Напоминание

по теме "Реализация системно-деятельносного подхода на уроках химии"


Автор: Антипова Лариса Николаевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: КГБПОУ "Лесосибирский технологический техникум"
Населённый пункт: Красноярский край, г.Лесосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: по теме "Реализация системно-деятельносного подхода на уроках химии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка

по теме «Реализация системно-деятельносного подхода на уроках химии».

Антипова Лариса Николаевна, преподаватель химии высшей категории

КГБПОУ «Лесосибирский технологический техникум», antipova-67@mail.

ru

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Системно-

деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится

активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности

ученика.

Ключевыми

моментами

деятельностного

подхода

является

постепенный

уход

от

информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а

добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и

принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному

успешному

формированию

его

общекультурных

и

деятельностных

способностей,

общеучебных

умений.

Сейчас очень много различных источников информации, это ресурсы Интернета, электронные

и печатные учебники, учебные пособия и др. Поэтому мне пришла идея организовать на своих

уроках информационно - поисковую деятельность с созданием электронного продукта. Считаю, что

обучающихся нужно учить работать с информацией – выбирать основное и главное. Наши студенты

мало читают, а работая в деятельностном подходе, им приходится читать, вникать в текст, выбирать

нужный материал, составлять план, конспекты, рефераты, презентации и публично выступать. В ходе

такой

деятельности

у

обучающихся

формируются

информационная,

коммуникативная

компетентности, реализуются творческие способности. Они играют роль авторов, разработчиков,

создателей собственного продукта.

Перед собой ставлю цель: организовать учебный процесс в максимально активной степени

самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи: способствовать развитию у обучающихся информационно – поисковой деятельности,

интеллектуальных и творческих способностей, а так же коммуникативной компетентности.

5

слайд Организацию данной деятельности начинаю с того, что в тематическом плане выбираю

раздел, в котором можно применить деятельностное обучение, например в

курсе «Органическая

химия» раздел «Углеводороды», который включает в себя 12 уроков темы которых:

№ урока

Название темы урока

1-2

Алканы. Химические свойства и применение алканов

3-4

Алкены. Этилен. Химические свойства и применение этилена

5-6

Алкадиены. Каучуки. Резина

7-8

Алкины. Ацетилен. Химические и применение свойства ацетилена

9

Циклоаланы

10- 11

Арены. Бензол. Химические свойства и применение бензола

12

Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Исходя из этого, определяю время работы, оно составляет 12 уроков. Затем планирую, этапы,

сроки проведения и деятельность, которые приведены в таблице на слайде

Таблица 1. Этапы, сроки проведения и основная деятельность

урока

Дата

Этапы

Основная деятельность

1

1- 2

1 этап:

Подготовительный

(организационно-

мотивационный)

1.Введение обучающихся в тему. Формулирование

общей цели деятельности.

2.Формирование групп. Выбор темы.

3.Распределение обязанностей внутри группы.

4. Определение цели и задач деятельности в группе.

5. Требования к оформлению тематического

информационно-иллюстрационного конспекта.

6. Домашнее задание №1.

3- 4

2 этап:

Операционно –

исполнительский

1. Организация поиска информации с использованием

компьютеров с выходом в Интернет.

2.Составление плана конспекта.

3.Оформление электронного конспекта основным

содержанием, иллюстрациями (рисунки, схемы,

диаграммы и др.).

5- 6

4.Составление творческого задания по теме конспекта.

5.Подготовка докладов к защите работы.

6.Домашнее задание №2.

7- 8

3 этап:

Итогово – оценочный

1.Защита информационно-иллюстрационного

конспекта.

2.Оценка и самооценка деятельности обучающихся.

3.Домашнее задание №3.

9- 10

4.Обобщение знаний по теме «Углеводороды»,

выполнение заданий и решение задач.

5. Проведение рефлексии.

11

6.Выполнение творческих заданий по теме

«Углеводороды».

