Автор: Журбина Надежда Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Ачинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Ачинск Красноярский край
Наименование материала: разработка урока
Тема: Активные методы обучения на уроках литературы
Раздел: среднее профессиональное
Проектирование активных методов обучения
на уроках литературы
Тема: Игра по станциям «Русская детская литература XX века»
для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
(МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению)
Цели урока:
- проверить знания и умения по всему изученному разделу;
- обобщить материал раздела.
Планируемые результаты:
- формирование познавательной деятельности обучающихся (анализа, сравнения, поиска
информации),
- коммуникативных умений (общаться и договариваться в команде, слушать, выразительно
читать).
Оборудование: большой класс, переставлена мебель. В каждом углу класса объединены 2
стола в один (4 стола - станции). На столах: карандаши, листы бумаги, тексты детской
литературы, ноутбук.
Предварительное задание – знать детских авторов XX века, их произведения.
Время игры: 2 урока.
Начало работы: деления класса на 3 команды по 6 человека, 1 хранитель времени игры, 4
дежурных на станциях (назначает преподаватель). Деление на группы - проведено по
жребию (заранее заготовлены листы с названиями команд «Фантазёры», «Сказка любы»,
«Стихотворцы». В каждой команде выбирается командир поезда, который получает свой
маршрут (очередность по станциям), задания для команд одинаковые, но авторы
произведений разные, ответы на станциях оформляются письменно в формате
презентации на ноутбуке.
Ход игры:
- хранитель времени дает свисток и предупреждает, что стоянка поезда на каждой станции
15 минут.
- начинается движение согласно маршруту, который получил командир поезда.
Используется методика «Задания». Командир поезда распределяет задания между
членами команды. Каждый выполняет свое задание, командир может помогать и вовлекать
в работу всех членов группы; обсуждение полученных результатов, оформление единого
ответа на ноутбуке.
Итог
игры:
обсуждение
презентаций
(обобщение
материала
по
изученному
разделу),
выставление оценок.
1 станция «Стихотворения, адресованные детям»
Задания на станции:
1. Особенности стихотворений, адресованные детям … (перечисли эти особенности с
примерами)
Ответы: герои дети, они же и говорят в стихах «Ах, ты девочка чумазая, где ты руки так
измазала? Я на солнышке лежала – вот они и загорели», рифмованные стихи, много
действий…
2. Перечисли поэтов начало XX века, особенности их стихов.
- Перечисли поэтов второй половины XX века, особенности их стихов.
- Сделай вывод.
3. Выберите стихотворение (Ю. Мориц, Д. Хармса, Г. Сапгира) – выполни анализ
стихотворения.
4. Составьте вопросы для внимательных читателей детских стихов XX века.
Вопросы студентов:
1) Назовите настоящее имя К. Чуковского.
2) Перечислите посуду, которая сбежала от Федоры?
3) Назовите стихи, авторов, где главные герои кошки.
4) Можно ли в стихах для детей, которые написаны в XX веке, найти приметы времени
(жизни, быта людей)
5. Подготовить выразительное чтение стихотворения на 4 станции.
2 станция «Юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина»
Задания на станции:
1. Рассказ как жанр литературы – это … (продолжи фразу)
2. На слайде три вагона: Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина – запиши названия их
произведений.
3. Письменно «по цепочки» перескажи рассказ Н. Носова «Огурцы» (В. Драгунского «Он
живой и светится», В. Голявкин «Болтуны»).
3. Нарисуйте любимого героя.
4. Составьте вопросы для внимательных читателей детских рассказов XX века.
3 станция «Познавательная литература для детей»
Задания на станции:
1. Познавательная литература – это … (продолжи фразу)
2. На слайде три вагона: М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова – запиши названия их
произведений.
3. Письменно «по цепочки» перескажи рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб» (В. Бианки
«В лесных домишках», Б. Житкова «Что я видел?»).
3. Проиллюстрируй рассказ В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
4. Составьте вопросы для внимательных читателей познавательной литературы для детей
XX века.
4 станция «Русская литература для детей XX века»
После того как команды побывали на 3 станциях, они сводят в единую презентацию свою
работу «Русская литература для детей XX века», оформляют (10-15 минут) и на 4 станции
представляют свою работу.
Тема для дискуссии на 4 станции - В чем секрет игровой поэзия обэриутов?
Оценивают работу преподаватель и дежурные по станциям (обговорили в начале игры).
Выставляются одинаковые оценки всем членам команды.
Вывод, русская литература для детей XX века – яркая, самобытная, каждый автор по-
своему интересен; многообразие жанров, разные направления.
Рекомендации: точно рассчитать время пребывания команд на станциях, время на
представление итоговых презентаций по станциям (время на чтение, вопросы для
внимательных читателей), подготовить варианты помощи команд (возможно
литературоведческие словари, учебники).