Автор: Дудина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №155
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Тестовые технологии для контроля знаний по математике"
Раздел: полное образование
Дудина Татьяна Юрьевна,
учитель математики, высшая
квалификационная категория
МАОУ Гимназии №155
Железнодорожного района
г. Екатеринбурга
Тестовые технологии для контроля знаний по математике.
Важным
условием
повышения
эффективности
учебного
процесса
является
систематическое
получение
учителем
объективной
информации
о
ходе
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся.
Эту
информацию
можно получить в процессе контроля учебно-познавательной деятельности
обучающихся.
В
данной
работе
предлагается
методика
применения
тестовой
технологии на уроках математики при проведении предварительной, текущей,
тематической и итоговой формах контроля знаний обучающихся.
Методика тестового контроля заинтересовала меня несколько лет назад
и на данный момент, наряду с другими формами контроля знаний, я успешно
применяю и тестовую форму.
На мой взгляд, тестирование не может полностью заменить обычные
формы
проверки
знаний.
Но
основное
их
достоинство
–
это
простота
и
скорость. Например, при изучении темы «Тригонометрические формулы» у
моих учеников вызывали трудности задачи по определению знаков синуса и
косинуса. Блиц-тест показал, что 45% учеников не могут определить: в какой
четверти находится точка, полученная поворотом на заданный угол. Выявили
проблему,
разобрали
ряд
дополнительных
задач,
и
уже
следующий
тест
показал, что 100% обучающихся справляются и с той, и с другой задачей. А
также
достоинством
тестов
является
то,
что
они
воспринимаются
большинством обучающихся как своеобразная игра. Тем самым снимается
страх, стресс и т.д.
Мотивами к этому, побудили следующие факторы:
1. более рационально использовать время урока;
2. охватить большой объем содержания;
3.
быстро
установить
обратную
связь
с
обучающимися
и
определить
результаты усвоения материала;
4. сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них
коррективы;
5. такая проверка дисциплинирует обучающихся, индивидуализирует работу с
ними;
6. саморазвивает обучающихся, повышает интерес к предмету.
Каждый
выпускник
на
сегодняшний
день
сталкивается
с
необходимостью сдачи экзаменов в форме ОГЭ или ЕГЭ. Для этого требуется
тщательная
и
плодотворная
подготовка
всех
участников
образовательных
отношений, поэтому применение тестирования на уроках – это своеобразная
технологическая и психологическая подготовка к ГИА.
Тестовые
задания
должны
быть
краткими
и
прочитав
их,
ученик
должен сразу определить, знает он ответ или нет. Надо стремиться к тому,
чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.
Суть
каждого
тестового
задания
должна
отражать
только
данный
предмет. Важно учитывать значимость материала, его научную достоверность.
На своих уроках математики тестовый контроль используется мною для
предварительной, текущей, тематической и итоговой проверки.
Предварительный контроль обязательно проводится в начале учебного
года, чтобы установить, что сохранилось в памяти и что «улетучилось» из того,
что изучалось школьниками в предыдущем учебном году.
Далее в течение года проводится текущий контроль. Цель текущего
контроля – анализ хода формирования знаний и умений обучающихся.
Актуализацию
ранее
изученного
материала
проводится
в
форме
математического
диктанта.
Наряду
с
диктантами,
применяется
и
тест
с
открытым
ответом,
а
если
изученный
материал
содержал
какие-либо
классификации, то используются задания на установление соответствия.
На данном этапе тесты оцениваются в баллах, которые не переводятся в
отметку.
Ученику
дается
возможность
своевременно
отреагировать
на
недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Такой
подход
поддерживает
ситуацию
успеха
и
формирует
правильное
отношение ученика к контролю.
Тематический контроль провожу по завершению изучения темы. В
конце изучения объемной темы использую тематические тесты закрытого типа,
содержащие до 10 заданий.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за
определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть,
полугодие, год.
Итоговую
проверочную
работу
по
темам
данного
учебного
модуля
ежегодно осуществляю с помощью смешанного теста.
Так,
для
проведения
итоговой
аттестации
обучающихся
10
класса
разработала проверочную работу в форме теста – варианта ЕГЭ, содержащего
разные уровни усвоения материала: часть 1 соответствует базовому уровню,
часть
2
–
повышенному
уровню,
часть
3
содержит
задания
творческой
направленности.
Для обработки результатов этого вида работы использовала следующую
шкалу: 85-100% - «5», 65-85% - «4», 40-65% - «3», 0-40% - «2».
Вывод.
1. У тестового контроля знаний, как и любых других форм
контроля, есть свои недостатки. Однако они легко решаемы. Например, ученик
дал неверный ответ на вопрос теста. Где, на каком этапе решения он ошибся? В
этом
случае
дается
возможность
провести
самоанализ
решения
или
взаимопроверку решения.
2.
Тестовые
технологии
позволяют
мобильно
и
продуктивно
осуществлять контроль знаний обучающихся.
3.
Именно
тестовые
технологии
контроля
знаний
позволяют
обучающимся при проверке знаний в форме ОГЭ или ЕГЭ показать твердые
знания учебной дисциплины «Математика» и быть конкурентоспособными в
современном динамичном обществе.