12

7. Контроль знаний. Выполнение контрольной работы

по теме «Углеводороды».

Рассмотрим подробное описание организации деятельности преподавателя и обучающихся на

каждом этапе. У вас на столах есть таблица с описанием деятельности преподавателя и обучающихся

на каждом этапе. Ориентируйтесь на нее.

1 этап: Подготовительный (организационно-мотивационный), осуществляется на 1и 2 уроках.

1. Введение обучающихся в тему деятельности. Формулирование общей цели деятельности.

Организуется введение обучающихся

в тему деятельности

через постановку проблемной

ситуации, встречающуюся в жизни или проблемных вопросов.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Мотивирует обучающихся и вводит в тему. Например:

демонстрирует образец нефти. «Это маслянистая жидкость,

бурого цвета с характерным запахом. Очень важная смесь, из

которой

получают

множество

разных

продуктов:

бензин,

лигроин, керосин, газойль, мазут».

Задает вопрос «что это такое?» (обучающие отвечают -

это нефть).

А кто знает состав нефти? (обучающиеся высказывают

свои предположения).

Слушают, отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цель.

Записывают тему в тетрадь.

2

Нефть – сложная смесь углеводородов, в ее состав входят

алканы, циклоалканы, ароматические углеводороды и другие

соединения.

Поэтому

мы

должны

познакомиться

с

этими

соединениями, которые относятся к органическим веществам

- углеводородам.

Предлагает обучающимся сформулировать общую тему

и

цель

(тема

«Углеводороды»,

общая

цель: Используя

различные

источники

информации,

изучить

органические

соединения – углеводороды).

З н а ком и т

о бу ч а ю щ и хс я

с

к л а с с и ф и к а ц и е й

«Углеводороды» (приложение 1).

Предлагает

выполнить

задание:

используя

текст,

составить характеристику углеводородов.

Организует обсуждение выполненной работы.

Знакомятся с классификацией

«Углводороды», записывают ее в

тетрадь.

Работают с текстом и заполняют

таблицу «Характеристика

углеводородов» (приложение 1).

Участвуют в обсуждении

2.Формирование групп. Организуется распределение обучающихся на группы учитывая их уровень

знаний и способности или путем подбора групп под лидера. Всего 6 групп, каждая гриппа состоит

из 4 человек.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организует распределение обучающихся на группы,

учитывая их уровень знаний и способности

или

путем

подбора групп под лидера.

Обучающиеся рассаживаются по

группам. Всего 6 групп, в каждой

группе 4 человека.

3. Выбор темы.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Продуктом

деятельности

обучающихся

является

тематический информационно-иллюстрационный конспект.

Преподаватель

предлагает

каждой

группе

выбрать

тему

конспекта

из

предложенных

«Алканы»,

«Алкены»,

«Алкины», «Алкадиены», «Циклоалканы», «Арены».

Выбирают тему информационно-

иллюстрационного конспекта.

4.Распределение обязанностей внутри группы.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Предлагает обучающимся

внутри каждой группы

распределить обязанности и

назначить ответственных за

поиск информации ее обработку,

оформление, составление

творческого задания, подготовку

доклада для публичного

выступления (например:

руководитель, поисковик,

оформитель, составитель

заданий и др.)

Каждой группе выдает лист с

таблицей (приложение 2).

Распределяют обязанности и назначают ответственных.

Заполняют первую и вторую колонки таблицы приложения 2.,

записывают Ф.И. и обязанность в группе.

Образец: Группа №1 Тема «Алканы»

Ф.И

обучающегося

Обязанность

в группе

Оценка за работу в группе

обучающиеся

преподаватель

1. Иванов

Иван

руководитель

2.Смирнов

Николай

поисковик

3.Петров

Сергей

оформитель

4.Семенов

Данил

составитель

задания

5. Определение цели и задач деятельности в группе.

Каждая группа определяет цели и задачи своей деятельности.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

3

Предлагает

обучающимся внутри

группы определить цель и

задачи своей деятельности.

