Автор: Марич Станислава Адольфовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ " Средняя общеобразовательная школа-комплекс №33 им. генерал-полковника И.Т.Коровникова"
Населённый пункт: ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество как инвестиция в долгосрочное развитие организации
Раздел: среднее профессиональное
Наставничество как инвестиция в долгосрочное
развитие организации
Наставник — человек, который, как проводник,
сможет провести вас там, где он уже был, а вы еще нет.
Уверена, что почти каждый человек скажет: «Я знаю уже намного больше,
чем
нужно
для
того,
чтобы
стать
счастливым».
Так
почему же
мы
не применяем эти знания? Начитались книжек, статусов в соц. сетях и что?
Почему не делимся своими знаниями с другими? И как найти этих «других»?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо стать наставником. Так кто же такой
наставник?
Наставник — человек, который, как проводник, сможет провести вас там, где
он уже был, а вы еще нет. Он поднимет вас к вершинам своего опыта.
Заметьте, что наставников может быть несколько, каждый из них может
подсказывать и помогать в разных областях жизни, экономя ваши ресурсы,
которые
требуются
на
реализацию
различных
проектов,
будь
то
бизнес,
педагогическая деятельность или овладение правильной техникой бега.
Так каким же должен быть наставник?
Научить чему-то в жизни или в каком-то деле может любой человек, опытный
профессионал своего дела, консультант. Наставником может быть человек,
во-первых,
самодостаточный. Во-вторых,
счастливый,
удовлетворенный
жизнью, иначе он спроецирует свой внутренний негатив на подопечного. Не
может несчастный человек научить чему-то другого, не передавая и свои
проблемы, свои страхи, свое недовольство. И, конечно же, наставник должен
быть бескорыстным, дабы не использовать подопечного в своих интересах.
Кроме того, наставник должен обладать авторитетом. Ведь уважение и
авторитет
не
появляются
на
пустом
месте,
их
заслуживают,
а
значит,
наставник в чем-то очень хорош и может этим поделиться с другими, если
они
хотят
достичь
каких-то
высот.
Причем
это
не
обязательно
какое-то
достижение в бизнесе, наставник может быть и замечательным спортсменом
с правильными ценностями, и ученым.
И теперь самый важный вопрос – как стать хорошим наставником, который
научит,
передаст
свой
опыт,
выслушает,
трезво
оценит
со
стороны
и
поддержит,
если
идея
интересна
и
нова
и
придаст
новый
импульс
к
развитию? Считаю, что в каждом регионе важно иметь хотя бы
одну организацию, которая реализует программу наставничества.
Также
должен
развиваться
институт
наставничества.
Институт
наставничества не нов: идея получила широкое распространение в нашей
стране еще в советское время; она очень популярна и в западных странах.
Сегодня для многих организаций наставничество становится неотъемлемой
частью корпоративной культуры.
Необходимость внедрения системы наставничества особенно очевидна для
быстрорастущих
организаций.
Однако,
несмотря
на
то,
что
институт
наставничества является практически бесплатным ресурсом, далеко не все
компании используют его так же активно, как тренинги, стажировки и т. п. В
любом случае, наставничество — это не столько прирожденный дар, сколько
мастерство, которое можно освоить. Значит, наставников нужно обучать:
на соответствующих тренингах (внутренних или внешних);
на семинарах по обмену опытом;
во время встреч наставников с их собственными наставниками.
В 2016 году в России появилась социальная программа «Наставники: Не
рядом,
а
вместе».
Её
цель
–
оказание
поддержки
самым
разным
детям,
откликнувшимся на предложение об участии в программе, раскрытие их
потенциала
и
помощь
с
определением
своего
будущего.
Инициатором
осуществления
этой
программы
выступило
«Агентство
стратегических
инициатив».
В
настоящий
момент
в
проекте
«Наставники:
не
рядом,
а
вместе» участвуют более 40 регионов, и наша Новгородская область в их
числе.
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование».
Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. О целях
и видах наставничества в образовательных организациях можно узнать,
слушая вебинары и посещая курсы повышения квалификации.
Как показывает практический опыт, польза от разработки и внедрения
системы наставничества доступна всем участникам этого процесса: и
подопечным, и самим наставникам. Ну и, безусловно, компании в целом.
Для
подопечных
-
это
возможность
получить
своевременную
помощь,
ощутить поддержку в профессиональном и карьерном развитии, повысить
самоуважение.
Для
наставников
–
это
систематизация
сво его
профессионального
опыта,
участие
в
формировании
профессиональной
команды, развитие собственных навыков управления. И возможные плюсы
наставничества
для
любой
компании,
организации
–
стабилизируется
численность персонала, снижается текучесть кадров, формируется команда
высококвалифицированных лояльных сотрудников, оптимизируются затраты
на обучение персонала.
Но
для
компаний,
специализирующихся
на
оказании
профессиональных
услуг, решающее значение всё же имеет нематериальная мотивация:
внимание руководства к проблемам наставников;
публичное признание значимости работы наставников для компании;
использование разнообразных внутрикорпоративных знаков отличия,
придающих наставникам особый статус в коллективе (значки, грамоты
и т. п.).
Кроме того, есть хорошие старые методы, такие как определение лучшего
наставника,
вручение
специальных
памятных
подарков
на
каком-либо
корпоративном мероприятии и т. д.
Лучшим же мотивирующим фактором будет создание корпоративной
культуры,
в
которой
наставничество
воспринимается
сотрудниками
как
почетная миссия, а не как обременительная повинность.
Я желаю всем нам быть хорошими наставниками и получать от этого
удовольствие!