Напоминание

Использование игровых приемов при работе с картой на уроках географии


Автор: Улезкина Анна Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: ст. Северская, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых приемов при работе с картой на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Использование игровых приемов при работе с картой

на уроках географии

Сформированная

географическая

грамотность

одно

из

требований

к

знаниям, умениям и навыкам выпускника общеобразовательной школы. Жизнь

сегодня

требует,

чтобы

выпускник

школы

обладал

умением

не

только

географически правильно мыслить, но и экономически грамотно действовать.

Умение

работать

с

топографическим

планом,

физико-географической,

климатической

и

политической

картами

является

одной

из

составляющих

географической грамотности.

Среди

средств

обучения

географии

ведущее

место

принадлежит

географической

карте.

Карта

позволяет

ориентироваться

в

пространстве,

извлекать

разнообразную

информацию.

В

школьной

географии

существуют

только учебные карты, которые по своим функциональным свойствам являются

объектом изучения, источником знаний и средством наглядности.

При

формировании

навыков

работы

с

картой

развивается

логическое

мышление, память, внимание, то есть те свойства, которые дают возможность не

только самостоятельно находить информацию, но и критически перерабатывать ее

и самостоятельно делать выводы.

Неоценимую помощь в развитии географической грамотности, в том числе

и картографической, могут оказать игры и игровые приемы на уроках географии.

Именно

с

помощью

игры

происходит

передача

накопленного

опыта

от

старшего

поколения

к

младшему.

Игра

помогает

моделировать

жизненные

и

учебные проблемные ситуации, так как игровые действия сосредоточиваются

вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся, во-первых,

используют

свой личный опыт, а во-вторых, свои представления об опыте

предполагаемого героя. И через подобное подражание формируется своеобразная

цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не

точно копируют взрослых, но, подражая им, действуют по-своему.

Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному

предмету,

создает

ситуации,

которые

наполнены

эмоциональными

переживаниями, стимулирующими деятельность учащихся.

Игра

не

может

полностью

заменить

традиционные

формы

и

методы

обучения, но рационально их дополняет. С помощью применения игр и игровых

приемов более эффективно достигаются поставленные цели и задачи конкретного

занятия

и

всего

учебного

процесса.

В

то

же

время

игра

стимулирует

рост

мотивации и познавательной активности, что способствует усвоению большего

количества информации, приобретению навыков принятия адекватных решений в

разнообразных ситуациях, формированию опыта нравственного выбора.

Игровое

взаимодействие

предполагает

неформальное

общение,

что

позволяет раскрыть как ученикам, так и учителю свои личностные качества,

лучшие стороны своего характера. Игра повышает самооценку участников, так

как

у

них

появляется

возможность

от

слов

перейти

к

конкретному

делу

и

проверить

свои

способности.

Игра

изменяет

отношение

ее

участников

к

окружающей

действительности,

снимает

страх

перед

неизвестностью.

Она

одновременно

ставит

ученика

в

несколько

позиций.

Личность

находится

одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом).

Приведу примеры игр, которые я использую на уроках, и которые вызывают

большой интерес у учащихся.

Собери карту

Ученики

получают

конверты

с

разрезанными

рисунками

карты

соответствии с темой урока). Ученики должны собрать карту за установленное

время.

Географическая эстафета

Учитель

или

ученик

задаёт

вопрос

ученику

по

карте,

тот

отвечает,

показывает географический объект и предаёт указку следующему ученику, задавая

свой вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, то он

лишается права задать вопрос.

Белая ворона

На игровом поле (на доске, на слайде и т.п.) размещено 4 понятия, одно из

которых не относится к теме, по которой сгруппированы три других. Необходимо

определить,

какое

из

этих

понятий

лишнее.

Например,

Волга,

Кама,

Байкал,

Ангара – учащиеся определяю лишний географический объект, и показывают его

на карте.

Географические силуэты

Этот игровой приём известен ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами

географических

объектов

демонстрируются

учащимся

по

мере

накопления

номенклатуры.

Первоначальная задача – определить по очертанию географический объект.

Потом можно не только узнать объект, но и показать на карте, отметить на

контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём его

особенности, чем он известен.

Кто быстрей

На настенной карте в разброс прикрепляются цифры от 1 до 10, каждой из

которых

соответствует

определённый

географический

объект.

Ученик

должен

показать и назвать по порядку все 10 объектов, время засекается по секундомеру.

Побеждает

тот,

у

кого

на

это

ушло

меньше

времени.

Спросив

нескольких

учащихся положение цифр можно поменять.

Географическая цепочка

Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил,

то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или

вообще не ответил на вопрос, то он выбывает из игры.

Кошки-мышки

Эта игру можно использовать при изучении географических координат, что

отработать навыков определения их на географической карте. Класс делится на

две команды: «мышки», которые прячутся на географической карте, и «кошки»,

которые по координатам определяют места, где спрятались «мышки». Можно не

только искать объекты, но и давать их описание.

Меня можно найти

Учащиеся получают фотографии или рисунки (например, представителей

растительного и животного мира). Необходимо правильно соотнести их с теми

природными зонами, в которых они обитают.

Добавлялки

Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится

изученные

на

уроке

термины

и

понятия,

географические

названия,

имена.

Заполнять

лист

начинают

учащиеся,

сидящие

на

последних

партах.

