Напоминание

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом".


Авторы: Отпущенникова Кристина Валерьевна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка iii курса 331 группы и преподаватель физической культуры; теории и методики физического воспитания с практикумом
Учебное заведение: ГБОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




"Формирование мотивации к занятиям физической

культурой и спортом".

Практика нравственного воспитания сегодня осложняется тем, что школе

весьма трудно конкурировать по своему воздействию на умы подрастающего

поколения со средствами массовой информации: Интернетом, телевидением,

мобильной связью, которые очень часто являются источником не нравственного, а

безнравственного воспитания. Школа должна учитывать тот факт, что

современное молодое поколение более активное, ориентировано на

индивидуализм, на личные потребности, более самостоятельное и в то же время

сильно подвержено влиянию массовой культуры. Современные дети не помнят

советские времена, они родились в обществе, где провозглашена свобода слова,

печати. Они погружены в искусственный мир, созданный средствами массовой

информации, где они могут проголосовать с помощью SMS, смотреть сотни

телевизионных каналов.

Задача современной школы и педагогики - опираясь на нравственный идеал

человека, который должно выработать общество, на социальный заказ разработать

цели и задачи нравственного воспитания на современном этапе развития

российского общества и на этой основе разработать соответствующие методики.

В физической культуре и спорте понятие «мотив» затерялось в тени

«истинно спортивных» категорий -воли, целеустремленности, смелости,

решительности и т. п. Между тем в физической культуре и спорте роль

мотивационных, побудительных начал проявляется особенно ярко.

Таким образом, возникает проблема необходимости изучения аспектов

формирования мотивов у школьников к занятиям физической культурой и

спортом.

Цель исследования - изучить пути формирования у школьников мотивации

к занятиям физической культурой и спортом.

Объект исследования - общая мотивационно-пот-ребностная сфера личности

школьников.

Предмет исследования - деятельность учителя по формированию

мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Гипотеза исследования - предполагалось, что мотивация к занятиям

физической культурой и спортом будет сформирована если:

• учитываются возрастные особенности школьников;

• учебно-воспитательная работа осуществляется в соответствии с требованиями,

предъявляемые к уроку физической культуры и спорта;

• осуществляется индивидуальный подход к ученику.

В настоящее время для экспериментального изучения мотивации применяются

три группы методов:

1) Проективные тесты, суть которых состоит в том, что участнику эксперимента

предъявляют картинки с различными ситуациями и просят рассказать, как он их

понимает и по ответам судят о его мотивах, интересах, заботах.

2) Метод анкетирования и беседы. В данном случае участнику эксперимента

предлагается оценить по 10-бальной шкале различные факторы, помогающие ему

хорошо учиться или тренироваться.

3)Способ опосредованной оценки силы побуждения. Данный метод успешно

используется для определения силы морального мотива через оценку

эффективности действий партнеров.

В физической культуре и спорте под мотивацией принято понимать процесс,

в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида

известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и

превращает внешне заданные

цели его деятельности во внутренние потребности личности.

Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами,

по данным многих исследователей, являются: укрепления здоровья, получение

удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание

родителей.

В структуре мотивации к занятиям физической культурой и спортом важно

учитывать и общественные, моральные мотивы и мотивы самоутверждения,

самовыражения. Успешное формирование положительной мотивации к занятиям

физической культурой возможны только при правильном соотношении

общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них,

игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным

результатам (к мотивации избегания неудач).

Для достижения положительной мотивации к занятиям физической культурой и

спортом должны учитываться следующие положения:

1) деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;

2) этот результат должен оцениваться качественно и количественно;

3) требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими,

не слишком низкими;

4) для оценки результатов должна быть определенная шкала и в рамках этой

шкалы - некий нормативный уровень, считающийся обязательным, так что

достижение этого уровня может вызвать гордость или, соответственно,

разочарование;

5) Деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть

получен им самим.