Определяют цели и задачи своей деятельности.

Например, для группы 1, тема которой «Алканы»

Цель: используя различные источники информации, изучить

материал

по

теме

«Алканы»

и

составить

информационно

иллюстрационный конспект.

Задачи:

1.Используя

ресурсы

Интернета

и

различные

печатные

учебные

издания найти, отобрать и изучить материал по теме «Алканы»;

2.Составить план конспекта;

3.Наполнить материалом и иллюстрациями содержание конспекта;

4.Составить

творческое

задание

для

одногруппников

по

теме

«Алканы»

и

подготовить

к

нему

эталоны

ответов

и

критерии

оценки;

5. Подготовить выступление (доклад) к защите;

6. Защитить конспект по теме «Алканы».

6. Требования к оформлению тематического информационно-иллюстрационного конспекта

Проводится обсуждение вопросов что такое «конспект» и как его составлять? Организуется

ознакомление

с приложениями 3 и 4. Обсуждаются требования к оформлению информацтонно-

иллюстрационного конспекта и структура публичного выступления на защите (приложение 3),

критерии

оценки

конспекта

(приложение

4),

по

которым

преподаватель

на

защите

проводит

экспертизу и оценивает продукт совместной деятельности обучающихся каждой группы.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Проводит обсуждение вопросов:

-что такое «конспект» и как его составлять?;

- т р е б о в а н и я

к

о ф о р м л е н и ю

и н ф о р м а ц и о н н о -

иллюстрационного

конспекта

и

структура

публичного

выступления на защите (приложение 3);

-критерии

оценки

конспекта

(приложение

4),

по

которым

преподаватель на защите проводит экспертизу и оценивает

продукт деятельности обучающихся каждой группы.

Участвуют в обсуждении вопросов,

делают записи в тетрадь. Знакомятся

с приложениями 3 и 4.

7. Домашнее задание №1

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Каждой

группе

выдает

распечатанный

лист

с

инструкцией

по

выполнению

домашнего

задания

№1

(приложение 5), которое они выполняют к 9 уроку.

Дают

комментарии

и

разъяснения

по

выполнению

домашнего задания №1:

1.Повторите гомологический ряд предельных углеводородов.

Выучите формулы и названия алканов и радикалов.

2.Выучите правила номенклатуры.

3.Выучите

алгоритм

составления

структурных

формул

углеводородов по названию.

4. Выполните из предложенных заданий любые 3 на выбор.

5.Выучите алгоритм составления структурных формул

углеводородов по названию.

6. Выполните задания на составление структурных формул

углеводородов по названию.

П о л у ч а ю т

р а с п е ч а т а н н ы е

и н с т р у к ц и о н н ы е

л и с т ы

п о

выполнению

домашнего

задания

(приложение 5). Задают вопросы.

2 этап: Операционно – исполнительский (работа над созданием электронного конспекта

и творческого задания), осуществляется на 3-6 уроках.

1. Организация поиска информации с использованием компьютеров с выходом в Интернет.

4

Организуется работа по поиску и подбору информации по теме конспекта в сети Интернет в

компьютерном классе или можно принести ноутбуки в кабинет химии.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организует работу по поиску информации в

компьютерном классе или можно принести ноутбуки

в кабинет химии.

Осуществляют поиск и подбор

информации по теме конспекта, используя

различные источники Интернета, печатные

издании (учебники, учебные пособия и др.);

Знакомятся с подобранным материалом.

Оказывает помощь каждой группе в составлении

плана конспекта (примерные планы для каждой

группы приведены в приложении 6).

Составляют план конспекта.

2.Составление плана конспекта

Каждая группа работает над составлением плана конспекта (примерные планы для каждой

группы приведены в приложении 6).

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Оказывает помощь каждой группе в составлении

плана конспекта (примерные планы для каждой

группы приведены в приложении 6).

Составляют план конспекта.

3.Оформление электронного конспекта основным содержанием, иллюстрациями (рисунки,

схемы, диаграммы и др.)

