Авторы: Отпущенникова Кристина Валерьевна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка iii курса 331 группы и преподаватель физической культуры; теории и методики физического воспитания с практикумом
Учебное заведение: ГБОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом".
Раздел: среднее профессиональное
"Формирование мотивации к занятиям физической
культурой и спортом".
Практика нравственного воспитания сегодня осложняется тем, что школе
весьма трудно конкурировать по своему воздействию на умы подрастающего
поколения со средствами массовой информации: Интернетом, телевидением,
мобильной связью, которые очень часто являются источником не нравственного, а
безнравственного воспитания. Школа должна учитывать тот факт, что
современное молодое поколение более активное, ориентировано на
индивидуализм, на личные потребности, более самостоятельное и в то же время
сильно подвержено влиянию массовой культуры. Современные дети не помнят
советские времена, они родились в обществе, где провозглашена свобода слова,
печати. Они погружены в искусственный мир, созданный средствами массовой
информации, где они могут проголосовать с помощью SMS, смотреть сотни
телевизионных каналов.
Задача современной школы и педагогики - опираясь на нравственный идеал
человека, который должно выработать общество, на социальный заказ разработать
цели и задачи нравственного воспитания на современном этапе развития
российского общества и на этой основе разработать соответствующие методики.
В физической культуре и спорте понятие «мотив» затерялось в тени
«истинно спортивных» категорий -воли, целеустремленности, смелости,
решительности и т. п. Между тем в физической культуре и спорте роль
мотивационных, побудительных начал проявляется особенно ярко.
Таким образом, возникает проблема необходимости изучения аспектов
формирования мотивов у школьников к занятиям физической культурой и
спортом.
Цель исследования - изучить пути формирования у школьников мотивации
к занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования - общая мотивационно-пот-ребностная сфера личности
школьников.
Предмет исследования - деятельность учителя по формированию
мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Гипотеза исследования - предполагалось, что мотивация к занятиям
физической культурой и спортом будет сформирована если:
• учитываются возрастные особенности школьников;
• учебно-воспитательная работа осуществляется в соответствии с требованиями,
предъявляемые к уроку физической культуры и спорта;
• осуществляется индивидуальный подход к ученику.
В настоящее время для экспериментального изучения мотивации применяются
три группы методов:
1) Проективные тесты, суть которых состоит в том, что участнику эксперимента
предъявляют картинки с различными ситуациями и просят рассказать, как он их
понимает и по ответам судят о его мотивах, интересах, заботах.
2) Метод анкетирования и беседы. В данном случае участнику эксперимента
предлагается оценить по 10-бальной шкале различные факторы, помогающие ему
хорошо учиться или тренироваться.
3)Способ опосредованной оценки силы побуждения. Данный метод успешно
используется для определения силы морального мотива через оценку
эффективности действий партнеров.
В физической культуре и спорте под мотивацией принято понимать процесс,
в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида
известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и
превращает внешне заданные
цели его деятельности во внутренние потребности личности.
Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами,
по данным многих исследователей, являются: укрепления здоровья, получение
удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание
родителей.
В структуре мотивации к занятиям физической культурой и спортом важно
учитывать и общественные, моральные мотивы и мотивы самоутверждения,
самовыражения. Успешное формирование положительной мотивации к занятиям
физической культурой возможны только при правильном соотношении
общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них,
игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным
результатам (к мотивации избегания неудач).
Для достижения положительной мотивации к занятиям физической культурой и
спортом должны учитываться следующие положения:
1) деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;
2) этот результат должен оцениваться качественно и количественно;
3) требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими,
не слишком низкими;
4) для оценки результатов должна быть определенная шкала и в рамках этой
шкалы - некий нормативный уровень, считающийся обязательным, так что
достижение этого уровня может вызвать гордость или, соответственно,
разочарование;
5) Деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть
получен им самим.
