Автор: Руденко Ирина Борисовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Школа №131
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сокровища капитана Флинта
Раздел: среднее образование
Экологическая игра
«Сокровища капитана Флинта»
Цель: 1.Закрепить знания по экологии
2.Проверить умения находить источники загрязнения и пути их предупреждения.
3.Научить ребят работать в команде и за команду.
Реквизит: костюм пирата, магнитофон с кассетой (шум моря),карта поиска сокровищ
капитана Флинта, карточки-задания командам, бумага и ручки, таблица Д.И.Менделеева и
бутылки.
План урока:
I.
Организационный момент
II.
Проведение игры:
- представление жюри
-конкурсы
III. Подведение итогов.
I.
Орг. Момент
Здравствуйте!
Сегодня мы с вами проводим урок-игру «Сокровища капитана Флинта»
Цель нашего урока:
1.Закрепить знания по экологии
2.Проверить
умения
находить
источники
загрязнения
и
пути
их
предупреждения.
3.Научит ребят работать в команде и за команду.
В проведении урока-игры принимают участие:
-3 команды (9 класс)
-пират в роли ведущего
-жюри, которое будет оценивать конкурсы (учащиеся 11 класса)
II.
Проведение игры
Звучит шум моря и после того как участники заняли свои исходные места, из-за
кулис выбегает пират:
Пират:
Пятнадцать человек за сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка рома! Не ждали меня?
Что, учитесь? Знания грызёте? Но вы даже не представляете какое сокровище оставил
после себя мой дорогой папаша – капитан Флинт! Я вижу здесь собрались настоящие
любители
природы,
истинные
экологи
и
отважные
путешественники,
готовые
найти
сокровища капитана Флинта. Или я не прав? Пятнадцать человек на сундук мертвеца…
Ученики:
Прав!
Пират:
Ну, раз так, то мы сейчас же отправимся в путешествие! Вы – команды, которые
будут соревноваться между собой за обладание сокровищем. (показывает учащимся карту
поиска сокровищ капитана Флинта).
Море коварно и таит в себе много загадок. Чтобы получит сокровища, вам необхо-
димо последовательно пойти семь морских препятствий.
Учитель:
Ребята, перед вами карта капитана Флинта, на которой показаны препятствия, кото-
рые нужно преодолеть:
1)шпаргалка
2)живая аптека
3)конкурс капитанов
4)собрать пословицы
5)послание из экологического кризиса
6)формула выхода их экологического кризиса
7)сокровище капитана Флинта.
Пройдя все препятствия мы разделим сокровище капитана Флинта на всех.
Пират:
И вот перед нами на горизонте первое препятствие – «шпаргалка». На борту
научно-исследовательского
судна
«Калипсо»
найдена
ценная
реликвия
–
разорванная
шпаргалка по экологии, которой пользовался Жак-Ив Кусто для сдачи экзамена. Ваша
задача – восстановить текст «шпаргалки». (оценивается по 10-бальной системе)
Учитель:
Я раздам вам текст шпаргалки, который нужно восстановить.
Содержание шпаргалки:
*Оболочка Земли, насел1нная живыми существами, называется… (биосфера)
*Яркая, бросающаяся в глаза окраска божьих коровок, называется…(предостерегающая)
*Взаимовыгодное
сожительство
растений
семейства
бобовых
и
азотфиксирующих
бактерий называется… (симбиоз)
*Общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в
течении года, называют… (сезонность)
*Повышение
количества
СО
2
в
атмосферном
воздухе
вызывает
явление,
которое
называется… (парниковый эффект)
*Взаимоотношение животных, при которых одни из них живут за счет других, называет-
ся… (паразитизм)
*Пищевые связи, которые устанавливаются в биологических сообществах, иначе называ-
ют…
(цепи питания)
* Среда жизни, в которой обитают мухи, бабочки, многие птицы, звери и растения, называется…
(наземно-воздушной)
*Животные, которые питаются другими животными и имеют приспособления к их добыче, назы-
ваются… (хищники)
*Человеческая деятельность, влияющая на жизнь организмов, называется … фактором (антропо-
генним)
Учитель собирает работы-шпаргалки и отдаёт жюри.
Пират:
А вот перед вами и следующее препятствие – конкурс «Живая аптека». Необходимо
распознать, где применяются следующие растения и грибы.
Учитель достаёт из черного ящика растения и грибы и называет
А)черноплодная рябина
Б)тыква
В)сосна обыкновенная
Г)мох сфагнум
Д)подорожник
Е)черемуха
Ж)шиповник
З)чага
И)мухомор
Учитель даёт карточки-задания с вопросами, которые они решают. Задания оцениваются по 9-ти
бальной системе.
Вопросы на карточках:
*Какое из предложенных растений можно использовать в качестве ваты? (мох сфагнум)
*Какое растение используют при расстройстве желудка? (черемуха)
*Какое растение используют при зобной болезни, так как оно богато йодом? (черноплодная
рябина)
*Что является лучшим лекарством для лосей? (мухомор)
*Какое растение используют при воспалениях и ожогах кожи? (подорожник)
*Что является лучшим противоглистным средством? (тыква)
*Какое растение является богатейшим источником витамина С? (шиповник)
*Что с древности используют против рака? (чагу)
* их какого растения получают скипидар, используемый при радикулите? (из сосны обыкновен-
ной).
Пират:
Третье препятствие на пути к сокровищу – «конкурс капитанов»
Учитель:
Каждому капитану я даю по три вопроса, они читают и отвечают «верб» или «не верю».
