Автор: Антипова Лариса Николаевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: КГБПОУ "Лесосибирский технологический техникум"
Населённый пункт: Красноярский край, г.Лесосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: по теме "Реализация системно-деятельносного подхода на уроках химии"
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка
по теме «Реализация системно-деятельносного подхода на уроках химии».
Антипова Лариса Николаевна, преподаватель химии высшей категории
КГБПОУ «Лесосибирский технологический техникум», antipova-67@mail.
ru
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Системно-
деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится
активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности
ученика.
Ключевыми
моментами
деятельностного
подхода
является
постепенный
уход
от
информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а
добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и
принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному
успешному
формированию
его
общекультурных
и
деятельностных
способностей,
общеучебных
умений.
Сейчас очень много различных источников информации, это ресурсы Интернета, электронные
и печатные учебники, учебные пособия и др. Поэтому мне пришла идея организовать на своих
уроках информационно - поисковую деятельность с созданием электронного продукта. Считаю, что
обучающихся нужно учить работать с информацией – выбирать основное и главное. Наши студенты
мало читают, а работая в деятельностном подходе, им приходится читать, вникать в текст, выбирать
нужный материал, составлять план, конспекты, рефераты, презентации и публично выступать. В ходе
такой
деятельности
у
обучающихся
формируются
информационная,
коммуникативная
компетентности, реализуются творческие способности. Они играют роль авторов, разработчиков,
создателей собственного продукта.
Перед собой ставлю цель: организовать учебный процесс в максимально активной степени
самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи: способствовать развитию у обучающихся информационно – поисковой деятельности,
интеллектуальных и творческих способностей, а так же коммуникативной компетентности.
5
слайд Организацию данной деятельности начинаю с того, что в тематическом плане выбираю
раздел, в котором можно применить деятельностное обучение, например в
курсе «Органическая
химия» раздел «Углеводороды», который включает в себя 12 уроков темы которых:
№ урока
Название темы урока
1-2
Алканы. Химические свойства и применение алканов
3-4
Алкены. Этилен. Химические свойства и применение этилена
5-6
Алкадиены. Каучуки. Резина
7-8
Алкины. Ацетилен. Химические и применение свойства ацетилена
9
Циклоаланы
10- 11
Арены. Бензол. Химические свойства и применение бензола
12
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Исходя из этого, определяю время работы, оно составляет 12 уроков. Затем планирую, этапы,
сроки проведения и деятельность, которые приведены в таблице на слайде
Таблица 1. Этапы, сроки проведения и основная деятельность
№
урока
Дата
Этапы
Основная деятельность
1
1- 2
1 этап:
Подготовительный
(организационно-
мотивационный)
1.Введение обучающихся в тему. Формулирование
общей цели деятельности.
2.Формирование групп. Выбор темы.
3.Распределение обязанностей внутри группы.
4. Определение цели и задач деятельности в группе.
5. Требования к оформлению тематического
информационно-иллюстрационного конспекта.
6. Домашнее задание №1.
3- 4
2 этап:
Операционно –
исполнительский
1. Организация поиска информации с использованием
компьютеров с выходом в Интернет.
2.Составление плана конспекта.
3.Оформление электронного конспекта основным
содержанием, иллюстрациями (рисунки, схемы,
диаграммы и др.).
5- 6
4.Составление творческого задания по теме конспекта.
5.Подготовка докладов к защите работы.
6.Домашнее задание №2.
7- 8
3 этап:
Итогово – оценочный
1.Защита информационно-иллюстрационного
конспекта.
2.Оценка и самооценка деятельности обучающихся.
3.Домашнее задание №3.
9- 10
4.Обобщение знаний по теме «Углеводороды»,
выполнение заданий и решение задач.
5. Проведение рефлексии.
11
6.Выполнение творческих заданий по теме
«Углеводороды».
12
7. Контроль знаний. Выполнение контрольной работы
по теме «Углеводороды».
