Автор: Улезкина Анна Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: ст. Северская, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых приемов при работе с картой на уроках географии
Раздел: среднее образование
Использование игровых приемов при работе с картой
на уроках географии
Сформированная
географическая
грамотность
–
одно
из
требований
к
знаниям, умениям и навыкам выпускника общеобразовательной школы. Жизнь
сегодня
требует,
чтобы
выпускник
школы
обладал
умением
не
только
географически правильно мыслить, но и экономически грамотно действовать.
Умение
работать
с
топографическим
планом,
физико-географической,
климатической
и
политической
картами
является
одной
из
составляющих
географической грамотности.
Среди
средств
обучения
географии
ведущее
место
принадлежит
географической
карте.
Карта
позволяет
ориентироваться
в
пространстве,
извлекать
разнообразную
информацию.
В
школьной
географии
существуют
только учебные карты, которые по своим функциональным свойствам являются
объектом изучения, источником знаний и средством наглядности.
При
формировании
навыков
работы
с
картой
развивается
логическое
мышление, память, внимание, то есть те свойства, которые дают возможность не
только самостоятельно находить информацию, но и критически перерабатывать ее
и самостоятельно делать выводы.
Неоценимую помощь в развитии географической грамотности, в том числе
и картографической, могут оказать игры и игровые приемы на уроках географии.
Именно
с
помощью
игры
происходит
передача
накопленного
опыта
от
старшего
поколения
к
младшему.
Игра
помогает
моделировать
жизненные
и
учебные проблемные ситуации, так как игровые действия сосредоточиваются
вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся, во-первых,
используют
свой личный опыт, а во-вторых, свои представления об опыте
предполагаемого героя. И через подобное подражание формируется своеобразная
цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не
точно копируют взрослых, но, подражая им, действуют по-своему.
Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному
предмету,
создает
ситуации,
которые
наполнены
эмоциональными
переживаниями, стимулирующими деятельность учащихся.
Игра
не
может
полностью
заменить
традиционные
формы
и
методы
обучения, но рационально их дополняет. С помощью применения игр и игровых
приемов более эффективно достигаются поставленные цели и задачи конкретного
занятия
и
всего
учебного
процесса.
В
то
же
время
игра
стимулирует
рост
мотивации и познавательной активности, что способствует усвоению большего
количества информации, приобретению навыков принятия адекватных решений в
разнообразных ситуациях, формированию опыта нравственного выбора.
Игровое
взаимодействие
предполагает
неформальное
общение,
что
позволяет раскрыть как ученикам, так и учителю свои личностные качества,
лучшие стороны своего характера. Игра повышает самооценку участников, так
как
у
них
появляется
возможность
от
слов
перейти
к
конкретному
делу
и
проверить
свои
способности.
Игра
изменяет
отношение
ее
участников
к
окружающей
действительности,
снимает
страх
перед
неизвестностью.
Она
одновременно
ставит
ученика
в
несколько
позиций.
Личность
находится
одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом).
Приведу примеры игр, которые я использую на уроках, и которые вызывают
большой интерес у учащихся.
Собери карту
Ученики
получают
конверты
с
разрезанными
рисунками
карты
(в
соответствии с темой урока). Ученики должны собрать карту за установленное
время.
Географическая эстафета
Учитель
или
ученик
задаёт
вопрос
ученику
по
карте,
тот
отвечает,
показывает географический объект и предаёт указку следующему ученику, задавая
свой вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, то он
лишается права задать вопрос.
Белая ворона
На игровом поле (на доске, на слайде и т.п.) размещено 4 понятия, одно из
которых не относится к теме, по которой сгруппированы три других. Необходимо
определить,
какое
из
этих
понятий
лишнее.
Например,
Волга,
Кама,
Байкал,
Ангара – учащиеся определяю лишний географический объект, и показывают его
на карте.
Географические силуэты
Этот игровой приём известен ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами
географических
объектов
демонстрируются
учащимся
по
мере
накопления
номенклатуры.
Первоначальная задача – определить по очертанию географический объект.
Потом можно не только узнать объект, но и показать на карте, отметить на
контурной карте или дать краткую характеристику: где находится, в чём его
особенности, чем он известен.
Кто быстрей
На настенной карте в разброс прикрепляются цифры от 1 до 10, каждой из
которых
соответствует
определённый
географический
объект.
Ученик
должен
показать и назвать по порядку все 10 объектов, время засекается по секундомеру.
Побеждает
тот,
у
кого
на
это
ушло
меньше
времени.
Спросив
нескольких
учащихся положение цифр можно поменять.
Географическая цепочка
Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил,
то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или
вообще не ответил на вопрос, то он выбывает из игры.
Кошки-мышки
Эта игру можно использовать при изучении географических координат, что
отработать навыков определения их на географической карте. Класс делится на
две команды: «мышки», которые прячутся на географической карте, и «кошки»,
которые по координатам определяют места, где спрятались «мышки». Можно не
только искать объекты, но и давать их описание.
Меня можно найти
Учащиеся получают фотографии или рисунки (например, представителей
растительного и животного мира). Необходимо правильно соотнести их с теми
природными зонами, в которых они обитают.
Добавлялки
Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится
изученные
на
уроке
термины
и
понятия,
географические
названия,
имена.
Заполнять
лист
начинают
учащиеся,
сидящие
на
последних
партах.