При исследовании возрастной динамики мотивации к занятиям физической
культурой и спортом отмечено, что содержание и структура мотивации
существенно изменяется по мере взросления ребенка. Поэтому для учителя
физической культуры существенное значение имеет изучение мотивации к
занятиям физической культурой и спортом на разных возрастных этапах
становления личности по следующим признакам: по срокам поставленных целей;
по методам формирования и поддержания установки на достижение успеха; по
видам возможных поощрений; по видам совместных мероприятий для развития
коллектива; по способам придания эмоциональности учебным занятиям; по
особенностям присущих личности учителя физической культуры.
Мотивы школьника, относящиеся к урокам физической культуры, можно
представить в виде некоторой последовательности, основанной на выделении
главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой
деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением
потребностей, целей.
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и
конкретные. К общим следует отнести желание школьника заниматься
физическими упражнениями вообще. В данном случае ученику безразлично, чем
заниматься конкретно. К конкретным мотивам
можно отнести желание выполнять, какие либо определенные упражнения,
предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все
младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более
дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим - легкая атлетика и т. п.
Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь различную
основу (причинную обусловленность). Те школьники, которые довольны уроками,
посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья.
Учащиеся, неудовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради отметок,
чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.
Мотивы, связанные с процессом деятельности -это удовлетворение потребности в
двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых
впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т. д.).
Мотивы, связанные с результатом деятельности вызваны удовлетворением
потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и
самоутверждении и ее социальных нужд.
Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и
внутренних факторов.
Внешние факторы - это условия (ситуации), в которых оказывается субъект
деятельности.
Внутренние факторы - это желания, влечения, интересы и убеждения, которые
выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.
Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника,
придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения
связаны с социальными побудителями активности человека.
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в
процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к
занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности,
т. е. к учебе, поэтому так важно с началом обучения формировать у учащегося
необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения
эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой
степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в
целесообразности этих занятий.
При этом следует создавать соответствующие внешние условия для
деятельности школьников.
Основным средством формирования положительной мотивации к занятиям
физической культурой и спортом является игра.
Основные методы, используемые при формировании мотивации к занятиям
физической культурой и спортом, являются: похвала или порицание; соревнование
с другими; проб л емкость и загадочность, стоящая перед младшим школьником;
привлекательность; влияние успеха и неудачи; влияние общественного внимания
(т. е. занятия физической культурой и спортом важны); наличие перспективы,
конкретной цели.
В старшем школьном возрасте следует развивать новый познавательный
мотив - самообразование. Формировать социальные позиционные мотивы,
складывающиеся в отношении к физической культуре как здоровому образу
жизни. Усиливать деловую ориентацию школьников на приобретение знаний в
области физической культуры. Кроме того, при формировании убеждений
прибегать к убедительной аргументации, обоснованности и доказательности.
Итак, обобщая изложенное, можно констатировать, что структурные и
содержательные изменения в
мотивации к занятиям физической культурой и спортом заключаются в
следующем:
1. По мере развития личности ребенка появляются новые психологические
образования, которые усложняют процесс мотивации, расширяя состав
образующих мотивов; это приводит к более обоснованному намерению
заниматься физической культурой и спортом.
2. В разные возрастные периоды ведущую роль в объяснении основания занятий
физической культурой и спортом играют различные мотивы.
3. С возрастом увеличивается осознаваемость структуры мотива как внутреннее
побуждение, а не как «реактивное», обусловленное только внешними влияниями и
обстоятельствами.
4. Укрепление мотивации к занятиям физической культурой и спортом
происходить в результате соотнесения человеком своих потребностей с
возможностями и особенностями выполняемой деятельности.
5. Основными методами формирования положительной мотивации к занятиям
физической культурой и спортом являются поощрение и соревнование (с учетом
возможностей учащихся).
6. Основными условиями формирования положительной мотивации к занятиям
физической культурой и спортом являются организация учебно-воспитательного
процесса с учетом педагогических требований (принципы, закономерности,
возрастные особенности и т.д.).
7. Продолжительные наблюдения за учащимися на уроках физической культуры
дают основание полагать, что ведущим мотивом в занятиях все больше становится
интеллектуальный интерес, который в большей мере развивается под
воздействием теоретических знаний.