Напоминание

" Чередующиеся гласные Е, И в корне слова"


Автор: Максимцова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Петровобудская ООШ
Населённый пункт: С.Петрова Буда
Наименование материала: урок русского языка
Тема: " Чередующиеся гласные Е, И в корне слова"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Цели урока:

1)

Для учителя:

- организовать

поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному

открытию нового знания;

- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с

чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Ожидаемые результаты:

* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием»

и

её

широкого

практического

применения

в

жизни,

критическое

оценивание

полученного

результата;

* метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей

логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

-

регулятивные:

выполнение

учебного

задания

по

алгоритму,

формулирование

вопроса

по

учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с

чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с

чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в

совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Оборудование: компьютер, проектор/

Методическое обеспечение урока:

* презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

* раздаточный материал;

* сигнальные карточки

* учебники, тетради.

Учебник: Русский язык 5 класс,Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В. Глазков,

А.Г. Лисицын.

Структура урока:

1.

Мотивация к учебной деятельности.

2.

Актуализация знаний.

3.

Выявление места и причины затруднения.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

5.

Реализация построенного проекта

6.

Первичное закрепление (динамическая пауза)

7.

Самостоятельная работа и самооценка.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

9.

Инструктаж домашнего задания.

Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь ! Ребята, я сегодня хочу подарить вам, вот

такое симпатичное солнышко в веснушках с большими и умными глазами . А также желаю

всем солнечного настроения и хорошей работоспособности. (Солнце на ДОСКЕ)

Постановка учебной задачи

1. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

Учитель:

Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической

грамотностью. Внимание на экран!

СЛАЙД № 1 РАБОТА У ДОСКИ

С…деньем г…р…да не берут.

Под л…жачий кам…нь в…да не т…чёт.

Учитель: Прочитаем пословицы.

Ученики читают.

Учитель: Синонимичны ли эти пословицы?

Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.

Учитель: Какой?

Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Учитель: Спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.

Ученики списывают.

2. Распределительный диктант.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся безударные гласные в корне

слова?

Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

СЛАЙД № 2

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

Сиденьем

города

лежачий

камень

вода

не течёт

города

камень

берут

Учитель: Давайте распределим слова из записанных пословиц по орфограммам.

1 вар- выписывают проверяемые

2 вар- непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверьте

правильность

выполненного

задания. (Ученики

сравнивают

свою

запись

с

записью на слайде).

.Оцените свою работу, выставите оценки в лист самооценивания.

Учитель: Почему слово ГОРОДА оказалось сразу в двух столбцах?

Ученики: В

корне

–ГОРОД-

этого

слова

две

гласных,

одна

проверяемая,

другая

непроверяемая.

2. Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какое слово осталось без нашего внимания?

Ученики: БЕРУТ.

Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.

Ученики

называют

корень,

подобрав

однокоренные

слова БЕРЁШЬ,

СОБЕРУТ,

ВЫБЕРЕШЬ и т.д.выделить корень

Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?

Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.?

Учитель: Оставим этот вопрос открытым. Внимание на экран. Ещё одна пословица.

СЛАЙД № 3

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК

( устно)

Учитель: Какое отношение эта пословица имеет к двум предыдущим?

Прямое. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из

маленьких. То есть смысл этой пословицы похож на смысл тех пословиц: ты чего-то

добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Учитель

: Выберите из этой пословицы слова, однокоренные к слову БЕРУТ

.

Ученики называют.

БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.—заранее написано на доске

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель: Так в какой столбец таблицы мы должны записать слово БЕРУТ?

Ученики отвечают и записывают, выделяя корень. (Учитель (обращаясь к записи на

доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем тему урока.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

СЛАЙД № 4

ТЕМА УРОКА

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

5. Реализация построенного проекта.

Создание проблемной ситуации

-- А теперь послушайте сказку

Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга,

как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без

друзей.

А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал

свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор

Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона

суффикс -А.

«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят

окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать

правильную букву в корне с чередующимися гласными.

-

---- Ребята, так отчего же зависит написание гласной в корне?

Ответить на этот вопрос нам будет легче с помощниками. Слайд №6). С осликом

Запомните дети

Вы правила эти,

А можно лишь имя одно:

ИА ведь волшебник,

ИА – не бездельник.

Принёс вам он правило.

Вот же оно!

Если есть суффикс А,

В корне И пиши всегда. ( запись на доске)

---- В русаком языке очень много корней с чередующимися безударными гласными в корне

слова. Вот некоторые из них , которые мы должны запомнить.