Ученики
пишут термин или понятие и передают листок впереди сидящим. Игра идёт 1,5-2
минуты, ее удобно проводить в качестве закрепления.
Знаешь ли ты?
Называется страна, а ученики называют столицу. Называется столица –
ученики называют страну. Называть страны или столицы на определенную букву,
с определенным количеством букв в названии и т.д.
Составь слова из слова
Учитель
записывает
на
доске
любое
или
тематическое
географическое
название. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия,
не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове
можно использовать только один раз.
На выполнение задания дается определенное время – 1-2 минуты.
Географический диктант
Географические
диктанты
являются
широко
распространенной
формой
контроля
знаний
учащихся.
Наиболее
распространенной
формой
диктанта,
является
диктант
по
контурной
карте,
когда
учитель
зачитывает
список
географических
объектов
под
номерами,
а
ученик
должен
поставить
в
соответствующем месте контурной карты соответствующий номер.
Второй
тип
диктанта
это
диктант
по
терминологии.
В
этом
случае
учениками в тетради пишутся несколько географических терминов, а учитель
вслух читает дефиниции данных терминов под номерами. Ученик же должен
напротив каждого термина поставить соответствующий номер.
Самое-самое
Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди
себе подобных своими размерами. Например, самые высокие горы, самая длинная
река, самое глубокое озеро, и т. д.
Литературная география
Зачитываются
стихи
или
описания
каких-то
географических
объектов.
Прослушав, ученики должны либо ответить на вопрос, либо показать объект на
карте.
Путаница
Предлагаются слова, обозначающие географические термины, в которых
перепутаны местами буквы. Нужно восстановить слова и дать правильный ответ.
Географический алфавит
1 вариант.
Класс делится на две команды, каждая команда задает 3-5 вопросов команде
соперника, все ответы должны быть на одну букву.
2 вариант.
В игре может участвовать весь класс, несколько пар учащихся, несколько
команд. Задание: в алфавитном порядке называть географические названия и
показывать их на карте.
Лови ошибку
Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (5-6 предложений), в
котором
будет
допущена
1
ошибка.
Задача
других
участников
заметить
эту
ошибку.
Географическое сто-лото
В контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов» помещаются вопросы, каждый
из
которых
имеет
свою
стоимость,
обозначенную
на
контейнере.
Сумма
стоимости всех вопросов равна 100.
Игровое
поле
разделено
на
ячейки
по
числу
вопросов
(контейнеров
с
вопросами), стоимость каждой ячейки соответствует стоимости контейнеров. За
каждый правильный ответ на поле выкладывается цветной жетон. Побеждает тот,
кто первым заполнит поле, дав правильные ответы и получив 100 очков.
Географическое домино
Слог, завершающий одно слово, становится началом другого слова. Домино
может
быть
тематическим
(города,
реки,
горы)
или
терминологическим
(по
географическим терминам).
Ребусы
Использую при введении и закреплении географической номенклатуры.
Кроссворды и филворды
Использую при проверке и обобщении знаний.
При работе с политической картой мира можно использовать следующие
игры.
Штурман прокладывает курс
Ученик стоит лицом к классу, повернувшись спиной к карте. Мысленно
путешествуя по карте, ученику нужно назвать страны, по которым пройдет его
путешествие из заданной учителем страны в намеченную точку.
Путешествие по карте
У карты два ученика. Один стоит к карте спиной, другой начинает движение
указкой по карте, рассказывая о направлении и тех странах, которые встречаются
на его маршруте. Учитель говорит «Стоп».
Стоящий спиной к доске ученик, должен назвать страну, на которую в
данный
момент
показывает
указка.
Ученики
меняются
местами,
если
дан
правильный ответ.
Последняя буква
Перед учениками, лежат атласы с политической картой. Учитель называет
страну
или
столицу
и
ученик
должен
найти
на
карте
страну
или
столицу,
начинающуюся на ту букву, на которую окончился объект заданный учителем. За
первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только
развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения,
запомнить карту.
Найди общее
Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего в этих
двух странах (географическое положение, религия, язык, плотность населения и
т.п.).
Город на реке
Ученикам
предлагается
назвать
города
(столицы),
стоящие
на
реках.
Провести можно в виде соревнования.
Контур
У
ученика
на
листе
написаны
страны
и
столицы
под
номерами,
и
он
расставляет на настенной контурной карте фломастером цифры, или подписывает
эти названия.
На этих картах можно писать фломастером на водной основе,
который легко стирается с ламинированной карты.
Угадайка
На
контурной,
настенной
карте,
страны
отмечены
цифрами.
Учитель
называет одну из особенностей той или иной страны. Ученик должен угадать, о
какой стране идет речь, и записать нужный номер
в тетрадь.
К
созданию
некоторых
игр
(лото,
домино,
ребусов,
кроссвордов
и
филвордов и т.п.) привлекаются сами ученики.
Конечно же, это не все игры, которые я использую на уроке при работе с
географическими картами.
Главное, что работе с картой необходимо уделять время
на каждом уроке географии. Мне кажется важным, чтобы ученик у доски всегда
отвечал, опираясь на информацию, которую дает географическая карта, с места –
на карту атласа.
Ученик, по сути, не должен представлять себе ответа на уроке без опоры на
карту, которая является живым и говорящим спутником главной науке о Земле –
географии!