Рассмотрим подробное описание организации деятельности преподавателя и обучающихся на
каждом этапе. У вас на столах есть таблица с описанием деятельности преподавателя и обучающихся
на каждом этапе. Ориентируйтесь на нее.
1 этап: Подготовительный (организационно-мотивационный), осуществляется на 1и 2 уроках.
1. Введение обучающихся в тему деятельности. Формулирование общей цели деятельности.
Организуется введение обучающихся
в тему деятельности
через постановку проблемной
ситуации, встречающуюся в жизни или проблемных вопросов.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Мотивирует обучающихся и вводит в тему. Например:
демонстрирует образец нефти. «Это маслянистая жидкость,
бурого цвета с характерным запахом. Очень важная смесь, из
которой
получают
множество
разных
продуктов:
бензин,
лигроин, керосин, газойль, мазут».
Задает вопрос «что это такое?» (обучающие отвечают -
это нефть).
А кто знает состав нефти? (обучающиеся высказывают
свои предположения).
Слушают, отвечают на вопросы.
Формулируют тему и цель.
Записывают тему в тетрадь.
2
Нефть – сложная смесь углеводородов, в ее состав входят
алканы, циклоалканы, ароматические углеводороды и другие
соединения.
Поэтому
мы
должны
познакомиться
с
этими
соединениями, которые относятся к органическим веществам
- углеводородам.
Предлагает обучающимся сформулировать общую тему
и
цель
(тема
«Углеводороды»,
общая
цель: Используя
различные
источники
информации,
изучить
органические
соединения – углеводороды).
З н а ком и т
о бу ч а ю щ и хс я
с
к л а с с и ф и к а ц и е й
«Углеводороды» (приложение 1).
Предлагает
выполнить
задание:
используя
текст,
составить характеристику углеводородов.
Организует обсуждение выполненной работы.
Знакомятся с классификацией
«Углводороды», записывают ее в
тетрадь.
Работают с текстом и заполняют
таблицу «Характеристика
углеводородов» (приложение 1).
Участвуют в обсуждении
2.Формирование групп. Организуется распределение обучающихся на группы учитывая их уровень
знаний и способности или путем подбора групп под лидера. Всего 6 групп, каждая гриппа состоит
из 4 человек.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Организует распределение обучающихся на группы,
учитывая их уровень знаний и способности
или
путем
подбора групп под лидера.
Обучающиеся рассаживаются по
группам. Всего 6 групп, в каждой
группе 4 человека.
3. Выбор темы.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Продуктом
деятельности
обучающихся
является
тематический информационно-иллюстрационный конспект.
Преподаватель
предлагает
каждой
группе
выбрать
тему
конспекта
из
предложенных
«Алканы»,
«Алкены»,
«Алкины», «Алкадиены», «Циклоалканы», «Арены».
Выбирают тему информационно-
иллюстрационного конспекта.
4.Распределение обязанностей внутри группы.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Предлагает обучающимся
внутри каждой группы
распределить обязанности и
назначить ответственных за
поиск информации ее обработку,
оформление, составление
творческого задания, подготовку
доклада для публичного
выступления (например:
руководитель, поисковик,
оформитель, составитель
заданий и др.)
Каждой группе выдает лист с
таблицей (приложение 2).
Распределяют обязанности и назначают ответственных.
Заполняют первую и вторую колонки таблицы приложения 2.,
записывают Ф.И. и обязанность в группе.
Образец: Группа №1 Тема «Алканы»
Ф.И
обучающегося
Обязанность
в группе
Оценка за работу в группе
обучающиеся
преподаватель
1. Иванов
Иван
руководитель
2.Смирнов
Николай
поисковик
3.Петров
Сергей
оформитель
4.Семенов
Данил
составитель
задания
5. Определение цели и задач деятельности в группе.
Каждая группа определяет цели и задачи своей деятельности.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
3
Предлагает
обучающимся внутри
группы определить цель и
задачи своей деятельности.