Каждая группа работает с отобранной из Интернета информацией и в соответствии с планом

выбирает основной материал конспекта, наполняет иллюстрациями, рисунками, схемами и др.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Оказывает

помощь

в

структурировании

и

логической

последовательности

изложения

материала в содержании конспекта.

Консультирует по оформлению конспекта

иллюстрациями.

Следит за оформлением конспекта в

соответствии с требованиями оформления.

Наблюдает за деятельностью обучающихся,

фиксирует результаты деятельности, выставляет

оценки за деятельность.

Отбирают нужный материал в соответствии с

планом конспекта, которым наполняют

содержание конспекта.

Работают на компьютерах: оформляют

электронный конспект, т.е. наполняет его

основным содержанием, подбирают рисунки,

схемы, диаграммы и др.

Оформляют конспект в соответствии с

требованиями оформления.

4.Составление творческого задания по теме конспекта

Каждая группа, используя ресурсы Интернет, работает над составлением творческого задания,

эталона ответов и критериев оценки.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Оказывает помощь в составлении творческого

задания

для

обучающихся,

эталона

ответов

и

критериев оценки.

Наблюдает за деятельностью обучающихся,

фиксирует

результаты

деятельности,

выставляет

оценки за деятельность.

Составляют творческие задания по теме

конспекта, оформляют эталоны ответов и

критерии оценки

5.Подготовка докладов к защите работы

Каждая группа составляет доклад публичного выступления.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

5

Оказывает помощь в составлении доклада

публичного выступления

Готовят доклады к публичному выступлению

6.Домашнее задание №2

Даются комментарии и разъяснения по выполнению домашнего задания:

- проработать составленный конспект, подготовиться к защите;

- выполнить домашнее задание №1.

3 этап: Итогово – оценочный. (Защита и оценка информационно-иллюстрационного

конспекта. Обобщение знаний по теме «Углеводороды».Выполнение заданий и решение задач по

теме «Углеводороды». Контроль знаний.) осуществляется на 7-12 уроках.

1.Защита информационно-иллюстрационного конспекта

Н а

7-8

уроке организуется защита составленного информационно - иллюстрационного

конспекта используя проектор и экран. Заслушаются выступления обучающихся, задаются вопросы.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Н а

7-8

уроке

организует

защиту

с о с т а в л е н н о г о

и н ф о р м а ц и о н н о

-

иллюстрационного конспекта используя проектор

и экран.

Слушает выступления обучающихся, по

окончанию выступлений задает вопросы.

Каждая

группа

перед

уроком

сдает

преподавателю печатный вариант составленного

конспекта с приложением (творческое задание).

Группы публично выступают и представляют

созданный конспект.

Слушают, по окончанию выступлений задают

вопросы.

Каждая группа обмениваются печатным или

электронным

вариантом

с о с т а в л е н н о го

конспекта. Таким образом, у каждого студента

имеется

6

конспектов

по

темам

раздела

«Углеводороды», которые они могут проработать

самостоятельно.

2.Оценка и самооценка деятельности обучающихся

Оцениваются представленные работы, согласно разработанным критериям. Заполняется лист

оценки (приложение 4) и подсчитывает баллы.

Озвучиваются результаты, положительные и отрицательные момента

по выступлению и

созданному продукту.

Внутри

каждой

группы

проводится самооценка

и

выставляются

оценки

за

работу

каждому

участнику группы в лист с таблицей (приложение 2).

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Оценивает представленные работы,

согласно разработанным критериям.

Заполняет лист оценки (приложение 4) и

подсчитывает баллы.

Озвучивает результаты, положительные и

отрицательные момента по выступлению и

созданному продукту.

Заполняет четвертую колонку таблицы,

выставляет оценки обучающимся за

работу (приложение 2).

Участвуют

в

оценке

деятельности

путем

коллективного

обсуждения

и

самооценки. Внутри

каждой

группы

проводят самооценку и выставляют

оценки за работу каждому участнику группы в лист с

таблицей (приложение 2).

Заполняют третью колонку таблицы.

Образец: Группа №1 Тема «Алканы»

Ф.И

обучающегося

Обязанность

в группе

Оценка за работу в группе

обучающиеся

преподаватель

1. Иванов

Иван

руководитель

2.Смирнов

Николай

поисковик

3.Петров

Сергей

оформитель

4.Семенов

Данил

составитель

задания

3.Домашнее задание №3

6

Даются комментарии и разъяснения по выполнению домашнего задания:

- проработать конспекты по темам;

- выполнить и сдать на проверку домашнее задание №1.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Дает комментарии и разъяснения по выполнению

домашнего задания:

- проработать конспекты по темам;

- выполнить и сдать на проверку домашнее задание №1.

Прорабатывают конспекты по темам.

Выполняют и сдают на проверку

домашнее задание №1

4.Обобщение знаний по теме «Углеводороды», выполнение заданий и решение задач.

На

9-10

уроках

организуется

обобщение

знаний

по

теме

«Углеводороды»,

проводится

выполнение заданий и решение задач по теме «Углеводороды».

Организуется повторение понятий «изомеры» и «гомологи»,

особенности состава и строения

алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, циклоалканов, аренов; алгоритмы составления структурных

формул

углеводородов

по

названию

и

составления

названий

по

структурным

формулам

углеводородов.

Организуется отработка умений и навыков:

- по приведенным структурным формулам определить принадлежность к классу углеводородов;

- составить структурные формулы углеводородов по их названию;

-написать формулы изомеров и гомологов для данных веществ;

- дать названия углеводородам по структурным формулам;

- составить уравнения химических реакций;

Организуется решение задач.

Работу обучающихся можно продолжить в группах, фронтально или индивидуально.

5. Проведение рефлексии

Каждая

группа

получает

лист

«Рефлексия»

и

заполняют

лист

с

вопросами

( приложение

7).

Рефлексия

проводится

с

целью

выявления

проблем

в

знаниях

обучающихся,

для

того

чтобы

организовать индивидуальную работу по ликвидации этих проблем.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Проводит рефлексию с целью выявить проблемы

в знаниях обучающихся, для того чтобы

организовать индивидуальную работу по

ликвидации этих проблем. Каждой группе

выдается лист «Рефлексия» (приложение 7)

Заполняют

лист

«Рефлексия»

(приложение

7),

отвечают

на

вопросы

отмечая

галочкой

в

колонках

Да

Не совсем

Нет

6.Выполнение творческих заданий

На 11 уроке организуется выполнение творческих заданий, составленных обучающимися.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организует

выполнение

творческих

заданий,

составленных обучающимися.

Работа выполняется в группах (состав групп

остается прежний), где обучающиеся выполняют

творческие задания, обмениваясь ими.

Выполняют творческие задания

7. Контроль знаний

На 12 уроке организуется и проводится контрольная работа по теме «Углеводороды» в виде теста по

вариантам (приложение 8).

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организует и проводит

контрольную работу

по

теме

«Углеводороды»

в

виде

теста

по

вариантам (приложение 8).

Выполняют контрольную работу

Каждый обучающийся в ходе даннойдеятельности получает оценки, которые фиксируются в

сводной ведомости и выставляются в журнал.

Таблица 3. Сводная ведомость оценок

7

Оценки

ФИ

обучающегося

за

составлен

ный

конспект

за

состав

ленное

творче

ское

задани

е

за

публичн

ое

выступл

ение

на

защите

на 7-8

уроках

за

выполнен

ие

домашнег

о задания

№1

за

выполнен

ие

заданий

по

отработке

умений и

навыков

на 9-10

уроках

за

выполнен

ие

творчески

х заданий

на 11

уроке

за

выполнение

контрольной

работы по

теме

«Угдеводород

ы»

на 12 уроке

1.

2.

3.

8

9



В раздел образования