Ученики

пишут термин или понятие и передают листок впереди сидящим. Игра идёт 1,5-2

минуты, ее удобно проводить в качестве закрепления.

Знаешь ли ты?

Называется страна, а ученики называют столицу. Называется столица –

ученики называют страну. Называть страны или столицы на определенную букву,

с определенным количеством букв в названии и т.д.

Составь слова из слова

Учитель

записывает

на

доске

любое

или

тематическое

географическое

название. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия,

не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове

можно использовать только один раз.

На выполнение задания дается определенное время – 1-2 минуты.

Географический диктант

Географические

диктанты

являются

широко

распространенной

формой

контроля

знаний

учащихся.

Наиболее

распространенной

формой

диктанта,

является

диктант

по

контурной

карте,

когда

учитель

зачитывает

список

географических

объектов

под

номерами,

а

ученик

должен

поставить

в

соответствующем месте контурной карты соответствующий номер.

Второй

тип

диктанта

это

диктант

по

терминологии.

В

этом

случае

учениками в тетради пишутся несколько географических терминов, а учитель

вслух читает дефиниции данных терминов под номерами. Ученик же должен

напротив каждого термина поставить соответствующий номер.

Самое-самое

Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди

себе подобных своими размерами. Например, самые высокие горы, самая длинная

река, самое глубокое озеро, и т. д.

Литературная география

Зачитываются

стихи

или

описания

каких-то

географических

объектов.

Прослушав, ученики должны либо ответить на вопрос, либо показать объект на

карте.

Путаница

Предлагаются слова, обозначающие географические термины, в которых

перепутаны местами буквы. Нужно восстановить слова и дать правильный ответ.

Географический алфавит

1 вариант.

Класс делится на две команды, каждая команда задает 3-5 вопросов команде

соперника, все ответы должны быть на одну букву.

2 вариант.

В игре может участвовать весь класс, несколько пар учащихся, несколько

команд. Задание: в алфавитном порядке называть географические названия и

показывать их на карте.

Лови ошибку

Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (5-6 предложений), в

котором

будет

допущена

1

ошибка.

Задача

других

участников

заметить

эту

ошибку.

Географическое сто-лото

В контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов» помещаются вопросы, каждый

из

которых

имеет

свою

стоимость,

обозначенную

на

контейнере.

Сумма

стоимости всех вопросов равна 100.

Игровое

поле

разделено

на

ячейки

по

числу

вопросов

(контейнеров

с

вопросами), стоимость каждой ячейки соответствует стоимости контейнеров. За

каждый правильный ответ на поле выкладывается цветной жетон. Побеждает тот,

кто первым заполнит поле, дав правильные ответы и получив 100 очков.

Географическое домино

Слог, завершающий одно слово, становится началом другого слова. Домино

может

быть

тематическим

(города,

реки,

горы)

или

терминологическим

(по

географическим терминам).

Ребусы

Использую при введении и закреплении географической номенклатуры.

Кроссворды и филворды

Использую при проверке и обобщении знаний.

При работе с политической картой мира можно использовать следующие

игры.

Штурман прокладывает курс

Ученик стоит лицом к классу, повернувшись спиной к карте. Мысленно

путешествуя по карте, ученику нужно назвать страны, по которым пройдет его

путешествие из заданной учителем страны в намеченную точку.

Путешествие по карте

У карты два ученика. Один стоит к карте спиной, другой начинает движение

указкой по карте, рассказывая о направлении и тех странах, которые встречаются

на его маршруте. Учитель говорит «Стоп».

Стоящий спиной к доске ученик, должен назвать страну, на которую в

данный

момент

показывает

указка.

Ученики

меняются

местами,

если

дан

правильный ответ.

Последняя буква

Перед учениками, лежат атласы с политической картой. Учитель называет

страну

или

столицу

и

ученик

должен

найти

на

карте

страну

или

столицу,

начинающуюся на ту букву, на которую окончился объект заданный учителем. За

первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только

развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения,

запомнить карту.

Найди общее

Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего в этих

двух странах (географическое положение, религия, язык, плотность населения и

т.п.).

Город на реке

Ученикам

предлагается

назвать

города

(столицы),

стоящие

на

реках.

Провести можно в виде соревнования.

Контур

У

ученика

на

листе

написаны

страны

и

столицы

под

номерами,

и

он

расставляет на настенной контурной карте фломастером цифры, или подписывает

эти названия.

На этих картах можно писать фломастером на водной основе,

который легко стирается с ламинированной карты.

Угадайка

На

контурной,

настенной

карте,

страны

отмечены

цифрами.

Учитель

называет одну из особенностей той или иной страны. Ученик должен угадать, о

какой стране идет речь, и записать нужный номер

в тетрадь.

К

созданию

некоторых

игр

(лото,

домино,

ребусов,

кроссвордов

и

филвордов и т.п.) привлекаются сами ученики.

Конечно же, это не все игры, которые я использую на уроке при работе с

географическими картами.

Главное, что работе с картой необходимо уделять время

на каждом уроке географии. Мне кажется важным, чтобы ученик у доски всегда

отвечал, опираясь на информацию, которую дает географическая карта, с места –

на карту атласа.

Ученик, по сути, не должен представлять себе ответа на уроке без опоры на

карту, которая является живым и говорящим спутником главной науке о Земле –

географии!



В раздел образования