Определяют цели и задачи своей деятельности.
Например, для группы 1, тема которой «Алканы»
Цель: используя различные источники информации, изучить
материал
по
теме
«Алканы»
и
составить
информационно
–
иллюстрационный конспект.
Задачи:
1.Используя
ресурсы
Интернета
и
различные
печатные
учебные
издания найти, отобрать и изучить материал по теме «Алканы»;
2.Составить план конспекта;
3.Наполнить материалом и иллюстрациями содержание конспекта;
4.Составить
творческое
задание
для
одногруппников
по
теме
«Алканы»
и
подготовить
к
нему
эталоны
ответов
и
критерии
оценки;
5. Подготовить выступление (доклад) к защите;
6. Защитить конспект по теме «Алканы».
6. Требования к оформлению тематического информационно-иллюстрационного конспекта
Проводится обсуждение вопросов что такое «конспект» и как его составлять? Организуется
ознакомление
с приложениями 3 и 4. Обсуждаются требования к оформлению информацтонно-
иллюстрационного конспекта и структура публичного выступления на защите (приложение 3),
критерии
оценки
конспекта
(приложение
4),
по
которым
преподаватель
на
защите
проводит
экспертизу и оценивает продукт совместной деятельности обучающихся каждой группы.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Проводит обсуждение вопросов:
-что такое «конспект» и как его составлять?;
- т р е б о в а н и я
к
о ф о р м л е н и ю
и н ф о р м а ц и о н н о -
иллюстрационного
конспекта
и
структура
публичного
выступления на защите (приложение 3);
-критерии
оценки
конспекта
(приложение
4),
по
которым
преподаватель на защите проводит экспертизу и оценивает
продукт деятельности обучающихся каждой группы.
Участвуют в обсуждении вопросов,
делают записи в тетрадь. Знакомятся
с приложениями 3 и 4.
7. Домашнее задание №1
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Каждой
группе
выдает
распечатанный
лист
с
инструкцией
по
выполнению
домашнего
задания
№1
(приложение 5), которое они выполняют к 9 уроку.
Дают
комментарии
и
разъяснения
по
выполнению
домашнего задания №1:
1.Повторите гомологический ряд предельных углеводородов.
Выучите формулы и названия алканов и радикалов.
2.Выучите правила номенклатуры.
3.Выучите
алгоритм
составления
структурных
формул
углеводородов по названию.
4. Выполните из предложенных заданий любые 3 на выбор.
5.Выучите алгоритм составления структурных формул
углеводородов по названию.
6. Выполните задания на составление структурных формул
углеводородов по названию.
П о л у ч а ю т
р а с п е ч а т а н н ы е
и н с т р у к ц и о н н ы е
л и с т ы
п о
выполнению
домашнего
задания
(приложение 5). Задают вопросы.
2 этап: Операционно – исполнительский (работа над созданием электронного конспекта
и творческого задания), осуществляется на 3-6 уроках.
1. Организация поиска информации с использованием компьютеров с выходом в Интернет.
4
Организуется работа по поиску и подбору информации по теме конспекта в сети Интернет в
компьютерном классе или можно принести ноутбуки в кабинет химии.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Организует работу по поиску информации в
компьютерном классе или можно принести ноутбуки
в кабинет химии.
Осуществляют поиск и подбор
информации по теме конспекта, используя
различные источники Интернета, печатные
издании (учебники, учебные пособия и др.);
Знакомятся с подобранным материалом.
Оказывает помощь каждой группе в составлении
плана конспекта (примерные планы для каждой
группы приведены в приложении 6).
Составляют план конспекта.
2.Составление плана конспекта
Каждая группа работает над составлением плана конспекта (примерные планы для каждой
группы приведены в приложении 6).
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Оказывает помощь каждой группе в составлении
плана конспекта (примерные планы для каждой
группы приведены в приложении 6).
Составляют план конспекта.
3.Оформление электронного конспекта основным содержанием, иллюстрациями (рисунки,
схемы, диаграммы и др.)
Каждая группа работает с отобранной из Интернета информацией и в соответствии с планом
выбирает основной материал конспекта, наполняет иллюстрациями, рисунками, схемами и др.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Оказывает
помощь
в
структурировании
и
логической
последовательности
изложения
материала в содержании конспекта.
Консультирует по оформлению конспекта
иллюстрациями.
Следит за оформлением конспекта в
соответствии с требованиями оформления.
Наблюдает за деятельностью обучающихся,
фиксирует результаты деятельности, выставляет
оценки за деятельность.
Отбирают нужный материал в соответствии с
планом конспекта, которым наполняют
содержание конспекта.
Работают на компьютерах: оформляют
электронный конспект, т.е. наполняет его
основным содержанием, подбирают рисунки,
схемы, диаграммы и др.
Оформляют конспект в соответствии с
требованиями оформления.
4.Составление творческого задания по теме конспекта
Каждая группа, используя ресурсы Интернет, работает над составлением творческого задания,
эталона ответов и критериев оценки.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Оказывает помощь в составлении творческого
задания
для
обучающихся,
эталона
ответов
и
критериев оценки.
Наблюдает за деятельностью обучающихся,
фиксирует
результаты
деятельности,
выставляет
оценки за деятельность.
Составляют творческие задания по теме
конспекта, оформляют эталоны ответов и
критерии оценки
5.Подготовка докладов к защите работы
Каждая группа составляет доклад публичного выступления.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
5
Оказывает помощь в составлении доклада
публичного выступления
Готовят доклады к публичному выступлению
6.Домашнее задание №2
Даются комментарии и разъяснения по выполнению домашнего задания:
- проработать составленный конспект, подготовиться к защите;
- выполнить домашнее задание №1.
3 этап: Итогово – оценочный. (Защита и оценка информационно-иллюстрационного
конспекта. Обобщение знаний по теме «Углеводороды».Выполнение заданий и решение задач по
теме «Углеводороды». Контроль знаний.) осуществляется на 7-12 уроках.
1.Защита информационно-иллюстрационного конспекта
Н а
7-8
уроке организуется защита составленного информационно - иллюстрационного
конспекта используя проектор и экран. Заслушаются выступления обучающихся, задаются вопросы.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Н а
7-8
уроке
организует
защиту
с о с т а в л е н н о г о
и н ф о р м а ц и о н н о
-
иллюстрационного конспекта используя проектор
и экран.
Слушает выступления обучающихся, по
окончанию выступлений задает вопросы.
Каждая
группа
перед
уроком
сдает
преподавателю печатный вариант составленного
конспекта с приложением (творческое задание).
Группы публично выступают и представляют
созданный конспект.
Слушают, по окончанию выступлений задают
вопросы.
Каждая группа обмениваются печатным или
электронным
вариантом
с о с т а в л е н н о го
конспекта. Таким образом, у каждого студента
имеется
6
конспектов
по
темам
раздела
«Углеводороды», которые они могут проработать
самостоятельно.
2.Оценка и самооценка деятельности обучающихся
Оцениваются представленные работы, согласно разработанным критериям. Заполняется лист
оценки (приложение 4) и подсчитывает баллы.
Озвучиваются результаты, положительные и отрицательные момента
по выступлению и
созданному продукту.
Внутри
каждой
группы
проводится самооценка
и
выставляются
оценки
за
работу
каждому
участнику группы в лист с таблицей (приложение 2).
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Оценивает представленные работы,
согласно разработанным критериям.
Заполняет лист оценки (приложение 4) и
подсчитывает баллы.
Озвучивает результаты, положительные и
отрицательные момента по выступлению и
созданному продукту.
Заполняет четвертую колонку таблицы,
выставляет оценки обучающимся за
работу (приложение 2).
Участвуют
в
оценке
деятельности
путем
коллективного
обсуждения
и
самооценки. Внутри
каждой
группы
проводят самооценку и выставляют
оценки за работу каждому участнику группы в лист с
таблицей (приложение 2).
