Автор: Крахотин Александр Васильевич
Должность: преподаватель основ безопасности жизнедеятельности
Учебное заведение: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ К.С.КОНСТАНТИНОВОЙ»
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: ствтья
Тема: Формирование патриотизма на занятиях ОБЖ в колледже
Раздел: среднее профессиональное
Формирование патриотизма на занятиях ОБЖ в колледже
Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и
накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она
только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду,
ест ее хлеб и любуется ее красотой.
А.В. Суворов.
В современных условиях роль патриотического воспитания
подрастающего поколения значима как никогда. Это связано с приоритетным
значением проблемы патриотического воспитания, как для консолидации
общества, так и для становления гражданина новой России, повышения
обороноспособности и престижа страны на международной арене. Проблема
патриотического воспитания студентов, умеющих ценить и отстаивать
демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной как
никогда. До последнего времени нашим обществом утрачивалось
традиционное российское патриотического сознания, широкое
распространение получило равнодушие, цинизм, агрессивность и падения
нравственных ориентиров. Сегодня жизненно важно возродить в российском
обществе чувство патриотизма как духовно-нравственную и социальную
ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные,
социально значимые качества, которые он сможет проявить в
созидательном процессе сохранения и преумножения культурного и
исторического наследия. В настоящее время коренным образом меняется
отношение граждан России к происходящим вокруг нас событиям,
вырабатывается активная жизненная позиция во всех сферах
жизнедеятельности граждан.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день
заключается в том, что нужно найти для судентов новые ориентиры для
подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современной
молодежи.
События последнего времени подтвердили, что экономическая
дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация
духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание
большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко
снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и
образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все
более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно
российского патриотического сознания. Объективные и субъективные
процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где
стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и
понимание интернационализма. В общественном сознании получили
широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм,
немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству
и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения
престижа военной и государственной службы.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства,
пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до
общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви
к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные
объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно
она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества
и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности
государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего
ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности,
готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм
как социальное явление — цементирующая основа существования и развития
любых наций и государственности.
На занятиях по ОБЖ студенты знакомятся со спецификой воинского
труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности
службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику
Родины.
Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение
упражнений по прикладной физической подготовки.
Главной задачей патриотического воспитание является то, что по
каждой теме необходимо привлекать материал из жизни воинов в мирных
условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры
героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников
любовь к Вооружённым Силам, растить гражданина - патриота.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем
другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги. Реализация
патриотического направления осуществляется через занятия и внеурочные
мероприятия, на которых студенты знакомятся с историей государственной
символики страны, области. Организуются встречи с ветеранами войны и
труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью выпускников
проходящих службу в рядах вооружённых сил России и студентами военных
училищ.
Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и
общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию
внеурочных мероприятий, посещение музеев, кинотеатров. Свои уроки я
строю так, чтобы они вызывали интерес к таким профессиям, как спасатель,
военный, пожарный, полицейский. Для пропаганды этих профессий
привлекаю специалистов различных ведомств, которые готовы
продемонстрировать свое мастерство. Это позволяет образовательное
пространство сделать более открытым, и решить все задачи, поставленные
программой по патриотическому воспитанию. При выполнении работ
студенты широко используют информационные технологии, мультимедийные
презентации.
Основной целью патриотического воспитания на занятиях ОБЖ,
является совершенствование системы патриотического воспитания,
обеспечивающей развитие России как свободного демократического
государства, формирование у граждан и студентов колледжа, высокого
патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению
конституционных обязанностей.
Развивать патриотическое сознание студентов, с моей точки зрения,
необходимо еще в школьном возрасте. Мы, преподаватели колледжа,
соблюдая преемственность, продолжаем решать эту задачу, начиная с первого
года обучения, используя различные методы обучения и воспитания, а также
разнообразные виды деятельности учащихся. Большое воспитательное
воздействие на молодежь оказывают занятия, проводимые совместно с
людьми, которые непосредственно связаны с военным делом, либо ушедшие
в запас, различных родов войск. Это уроки мужества, которые вызывают у
ребят неподдельный интерес.
Через патриотическое воспитание на занятиях по ОБЖ, формируется не
только гражданин, а гражданин-патриот в самом высоком смысле этого слова,
горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой.