Автор: Угдыжекова Галина Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г.Сусуман Магаданская область
Наименование материала: научная статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПО-ВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЛ
Раздел: среднее профессиональное
И
СПОЛЬЗОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА
НА
УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА
КАК
СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
СПЛ
Угдыжекова Г.И.,
преподаватель иностранного языка,
ГБПОУ «Сусуманский профессиональный лицей»
Магаданской области
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, принятая и утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года, определила стратегию развития образования страны до
2025 года.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики
в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных тра -
диций и особенностей в условиях многонационального государства. В Федеральном законе «Об образовании в Рос-
сийской Федерации» закреплены два компонента образовательного стандарта – федеральный и национально-регио-
нальный.
В настоящее время национально-региональный компонент является актуальной темой в образовании. Изу -
чение национально-регионального компонента в образовательных учреждениях является важнейшим средством свя -
зи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у обучающихся культуры общения, патриотических
чувств, толерантности и миролюбия, должно быть направлено на приобщение молодежи и студентов к богатейшему
миру национальных культур России.
Я несколько лет работаю над методической темой «Использование регионального компонента на уроках ан -
глийского языка как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся Сусуманского профессио -
нального лицея (далее – СПЛ)».
Мне бы хотелось поделиться опытом своей работы в реализации современной образовательной технологии
«региональный компонент».
Работа по региональному компоненту ведется мною в нескольких направлениях:
учебная деятельность;
внеурочная деятельность;
участие в научных конференциях.
Считаю необходимым использовать в учебной деятельности краеведческий, региональный материал по сле-
дующим темам:
«Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники»,
«Город, деревня, инфраструктура»,
«Климат, погода, экология»,
«Выдающиеся люди»,
«Мой лицей»,
«Моя будущая профессия»,
«Достопримечательности».
Студенты готовят и защищают на английском языке рефераты, тематику которых выбирают в начале года.
В течение учебного года они активно ищут информацию по своим темам в библиотеках и архивах города, переводят
ее, готовят к своим рефератам наглядность. Чаще всего готовят рефераты о культуре и искусстве, о столице Мага -
данской области и ее достопримечательностях, о родном Сусуманском профессиональном лицее, о выдающихся лю -
дях родного края, об экологических проблемах региона, о будущих профессиях, например: «Моя профессия – бульдо -
зерист», «Моя профессия – бурильщик». Рефераты «Озеро Джека Лондона», «Озеро танцующих хариусов» обычно
иллюстрируются личными фотографиями на фоне озер.
Во время проведения Недели лицея обучающиеся 1 курса разработали проекты на русском и на английском
языках о Сусуманском районе и о поэтах Сусуманского района. Мною было проведено открытое внеклассное меро -
приятие «Литературная гостиная «Поэты Сусуманского района», посвященное 65-летию образования Сусуманского
района, куда была приглашена Устинова Ирина Равировна, наша современница-поэтесса. Ирина Равировна работает
педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества Сусумана. Она пишет стихи с детства, а в насто -
ящее время принимает участие в деятельности Магаданской Ассоциации коренных малочисленных народов и этни -
ческих групп Севера.
На фоне звучащей музыки Ирина Равировна читала свои стихи. Эмоциям слушателей не было предела: ведь
большинство студентов и в настоящее время посещает театральную студию, руководителем которой является Ирина
Равировна. Многие ребята даже не знали, что театральную студию возглавляет настоящая поэтесса!
Ежегодно в апреле в Сусуманском профессиональном лицее традиционно проводится научная конферен -
ция, и студенты принимают активное участие в номинации «Литературное краеведение». Так, в этом учебном году
обучающиеся первого и второго курсов представили научные работы о Сусуманском районе: «Поэты Сусуманского
района», «История образования города Сусуман и Сусуманского района», «Образ города Сусуман, знаменитой горы
Моржот и других поселков Сусуманского района в произведениях поэтов-современников». Студентами группы ОГР-
11, Ждановым А. и Гибляк Е., был представлен глубокий анализ стихотворений поэтов Сусуманского района. Счи-
таю, что мне следует привести фрагменты из научной работы студентов: «…мы попытались исследовать в нашей
научной работе использование эпитетов при создании образа города Сусуман, величественной горы Морджот и всей
природы Сусуманского района. Поэты широко используют разнообразные эпитеты. Особенно интересны разверну -
тые формы эпитетов, которые они использует в своих стихотворениях. Например:
1). Эпитеты-прилагательные, используемые для усиления впечатления при описании, например, в стихотворении А.
Ивановой «Сусуман»:
- «любимый» - «Любимый город Сусуман»;
- «славный» - «Сусуман - мой славный город»;
- «красив и молод» - «Ты для меня красив и молод, мое сердце покорил»;
- «родной» - « Вспомним, друзья-колымчане, город родной Сусуман»;
- «хрустальные» - «У одних - леса, у других- поля, у меня- хрустальные ручьи»;
- «чудесная» - «Берелех - река чудесная»;
- «быстрая» - «Плещут холодные воды быстрой реки Берелех»;
- «красивая» - «Но красивей не сыщешь сопок»;
- «северяночка», «сусуманочка» - «Расцвела среди гор северяночка, и зовут ее все сусуманочка».
2). Следует отметить своеобразные сравнения, используемые поэтами.
В стихотворении А.Ивановой «Сусуман» гора Морджот сравнивается с «великаном» - «Люблю Моржот -
наш великан», «Берелех-река чудесна, не хуже Волги и Оки», «Город, как остров, тайги - океан, выглядит просто
мой Сусуман».
Я как научный руководитель должна отметить, что студентами нашего лицея впервые была предпринята по -
пытка исследования и анализа стихотворчества сусуманских поэтов-современников. Профиль нашего лицея – техни-
ческий, однако ребята с большим интересом занимались литературным анализом стихотворений.
Научно-исследовательская работа студентки 2 курса
Конечниковой Валерии «Сопоставительный анализ
сказки и авторской анималистической сказки на примере произведений Р. Киплинга и эвенской писательницы Чины
Моторовой» также является актуальной. Новизна данной работы состоит в том, что впервые были проанализированы
сказки Р. Киплинга и Ч. Моторовой, а впоследствии сказки из сборника Чины Моторовой «Звездный бисер» были
переведены на английский язык и был проведен конкурс рисунков по сказкам Чины Моторовой в начальной школе г.
Сусумана.
Использование регионального компонента на уроках английского языка и во внеурочной работе расширяет
кругозор обучающихся, развивает их познавательный интерес и является одним из средств повышения уровня поло -
жительной мотивации обучения. Следует помнить, что, не зная культуры своего народа, не любя её, нельзя понять и
полюбить другую культуру. Только узнав красоту, силу и богатство родного края, обычаи и традиции своего народа,
бережно храня их, можно научиться понимать и уважать культуру других народов.
В последнее время все большее значение приобретает способность молодежи понимать чужую культуру,
анализировать собственное поведение, признавать правомерность существования различных точек зрения, уметь
строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс, поэтому настоящий патриотизм начинается
именно там, где у молодежи воспитывается любовь к малой родине и России в целом.