Напоминание

Активные методы обучения на уроках литературы


Автор: Журбина Надежда Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Ачинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Ачинск Красноярский край
Наименование материала: разработка урока
Тема: Активные методы обучения на уроках литературы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектирование активных методов обучения

на уроках литературы

Тема: Игра по станциям «Русская детская литература XX века»

для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

(МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению)

Цели урока:

- проверить знания и умения по всему изученному разделу;

- обобщить материал раздела.

Планируемые результаты:

- формирование познавательной деятельности обучающихся (анализа, сравнения, поиска

информации),

- коммуникативных умений (общаться и договариваться в команде, слушать, выразительно

читать).

Оборудование: большой класс, переставлена мебель. В каждом углу класса объединены 2

стола в один (4 стола - станции). На столах: карандаши, листы бумаги, тексты детской

литературы, ноутбук.

Предварительное задание – знать детских авторов XX века, их произведения.

Время игры: 2 урока.

Начало работы: деления класса на 3 команды по 6 человека, 1 хранитель времени игры, 4

дежурных на станциях (назначает преподаватель). Деление на группы - проведено по

жребию (заранее заготовлены листы с названиями команд «Фантазёры», «Сказка любы»,

«Стихотворцы». В каждой команде выбирается командир поезда, который получает свой

маршрут (очередность по станциям), задания для команд одинаковые, но авторы

произведений разные, ответы на станциях оформляются письменно в формате

презентации на ноутбуке.

Ход игры:

- хранитель времени дает свисток и предупреждает, что стоянка поезда на каждой станции

15 минут.

- начинается движение согласно маршруту, который получил командир поезда.

Используется методика «Задания». Командир поезда распределяет задания между

членами команды. Каждый выполняет свое задание, командир может помогать и вовлекать

в работу всех членов группы; обсуждение полученных результатов, оформление единого

ответа на ноутбуке.

Итог

игры:

обсуждение

презентаций

(обобщение

материала

по

изученному

разделу),

выставление оценок.

1 станция «Стихотворения, адресованные детям»

Задания на станции:

1. Особенности стихотворений, адресованные детям … (перечисли эти особенности с

примерами)

Ответы: герои дети, они же и говорят в стихах «Ах, ты девочка чумазая, где ты руки так

измазала? Я на солнышке лежала – вот они и загорели», рифмованные стихи, много

действий…

2. Перечисли поэтов начало XX века, особенности их стихов.

- Перечисли поэтов второй половины XX века, особенности их стихов.

- Сделай вывод.

3. Выберите стихотворение (Ю. Мориц, Д. Хармса, Г. Сапгира) – выполни анализ

стихотворения.

4. Составьте вопросы для внимательных читателей детских стихов XX века.

Вопросы студентов:

1) Назовите настоящее имя К. Чуковского.

2) Перечислите посуду, которая сбежала от Федоры?

3) Назовите стихи, авторов, где главные герои кошки.

4) Можно ли в стихах для детей, которые написаны в XX веке, найти приметы времени

(жизни, быта людей)

5. Подготовить выразительное чтение стихотворения на 4 станции.

2 станция «Юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина»

Задания на станции:

1. Рассказ как жанр литературы – это … (продолжи фразу)

2. На слайде три вагона: Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина – запиши названия их

произведений.

3. Письменно «по цепочки» перескажи рассказ Н. Носова «Огурцы» (В. Драгунского «Он

живой и светится», В. Голявкин «Болтуны»).

3. Нарисуйте любимого героя.

4. Составьте вопросы для внимательных читателей детских рассказов XX века.

3 станция «Познавательная литература для детей»

Задания на станции:

1. Познавательная литература – это … (продолжи фразу)

2. На слайде три вагона: М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова – запиши названия их

произведений.

3. Письменно «по цепочки» перескажи рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб» (В. Бианки

«В лесных домишках», Б. Житкова «Что я видел?»).

3. Проиллюстрируй рассказ В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

4. Составьте вопросы для внимательных читателей познавательной литературы для детей

XX века.

4 станция «Русская литература для детей XX века»

После того как команды побывали на 3 станциях, они сводят в единую презентацию свою

работу «Русская литература для детей XX века», оформляют (10-15 минут) и на 4 станции

представляют свою работу.

Тема для дискуссии на 4 станции - В чем секрет игровой поэзия обэриутов?

Оценивают работу преподаватель и дежурные по станциям (обговорили в начале игры).

Выставляются одинаковые оценки всем членам команды.

Вывод, русская литература для детей XX века – яркая, самобытная, каждый автор по-

своему интересен; многообразие жанров, разные направления.

Рекомендации: точно рассчитать время пребывания команд на станциях, время на

представление итоговых презентаций по станциям (время на чтение, вопросы для

внимательных читателей), подготовить варианты помощи команд (возможно

литературоведческие словари, учебники).



В раздел образования