Авторы: Шевчик Наталья Михайловна, Исмангулова Зульфия Галимжановна
Должность: Преподаватели иностранного языка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ОмГМУ МЗ РФ, колледж
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание студентов
Раздел: среднее профессиональное
Духовно-нравственное воспитание студентов
Федеральные
образовательные
стандарты
среднего
профессионального
образования (далее СПО) практически не ориентированы на развитие духовно-
нравственных чувств у студентов системы СПО. Среди общих компетенций к
таковым можно отнести следующие требования: ОК 12. Соблюдать деловой
этикет,
культуру
и
психологические
основы
общения,
нормы
и
правила
поведения и ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению [1,
с. 358].
Основными
предметами,
которые
могут
развивать
подобные
чувства,
являются:
1.
Основы
философии,
где
требованием
к
освоению
дисциплины
прописано: «ориентироваться в наиболее общих философских проблемах… как
основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста»;
2.
История:
«ориентироваться
в
современной
экономической,
политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социально-экономиче ских,
политических
и
культурных
проблем;
знать
основные
проце ссы
(интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и
экономического развития ведущих государств и регионов мира; о роли науки,
культуры
и
религии
в
сохранении
и
укреплении
национальных
и
государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и
законодательных актов мирового и регионального значения» [1, с. 358].
По
сути,
это
общие
предметы,
которые
в
условиях
системы
СПО
преподаются только на первом курсе. Тем самым новые стандарты образования
практически полностью устраняют один из важнейших принципов российского
образования – принцип гуманитаризации образовательного процесса.
Однако,
на
наш
взгляд,
духовно-нравственное
воспитание
является
неотъемлемой
частью
общего
учебно-воспитательного
проце сс а,
осуществляемого
в
системе
отечественного
образования.
Традиционная
педагогика
считает
необходимым
целенаправленное
развитие
у
человека
проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на
доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие,
что
соответствует
православным
ценностным
ориентациям,
определяющим
смысл
жизни
человека
как
непрерывное
духовно-нравственное
его
совершенствование.
Взаимодействие
преподавателей
и
студентов
в
процессе
духовно-
нравственного
воспитания
является
центром
социокультурной
среды.
Воспитание
должно
быть
культуросообразным,
тогда
только
можно
сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Для
того
чтобы
запустить
процесс
гармоничного
духовного
развития
личности
студента
и
привить
ему
основополагающие
принципы
нравственности,
мы,
как
преподаватели,
придерживаемся
принципа
гуманности. Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека
как
личности,
его
право
на
развитие
способностей,
заложенных
в
нём
от
природы.
Фундаментальные духовные качества личности формируются с детства.
Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и
своего места в ней являются основополагающими для каждого. Если взрослые
не
могут
дать
эти
ответы,
то
дети
вырастают
и
остаются
с
глобальными
мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. Это является
основной причиной любых проблем в жизни.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания, неоспоримо, является
семья. Так, указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О
национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено
развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными
участниками
в
реализации
этих
важнейших
задач,
направленных
на
возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных
ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Мы считаем, что семья является непреходящей ценностью для развития
каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании
новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Поэтому
значительная часть наших усилий (как преподавателей и кураторов) направлена на
сотрудничество с семьей, формирование общих подходов к воспитанию, совместное
изучение личности студента, выработку близких по сути требований, организацию
помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося в результате чего у
ребят формируется положительная Я – концепция, что дает шанс и на успешность в
дальнейшей жизни.
Следуя государственной
политике
в
области
сохранения
семейных
ценностей в РФ, нами, как кураторами, систематически проводятся классные
часы на тему «Семья и семейные ценности» с целью осознания студентами
значимости
семьи
как
основы
общества,
осмысления
необходимости
сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним.
В
рамках
духовно-нравстенного
воспитания
студентов
разработан
и
реализовываеся социальный исследовательский проект «Мой колледж: вчера,
сегодня, завтра».
Поскольку мы считаем, что каждый студент просто обязан знать историю
своего родного колледжа, данный проект был посвящён решению проблемы
недостаточного знания студентами истории своего колледжа. Данная проблема
является одной из самых актуальных для выпускников нашего колледжа, которые
завтра шагнут в будущее, и где им необходимо будет проявить свои не только
профессиональные качества, но и личностные. Ведь быть патриотом «Большой» и
«Малой» Родины всегда считалось очень ценным человеческим качеством.
Считаем,
что
реализация
данного
проекта способствует
развитию
патриотических чувств у студентов и расширяет их кругозор.
В
результате
нашей
деятельности
мы
ожидаем,
что
выпускники
продемонстрируют
знание
нравственных
норм,
осознание
нравственных
правил, потребность и умение их выполнять, переоценят такие ценности, как
дружба, уважение, поймут важность основных христианских заветов: любовь к
ближним, забота о родных, самопожертвование, милосердие и умение прощать.
Кроме того, мы, как преподаватели иностранного языка, в рамках нашей
дисциплины, изучая такие темы как: «Семья», «Межличностные отношения»,
«В
городе
и
деревне»,
«Экология», «Россия»,
«Соединённое
Королевство
Великобритании и Северной Ирландии» [2] и др. – пытаемся привить студентам
нашего колледжа такие чувства как толерантность, любовь и уважение к Родине
и странам изучаемого языка, патриотизм, гражданскую ответственность.
Таким образом, изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что
адаптация студентов к жизни и будущей профессиональной деятельности – это
сложный процесс и результат внутренних и внешних изменений личности,
активного приспособления к новому образу жизни, а процесс педагогического
сопровождения студентов – это комплекс целенаправленных образовательно-
воспитательных мероприятий.
В результате такого взаимодействия всех субъектов воспитательного и
образовательного
процесса
происходит
формирование
активной
личности,
сочетающей в себе нравственные качества, социальную активность, гуманное
отношение к людям.
Список литературы:
1.
Гербер
Л.Г.
Возможности
образовательной
среды
ФГОС
нового
поколения
в
формировании
гражданско-патриотической
компетенции
//
Современные тенденции организации обучения студентов: на пути к новому
качеству
образования:
материалы
международной
научно-методической
конференции 11 января 2012г. / под ред. Л.А. Кочемайкиной. – Омск: АНО ВПО
«Омский экономический институт», 2012 г. – С. 355 – 359.
2.
Яковлева В. Н. Формирование патриотического сознания //Открытый
Ставропольский краевой педагогический фестиваль «Талант года».