Заполняют третью колонку таблицы.
Образец: Группа №1 Тема «Алканы»
Ф.И
обучающегося
Обязанность
в группе
Оценка за работу в группе
обучающиеся
преподаватель
1. Иванов
Иван
руководитель
2.Смирнов
Николай
поисковик
3.Петров
Сергей
оформитель
4.Семенов
Данил
составитель
задания
3.Домашнее задание №3
6
Даются комментарии и разъяснения по выполнению домашнего задания:
- проработать конспекты по темам;
- выполнить и сдать на проверку домашнее задание №1.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Дает комментарии и разъяснения по выполнению
домашнего задания:
- проработать конспекты по темам;
- выполнить и сдать на проверку домашнее задание №1.
Прорабатывают конспекты по темам.
Выполняют и сдают на проверку
домашнее задание №1
4.Обобщение знаний по теме «Углеводороды», выполнение заданий и решение задач.
На
9-10
уроках
организуется
обобщение
знаний
по
теме
«Углеводороды»,
проводится
выполнение заданий и решение задач по теме «Углеводороды».
Организуется повторение понятий «изомеры» и «гомологи»,
особенности состава и строения
алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, циклоалканов, аренов; алгоритмы составления структурных
формул
углеводородов
по
названию
и
составления
названий
по
структурным
формулам
углеводородов.
Организуется отработка умений и навыков:
- по приведенным структурным формулам определить принадлежность к классу углеводородов;
- составить структурные формулы углеводородов по их названию;
-написать формулы изомеров и гомологов для данных веществ;
- дать названия углеводородам по структурным формулам;
- составить уравнения химических реакций;
Организуется решение задач.
Работу обучающихся можно продолжить в группах, фронтально или индивидуально.
5. Проведение рефлексии
Каждая
группа
получает
лист
«Рефлексия»
и
заполняют
лист
с
вопросами
( приложение
7).
Рефлексия
проводится
с
целью
выявления
проблем
в
знаниях
обучающихся,
для
того
чтобы
организовать индивидуальную работу по ликвидации этих проблем.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Проводит рефлексию с целью выявить проблемы
в знаниях обучающихся, для того чтобы
организовать индивидуальную работу по
ликвидации этих проблем. Каждой группе
выдается лист «Рефлексия» (приложение 7)
Заполняют
лист
«Рефлексия»
(приложение
7),
отвечают
на
вопросы
отмечая
галочкой
в
колонках
Да
Не совсем
Нет
6.Выполнение творческих заданий
На 11 уроке организуется выполнение творческих заданий, составленных обучающимися.
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Организует
выполнение
творческих
заданий,
составленных обучающимися.
Работа выполняется в группах (состав групп
остается прежний), где обучающиеся выполняют
творческие задания, обмениваясь ими.
Выполняют творческие задания
7. Контроль знаний
На 12 уроке организуется и проводится контрольная работа по теме «Углеводороды» в виде теста по
вариантам (приложение 8).
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Организует и проводит
контрольную работу
по
теме
«Углеводороды»
в
виде
теста
по
вариантам (приложение 8).
Выполняют контрольную работу
Каждый обучающийся в ходе даннойдеятельности получает оценки, которые фиксируются в
сводной ведомости и выставляются в журнал.
Таблица 3. Сводная ведомость оценок
7
Оценки
ФИ
обучающегося
за
составлен
ный
конспект
за
состав
ленное
творче
ское
задани
е
за
публичн
ое
выступл
ение
на
защите
на 7-8
уроках
за
выполнен
ие
домашнег
о задания
№1
за
выполнен
ие
заданий
по
отработке
умений и
навыков
на 9-10
уроках
за
выполнен
ие
творчески
х заданий
на 11
уроке
за
выполнение
контрольной
работы по
теме
«Угдеводород
ы»
на 12 уроке
1.
2.
3.
8
9