Автор: Голодяева Жанна Глебовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через
дидактические игры».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В
таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование
первичных
представлений
об
объектах
окружающего
мира,
о
свойствах
и
отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале,
пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных
учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.
Венгер Л.А. утверждает, что « сенсорное развитие ребенка – это развитие
его
восприятия
и
формирование
представлений
о
внешних
свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также
запахе, вкусе и т. п.»
С
восприятия
предметов
и
явлений
окружающего
мира
и
начинается
познание.
Сенсорное
развитие
является
условием
успешного
овладения
любой
практической
деятельностью.
А
истоки
развития
сенсорных
способностей
лежат в раннем возрасте. В этот период при соответствующих условиях у
ребенка развиваются различные способности, обогащается его сенсорный опыт
посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать
величину, форму и цвет предмета.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде
всего,
функции
мозга.
Ранний
возраст
–
самое
благоприятное
время
для
сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование
умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире,
распознавания
творческих
способностей. Значение
сенсорного
развития
в
раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить.
На
каждом
возрастном
этапе
ребенок
оказывается
наиболее
чувствительным
к
тем
или
иным
воздействиям.
Чем
меньше
ребенок,
тем
большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего
детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н.
М.
Щелованов
называл
ранний
возраст
«золотой
порой»
сенсорного
воспитания.
Именно
в
этом
возрасте
начинается
этап
непосредственного
усвоения и использования сенсорных эталонов.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и
систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в
процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким
образом,
проблема
формирования
сенсорной
культуры
является
приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует
пристального внимания.
Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка – игра.
Дети
раннего
возраста
любят
играть
с
игрушками,
бытовыми
предметами.
Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают
игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и
навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Н.К. Крупская говорила,что “для детей дошкольного возраста игры имеют
исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для
них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания
окружающего”.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные
эталоны;
учится
сопоставлять,
сравнивать,
устанавливать
закономерности,
принимать самостоятельные решения; развивается и познает мир.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания
взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Проект
актуален,
так
как
его
реализация
позволяет
расширить
кругозор
каждого
ребенка
на
базе
ближайшего
окружения,
создать
условия
для
развития
самостоятельной познавательной активности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным
путём выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание детей
раннего возраста.
Объект исследования: сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Предмет исследования: система дидактических игр и упражнений как
средство сенсорного воспитания.
Нами была выдвинута гипотеза, что сенсорное развитие детей раннего
возраста проходит более эффективно при использовании дидактических
и г р .
Одной
из
задач
является
проведение
исследования
по
сенсорному
развитию детей раннего возраста с использованием дидактических игр и анализ
полученных результатов.
В обследовании приняли участие 18 детей. На констатирующем этапе,
исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, было
выявлено, что высокий уровень у 33%(6 человек), средний уровень-56% и
низкий уровень - у 11% детей в группе.7 детей испытывают трудности при
восприятии синего и зелёного цвета. В области формы особых затруднений не
возникло.
Понятие
величины
вызывает
путаницу
при
введении
объекта
среднего размера.
Полученные нами данные позволили разделить всех детей на 3 группы.
Первую группу составляют 6 детей с высоким уровнем сенсорного развития.
Никакие развивающие мероприятия с ними не проводятся.
Вторую и третью группу составляют дети с низким и средним уровнем
развития. С ними был проведён педагогический эксперимент с использованием
дидактических игр. Использование системы дидактических игр в сенсорном
воспитании детей раннего возраста в условиях ДОУ проходили в игровой
форме обучения, детьми усвоились и закрепились представления о сенсорных
эталонах величины, цвета и формы.
В течение 2 месяцев раз в неделю проводились дидактические игры по
сенсорному воспитанию с подгруппой детей.
При
подготовке
к
дидактическим
играм
обязательно
выбирался
сюрпризный момент.
Например: слышался стук в дверь, в гости к детям приходила кукла Таня с
корзинкой в руках, в которой лежала игра. Это вызывало заинтересованность
детей и радость от неожиданной встречи. Или радость от того, что помогли
маленьким мышкам спрятаться в свой домик от кошки.
Уделяя
много
времени
формированию
сенсорных
представлений,
мы
столкнулись с определенными трудностями. Это во многом было обусловлено
характерными особенностями психического развития детей, а с другой стороны
отсутствием системности знаний.
Трудностей было немного, но они присутствовали. Дидактические игры не
должны
переутомлять
детей,
но
был
ребенок,
которому
сложно
было
сосредоточиться даже на очень непродолжительное время. Но благодаря тому,
что занятия проводились постепенно и систематично, то и у этого ребенка
сформировалась
сдержанность,
организованность,
сосредоточенность,
а
у
остальных детей все эти качества продолжали формироваться.
В подгруппе не у всех сразу получалось действовать с вкладышами разной
формы, поскольку у детей был разный уровень физического развития. При
з ат руд н е н и и
в ы п ол н е н и я
р е б е н ком
з а д а н и й
с а м о с т о я т е л ь н о ,
демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был
воспроизвести
его.
Если
ребенок
не
справлялся
и
в
этом
случае,
то
был
использован
метод
совместных
действий.
Например,
руками
ребёнка
вставлялись
фигуры
в
соответствующие
прорези;
собиралась
пирамидка
с
учётом величины колец. Вслед за этим ребёнку
предлагалось действовать
самостоятельно.
Была разработана система дидактических игр по воспитание восприятия
детьми цвета, формы и величины.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который
приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и
умственных способностей и уровень развития таких психических процессов,
как внимание, память, мышление.
На родительском собрании были даны рекомендации как повысить уровень
сенсорного
развития
деток.
Родители
приняли
решение
о
пополнении
развивающей среды (были приобретены настольно-печатные пособия и игры),
они
внимательно
следили
за
информацией
на
стенде
«Чем
мы
сегодня
занимались» и старались в домашних условиях обыгрывать рекомендованные
игры.
После
проведения
системы
дидактических
игр
был
проведён
контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы
младших
дошкольников
всех
подгрупп:
участвующих
в
эксперименте
и
не
прошедших обучение посредством дидактических игр.
Результаты эксперимента:
Экспериментальное исследование, проведённое в первой младшей группе
показало, что дидактические игры и упражнения повышают уровень сенсорного
развития детей раннего возраста. На основании этого можно сделать вывод, что
эффективность
дидактических
игр
в
развитии
восприятии
формы,
цвета
и
величины очень велика.
Величина до
Величина после
Цвет до эксп.
Цвет после
Форма до
Форма после
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Через
дидактическую
игру
дети
учатся
анализировать,
сравнивать
и
обобщать. Систематическое целенаправленное использование дидактических
игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.
Из
этого
следует,
что
гипотеза
подтвердилась
и
сенсорное
развитие
детей
раннего
возраста
проходит
более
эффективно
при
использовании
дидактических игр.