Авторы: Новикова Наталья Алексеевна, Семенович Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог, преподаватель основ латинского языка с медицинской терминологией
Учебное заведение: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ К.С.КОНСТАНТИНОВОЙ»
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное самопознание и саморазвитие педагогов
Раздел: среднее профессиональное
Профессиональное самопознание и саморазвитие педагогов.
На современном этапе система среднего профессионального
образования переживает период трансформации. Концепция модернизации
отечественного образования, активно осуществляемая в современной России,
диктует новые требования к личности педагога, как ключевой фигуре
преобразовательной деятельности в сфере образования. В настоящее время
значимые инновации в сфере организации, содержания и технологии
педагогического образования не обеспечивают тот уровень личностной и
профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию
нестандартный решений, взаимодействию с обучающимися, проявлению
инициативы, активности в деятельности, который бы соответствовал
процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных
характеристик образования.
Во многом от преподавателей зависит качество подготовки
специалистов. В такой ситуации требования к профессиональному
мастерству и его росту возрастает.
Теоретический аспект проблемы профессионального становления
личности педагога обнаружил, что профессиональная деятельность оказывает
значительное влияние на развитие личности, равно как его личностные
особенности – на эффективность осуществляемой им профессиональной
деятельности. Отмечено, что освоение личностью профессии неизбежно
приводит к изменению в его структуре (М.Я.Басов, О.П.Ерициян,
А.Р.Фонарев, Г.Юнг и др.). Следовательно, профессиональное развитие
неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип
саморазвития, детерминирующий способность личности превращать
собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования,
приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой
самореализации.
Для исследования профессионального развития личности может быть
применен субъектный подход, благодаря которому можно говорить о
взаимовлиянии личностного и профессионального саморазвития в
пространстве жизненного пути личности, а также о неразделимости
личностного и профессионального становления.
Саморазвитие выступает как базовая составляющая профессиональной
компетентности педагога, на формирование которой значительное влияние
оказывает процесс психологизации профессионально-педагогической
деятельности. Саморазвитие как процесс неотрывно связан с самопознанием
личности педагога.
Профессиональное самопознания занимая важное место в составе
ПВК (профессионально важных качеств), не является популярной проблемой
для новых исследований. О ее значимости в своих работах говорит
А.К.Маркова, подчеркивая, что самопознания относится к
малокомпенсируемым составляющим ПВК.
Под самопознанием принято понимать представление индивида о своих
взаимосвязях со средой, концептуальное отражение своего «Я», установки в
отношении самого себя, осознание своей социальной значимости и
социальной ответственности, личностный уровень притязаний,
моделирование своего идеального «Я». Самопознание не рассматривается
отдельно либо от процесса общения, либо от деятельности, т.к. они
выступают в качестве его источников, и, как следствие, самопознание может
быть разделено на самопознание себя как личности и самопознание себя как
профессионала.
Исследование процесса самопознания предполагает выявление его
источников, механизмов, приемов и уровней. Самопознание в
профессиональной деятельности не столь активно исследовалось, и поэтому
особенно существует дефицит подобных исследований в поле
педагогической деятельности.
Изучено и описано активизирующее влияние определенных видов
мотивации на процесс самопознания (Маралов В.Г.), к которым относятся
следующие механизмы:
- интерес к себе, стремление разобраться в своих сильных и слабых
качествах (если речь идет о профессиональном самопознании –
профессиональные качества);
- дисбаланс между трудом и его результатами;
- саморазвитие, куда входят самоутверждение, самосовершенствование
и самоактуализация.
Профессиональное самопознание включает в себя понимание и
принятие условий и требований конкретной деятельности, определенного
образца профессионального поведения и отношений, познание и осмысление
своей роли, задач и возможностей в избранной сфере.
Одновременно под профессиональным самопознанием понимают
процесс постепенного осознания человеком особенностей собственной
личности как субъекта профессиональной деятельности, результатом которой
является формирование профессиональных аспектов образа «Я».
Профессиональное самопознание имеет определенные функции,
которые на сегодняшний день недостаточно исследованы. К ним относятся:
1.
Адаптивная, результат которой проявляется в
– самоутверждении педагога, связанного с самораскрытием и
динамикой его «Я-концепции», приобретение уверенности в себе;
- сформированность образа «Я», соответствующего «Я-
концепции» учителя;
- самореализации стилевых особенностей поведения,
взаимодействия и общений;
- принятие соответствующих статусу норм и правил поведения в
каждой конкретной ситуации;
- самовыражение ценностей, интересов, убеждений и
нравственных позиций;
- формирование и реализация Я-профессионального в
педагогической деятельности.
2. Интерпретационная, ее результатом является целостность процесса
самопознания, содействие формированию и развитию умений педагога к
самопознанию. Одна из основных ее задач – обеспечение внутренней
гармонии, устойчивой адаптации к социокультурной среде.
3. Регулятивная функция, которая проявляется через эмоциональные
реакции, потребности, убеждения и т.д. Имеет следующие результаты:
личностное новообразование, перестройка стереотипов, привычек,
поддержание целостности и стабильности образа «Я».
4. Эмоционально-оценочная, которая в работе педагога как процесс
занимает много места и отражает динамику личностного и
профессионального самоопределения и роста. Она будут способствовать
формированию психологических техник.
5 Личностное профессиональное совершенствование. Через познания
себя педагог растет и личностно, и профессионально, т.е. чтобы быть
профессионалом, педагог должен познавать себя и самосовершенствоваться,
т.к. без этого процесса нет профессионального роста.
Любое самопознание предполагает не только саморазвитие, но о
профессиональную самореализацию. Качество профессионального
становления зависит от характера отношения педагога к собственной
профессии, т.е. от наличия или отсутствия у педагога потребности к
саморазвитию, самоосуществлению и самореализации в пространстве
педагогической деятельности (А.К.Маркова, Л.М.Митина и др.)
Именно отношение педагога к собственной деятельности и рождает
потребность к профессиональной самореализации.
Сегодня, сравнивая личностное и профессиональное развитие педагога,
мы говорим о процессе ломки стереотипов традиционных форм
профессионализации.
По сути дела личностные особенности специалиста, функциональная
структура деятельности и объект профессиональной деятельности являются
ведущими в процессе генезиса профессионализации субъекта деятельности.
Профессиональное развитие происходит тогда, когда педагог осознает
свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его студентами,
планирует и ставит цели профессиональной деятельности. Т.Е.
профессиональное развитие определяется как рост, становление в
педагогическом труде ПВК и преобразование педагогом своего внутреннего
мира, которое приведет к принципиально новому способу
жизнедеятельности.
Это подтверждает единство развития личности вообще и
профессионального развития. Т.е. профессиональный рост и преобразование
внутреннего мира педагога находятся в диалектическом единстве.
Жизнедеятельность превращается в предмет практического преобразования.