При исследовании возрастной динамики мотивации к занятиям физической

культурой и спортом отмечено, что содержание и структура мотивации

существенно изменяется по мере взросления ребенка. Поэтому для учителя

физической культуры существенное значение имеет изучение мотивации к

занятиям физической культурой и спортом на разных возрастных этапах

становления личности по следующим признакам: по срокам поставленных целей;

по методам формирования и поддержания установки на достижение успеха; по

видам возможных поощрений; по видам совместных мероприятий для развития

коллектива; по способам придания эмоциональности учебным занятиям; по

особенностям присущих личности учителя физической культуры.

Мотивы школьника, относящиеся к урокам физической культуры, можно

представить в виде некоторой последовательности, основанной на выделении

главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой

деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением

потребностей, целей.

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и

конкретные. К общим следует отнести желание школьника заниматься

физическими упражнениями вообще. В данном случае ученику безразлично, чем

заниматься конкретно. К конкретным мотивам

можно отнести желание выполнять, какие либо определенные упражнения,

предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все

младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более

дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим - легкая атлетика и т. п.

Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь различную

основу (причинную обусловленность). Те школьники, которые довольны уроками,

посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья.

Учащиеся, неудовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради отметок,

чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.

Мотивы, связанные с процессом деятельности -это удовлетворение потребности в

двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых

впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т. д.).

Мотивы, связанные с результатом деятельности вызваны удовлетворением

потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и

самоутверждении и ее социальных нужд.

Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и

внутренних факторов.

Внешние факторы - это условия (ситуации), в которых оказывается субъект

деятельности.

Внутренние факторы - это желания, влечения, интересы и убеждения, которые

выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.

Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника,

придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения

связаны с социальными побудителями активности человека.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в

процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к

занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности,

т. е. к учебе, поэтому так важно с началом обучения формировать у учащегося

необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения

эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой

степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в

целесообразности этих занятий.

При этом следует создавать соответствующие внешние условия для

деятельности школьников.

Основным средством формирования положительной мотивации к занятиям

физической культурой и спортом является игра.

Основные методы, используемые при формировании мотивации к занятиям

физической культурой и спортом, являются: похвала или порицание; соревнование

с другими; проб л емкость и загадочность, стоящая перед младшим школьником;

привлекательность; влияние успеха и неудачи; влияние общественного внимания

(т. е. занятия физической культурой и спортом важны); наличие перспективы,

конкретной цели.

В старшем школьном возрасте следует развивать новый познавательный

мотив - самообразование. Формировать социальные позиционные мотивы,

складывающиеся в отношении к физической культуре как здоровому образу

жизни. Усиливать деловую ориентацию школьников на приобретение знаний в

области физической культуры. Кроме того, при формировании убеждений

прибегать к убедительной аргументации, обоснованности и доказательности.

Итак, обобщая изложенное, можно констатировать, что структурные и

содержательные изменения в

мотивации к занятиям физической культурой и спортом заключаются в

следующем:

1. По мере развития личности ребенка появляются новые психологические

образования, которые усложняют процесс мотивации, расширяя состав

образующих мотивов; это приводит к более обоснованному намерению

заниматься физической культурой и спортом.

2. В разные возрастные периоды ведущую роль в объяснении основания занятий

физической культурой и спортом играют различные мотивы.

3. С возрастом увеличивается осознаваемость структуры мотива как внутреннее

побуждение, а не как «реактивное», обусловленное только внешними влияниями и

обстоятельствами.

4. Укрепление мотивации к занятиям физической культурой и спортом

происходить в результате соотнесения человеком своих потребностей с

возможностями и особенностями выполняемой деятельности.

5. Основными методами формирования положительной мотивации к занятиям

физической культурой и спортом являются поощрение и соревнование (с учетом

возможностей учащихся).

6. Основными условиями формирования положительной мотивации к занятиям

физической культурой и спортом являются организация учебно-воспитательного

процесса с учетом педагогических требований (принципы, закономерности,

возрастные особенности и т.д.).

7. Продолжительные наблюдения за учащимися на уроках физической культуры

дают основание полагать, что ведущим мотивом в занятиях все больше становится

интеллектуальный интерес, который в большей мере развивается под

воздействием теоретических знаний.



В раздел образования