: СЛАЙД( раздаточный материал на столе учеников)

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

- Откройте учебники на странице 96 и найдите это правило, рассмотрите примеры. Как

обозначается эта орфограмма?

- А теперь правило – подсказка – раздать схемы таблицы

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

РАЗ –ПОДНЯТЬСЯ, ПОДТЯНУТСЯ

ДВА- СОГНУТСЯ, РАЗОГНУТЬСЯ.

ТРИ- ВЛАДОШИ ТРИ ХЛОПКА, ГОЛОВОЮ ТРИ КИВКА

НА четыре руки шире

Пять руками помахать

Шесть и семь с улыбкой встать

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили

И на место тихо сели

Первичное закрепление.

1.

ВЫБОРОЧНЫЙ диктант ( СЛАЙД )

Выполняют самостоятельно на местах

1 ВАР- С БУКВОЙ Е

2 ВАР С БУКВОЙ И

1.

Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик,

пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке. Слайд

списывают с него

( выставляют оценки в лист самооценивая).

Одновременно 2 ученика работают на доске, распределяют слова по домикам.

ПРИКЛЕИНЫ НА ДОСКЕ

1 ученик с буквой е, 2 с буквой и

--- Ребята, вот Вини Пух написал письмо своему другу ослику ИА, но он не знал правила написания

безударных чередующихся звуков.. .Он просит вас помочь исправить ошибки в письме.

РАБОТА В ПАРАХ

Здравствуй, ослик ИА

.

Давно собераюсь к тебе. Запераю блестящим ключиком свою дверь.

Густой туман застелает тропинку. Собераются клочки тумана. Но вот заблестели первые

лучи солнышка. Они зажегают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная

картина!

Винни Пух

.

4) Устная работа с сигнальными карточками.

--я читаю слова вы подминаете карточки с нужной буквой

ЗАПи_РАТЬ УБи_РАТЬ

БЛе_СТЕТЬ ЗАМе_РЕТЬ

УД_иРАТЬ

ЗАБи_РАТЬСЯ ЗАЖи_ГАТЬСЯ

СТАВИМ ОЦЕНКИ В ЛИСТЫ САМООЦЕНИВАЯ

7. Работа в группах собери пословицу и подчеркни в них слова с изученной орфограммой

1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.

2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИ.

3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.

4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.

Работа в парах

4. БУКВЕННЫЙ ДИКТАН

1.ЗАП_РАТЬ .

2 УБ_РАТЬ

3. СОБЕРЕТ 6. ЗАМ_РЕТЬ

4. УД_РАТЬ

5.ЗАБ_РАТЬСЯ 7. ЗАЖ_ГАТЬСЯ

8.застелить 9. Разбирать, 10 протирать

( ответы: И,И,Е,,И,И,Е,И,Е,И,И. ---- СЛАЙД

Я ЧИТАЮ СЛОВА, А ВЫ ЗАПИСЫВАЕТЕ ТОЛЬКО ТЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ВЫ СТАВЛЯЕТЕ.

ПРОВЕРТЕ ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ И ПОСТАВТЕ СЕБЕ ОЦЕНКУ.

8. ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

СОСТАВИТЬ ТЕКС НА ТЕМУ « Мои домашние дела» ( 2-3 предложения)

Используя слова записанные на слайде ( УБИРАТЬ, ПРОТИРАТЬ, ЗАСТИЛАТЬ,

ЗАПИРАТЬ, СОБИРАТЬ.

8. РефлексиЯ.

Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

ВСЕ ЛИ ПОНЯЛИ ТЕМУ.

-- РЕБЯТА, НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛИ В ШКОЛЕ ПРОШЕЛ ТАКОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

ПРАЗДНИК МАМ.

Сегодня весь урок на светило солнышко, согревало нас оно .И как все мамы оно волнуется за

своих деток, которые лежат у вас на партах. И вот от вас зависит попадут ли они сегодня к

маме или нет.

Ели вы усвоили тему, и все вам понятно , прикрепите солнышки к маме, если кому- то нет на

другую половинку доски. На следующем уроке мы еще раз поработаем по этой теме.

-- а теперь ,посчитайте какие оценки вы сегодня заработали

Спасибо за урок.

Запишите домашнее задание.

Домашнее задание (дифференцированный подход):

Выучить чередующиеся корни, 1 вар –упр217

2 вар-упр. 214.



В раздел образования