правила преодоления подъема и спуска, остановки автомобиля на

подъеме и возобновления движения;

5. Закрепление материала вводного инструктажа.

6.Проверка ОБД по теме.

III. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ – 45 мин

Отработать упражнения по вождению по дороге с небольшим движением

транспорта, обгон и разъезд со встречными транспортными средствами, а также

движение в условиях ограниченной обзорности.

Предложить обучающемуся самостоятельно выполнить задачи упражнения в

комплексе, включая обгон и разъезд со встречными транспортными средствами;

движение в условиях ограниченной обзорности;

два разворота для движения в обратном направлении;

преодоление подъема крутизной до 10 градусов с обязательной остановкой

автомобиля на подъеме и возобновлением движения;

движение на спуске с использованием комбинированного торможения.

Ошибками считать: нарушение техники обгона, разъезда со встречными

транспортными средствами; нарушение правил и техники вождения автомобиля.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ – 15 мин

1. Подведение итогов занятия, анализ выполнения упражнения с указанием успехов

и недочетов, трудностей, которые возникли у обучающегося.

2. Самоанализ и самооценка обучающегося.

3. Оценивание обучающегося, выставление оценок в журнал, индивидуальную

книжку по вождению.

4. Домашнее задание: повторить правила ОБД.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Перед тем, как выехать на дорогу обучающегося часто преследует постоянная

тревога, боязнь нарушить правила дорожного движения или допустить какую-

нибудь ошибку в управлении автомобилем.

Несколько простых советов помогут вам обрести уверенность в себе и стать

хорошим водителем.

Не ориентируйтесь на оценку окружающих. Не думайте не о том, как вы выглядите в

глазах других водителей. Сосредоточьтесь только на том, как правильно вести

машину. Находясь за рулем, вы должны в первую очередь думать не о том, какое

впечатление производите на других, а как избежать опасных ситуаций во время

движения. Не пытайтесь никого обгонять, чтобы показать себе и всем вокруг, какой

вы классный гонщик. Пока у вас нет большого опыта в вождении, лучше

постараться избегать любых ситуаций, связанных с риском и возможной

опасностью.

На дороге нельзя подражать кому-то. Изберите свой собственный, комфортный для

вас стиль вождения. Преодолевайте страх, скованность – ведь это те барьеры,

которые мешают вам учиться и совершенствовать свои навыки вождения.

Автомобилисты – это обычные люди. Как в повседневной жизни, так и на дороге вы

можете столкнуться с невоспитанными хамами. Не забывайте о том, что вы пока еще

новичок за рулем. Ваша медлительность при езде и парковании машины может

вызвать у кого-то из других водителей раздражение. Если вас обгоняют, подрезают

или ругают, сосредоточьтесь не на ответных оскорблениях, а на правильном

управлении машиной. В противном случае вы рискуете отвлечься и тем самым

создать аварийную ситуацию.

Находясь за рулем, пытайтесь все время находиться в спокойном настроении. Когда

вы взвинчены или расстроены, за руль вообще лучше не садиться, так как ваше

эмоциональное состояние может негативно повлиять на качество вождения,

ухудшить внимание и способность сосредоточиться.

Научитесь «читать» дорогу. Все время обращайте внимание на такие детали, как

дорожные знаки, погодные условия, состояние дорожного покрытия. Наличие на

дороге ям, гравия, льда, снега, животных должно заставить вас усилить

бдительность. Вы должны замечать те объекты, которые во время дорожного

движения способны создать какие-либо рискованные условия. Старайтесь учитывать

все обстоятельства, и планировать свои дальнейшие действия.

Строго придерживайтесь правил движения и скоростного режима, не выезжайте на

слишком опасные участки дороги. Пока у вас нет достаточного опыта, лучше не

испытывать судьбу.

И помните главное: уверенность без опыта – опасная вещь. Как только вы

почувствуете себя асом, не получив при этом длительного опыта вождения, вы

можете совершить серьезную ошибку на дороге. Знающие люди утверждают, что в

среднем для того, чтобы приобрести нужные знания и привыкнуть к роли водителя,

человеку необходимы 2-3 месяца постоянного опыта вождения.

Перед выездом необходимо выполнить все операции, предусмотренные перечнем

ежедневного обслуживания автомобиля

В начале отработки упражнения скорость движения не должна превышать 25 - 30

км/ч, в конце отработки она может быть увеличена до 35 - 40 км/ч

Напомнить обучающемуся, что при разъезде со встречным транспортом необходимо

снизить скорость и вести автомобиль прямолинейно, строго по правой стороне

дороги. Дистанция между автомобилями (в м) должна быть численно равна

величине скорости движения (в км/ч). Например, если скорость движения равна 30

км/ч, то дистанция должна быть 30 м.

Совершая обгон или объезд другого транспортного средства, необходимо убедиться

в том, что полоса движения, на которую намерен выехать водитель, свободна на

достаточном расстоянии, включить указатель поворота и, закончив обгон (объезд),

выключить указатель поворота. Сигнал поворота рекомендуется держать

включенным не менее 5 с.

Интервал при совершении обгона или объезда следует выбирать также в

зависимости от скорости движения. Чем больше скорость движения, тем больше

интервал. Однако интервалы в 2,5 - 3 м опасны тем, что неосмотрительный водитель

может попытаться занять пространство между двумя автомобилями и может быть

зажат ими. В интересах сохранения необходимой пропускной способности улиц и

дорог и соблюдения безопасности движения интервалы должны быть не менее 0,5 м

и не более 2 м.

При движении в условиях ограниченной обзорности водитель должен повысить

внимание, снизить скорость и держаться правее.

Подъемы небольшой протяженности преодолевают с разгона на одной из высших

передач. Подъемы большой протяженности преодолевают на низших передачах, без

разгона. Выбранную передачу надо включать в начале подъема и не менять на

протяжении всего подъема. Передачу выбирают с таким расчетом, чтобы двигатель

имел некоторый запас мощности. По мере приобретения обучаемым навыков

подъемы большой протяженности преодолевают с разгона с переходом на низшие

передачи на подъеме. При этом переключение передач необходимо производить

быстро и заблаговременно, пока автомобиль движется с достаточной скоростью, не

допуская резких рывков.

При неожиданной остановке автомобиля на подъеме надо затормозить его

стояночным тормозом. Для возобновления движения необходимо после включения

низшей передачи прибавить «газ».

При отработке преодоления подъемов и съезда с крутого спуска не разрешается

движение очередного автомобиля, пока впереди идущий не освободит подъем или

спуск.

Крутые спуски преодолевают на низшей передаче с постоянной скоростью. Чем

круче спуск, тем ниже передача. Нельзя резко тормозить. Не рекомендуется

применять стояночный тормоз.

Отработать с обучающимся трогание с места от тротуара, движение по прямой и

следование за транспортом с соблюдением необходимой дистанции, выбор места для

остановки и остановку (стоянку), для чего:

проверить знание обучающимся правил трогания с места, остановки и стоянки, а

также скорости движения и дистанции;

объяснить и при необходимости показать технику выполнения задачи и отработать

ее;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать с обучаемым въезд в переулки и выезд из них, развороты, в том числе на

узком участке улицы с применением заднего хода, для чего:

проверить знание обучаемым правил разворота вне перекрестка;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать порядок отработки

задачи и отработать ее;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех задач

упражнения.

Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники

вождения автомобиля.



В раздел образования