Правильный ответ оценивается в 1 балл.
*Верите ли вы, что не все птицы умеют летать? (верю, страусы и пингвины не умеют летать)
*Верите ли вы, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный
транспорт? (не верю)
*Верите ли вы, что клещ может находиться без пищи до 7 лет? (на верю)
*Верите ли вы, что рыба далия может выдержать понижение температуры до минус 40 градусов по
Цельсию, промерзая до костей, но с повышением температуры оттаивает и оживает? (верю)
*Верите ли вы, что львы бегают быстрее всех животных? (не верю, самые быстрые животные –
гепарды, которые могут бегать со скоростью более 100 км/ч)
*Верите ли вы, что яйца самой большой бабочки Агриппины снабжены парой крылышек и
способны при опасности перелетать в более укрытые места? ( не верю)
*Верите ли вы, что белые медведи не питаются в природе пингвинами, потому что пингвины
живут стадами и нападать на них опасно? (не верю, белые медведи живут на севере, а пингвины –
на юге Земли)
*Врите ли вы, что комнатная муха быстрее, чем человек, приспосабливается к изменяющимся
условиям внешней среды, потому что имеет многочисленное потомство? (верю)
*Верите ли вы, что создание крупных водохранилищ приводит к изменению микроклимата тер-
ритории? (верю)
*Верите ли вы, что в результате большой завшивленности погибли царь Иудеи Ирод и испанский
король Филипп II? (верю)
*Верите ли вы, что скорпион, если его окружить горячими углями, жалит себя в мозг, не желая
умирать в муках? (не верю)
*Верите ли вы, что повышение дозы облучения человеческого организма не вызывают инфаркта
миокарда? (верю)
Пират:
А вот и четвёртое препятствие на нашем пути – «Собрать пословицы «. Отрывки фраз
нужно сложить так, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах.
Учитель:
Я вам зачитываю отрывки фраз ( вторая висит на доске), а вам нужно сложить их так,
чтобы можно было прочесть 10 народных примет о птицах.
Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1.Кукушки стали куковать… а)…весна на дворе
2.Низко ласточки летают… б)…зима на дворе
3.Синица к избе… в)…дождь предвещают
4.Кулик не велик, а… г)…свое болото хвалит
5.Соловей запел… д)…скоро гром загремит
6.Прилетел кулик из заморья… е)…морозам больше не бывать
7.Ласточка прилетела… ж)…все-таки птица
8.Гусь летит… з)…вывел весну из затварья
9.Грач на горе… и)…зимушку на хвосте тянет
10.Всяк кулик… к)…вода пошла на убыль
Ответы:
1.Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.
2.Низко ласточки летают – дождь предвещают.
3.Синица к избе – зима на дворе.
4.Кулик не велик – а все-таки птица.
5.Соловей запрел – вода пошла на убыль.
6.Прилетел кулик из заморья – вывел весну из затворья.
7.Ласточка прилетела – скоро гром загремит.
8.Гусь летит – зимушку на хвосте тянет.
9.Грач на горе – весна на дворе.
10.Всяк кулик – свое болото хвалит.
Пират:
Полундра! Внимание! Бутылка за бортом! (пират достаёт бутылку, в которой находится
«послание из экологичеки опасной зоны»)
Учитель:
Раздаю бутылки и объясняю: внутри находится зашифрованное послание из экологически
опасной зоны. Вам нужно его расшифровать, используя таблицу химических элементов Д.И.Мен-
делеева.
8-8
37-1
83-5
7-2
74-4
33-5
62-1
59-1
32-5
85-2
14-6
52-1
95-3
51-2
9-1
23-6
95-2
30-4
104-2
Чтобы расшифровать это послание, необходимо очень быстро и оперативно работать с
таблицей
химических
элементов
Д.И.
Менделеева.
Первая
цифра
в
шифровке
соответствует
порядковому номеру элемента, а вторая – букве, которую нужно взять из названия этого элемента
и вставить её в соответсвующую ячейку шифровки.
Учитель:
А что в послании?
Ученики:
Расшифровав записку, зачитывают её:
«ДРУЗЬЯ! СПАСИТЕ УФИМКУ!»
Пират:
Да! Уфимка в опасности. Авы знаете химическую формулу реки Уфимки?
Учитель:
Вешаю плакат «УФИМКА =Н
2
О – рыба + … (отходы)»
Наша
Уфимка
очень
нуждается
в
помощи,
ведь
она
загрязняется.
Основным
источником
загрязнения является химическое предприятие в Челябинской области, которое сбрасывает свои
отходы в реку. Но и у нас она тоже загрязняется. Назовите, пожалуйста, источники загрязнения:
-помойки
-бензин и мазут с моторных лодок, после помывки машин
-топляки, которые остались после сплава
-сточные воды
Даю задание:
Вам нужно вывести или экспериментально получить простейшую и истинную формулу
выхода из экологического кризиса.
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЫХОДА:
1-очистные сооружения
2-утилизация помоек
3-предотвращение попадания бензина и мазута в реку
4-уничтожение топляков
Конкурс оценивается по 10-ти бальной системе.
Пират:
Ну, вот и подходит к завершению наше плавание, на горизонте я вижу остров капитана
Флинта. Пятнадцать человек на сундук мертвеца! Да, сокровища в наших руках, но сначала нужно
разгадать, что же это за сокровище.
Учитель:
Разгадать «сокровище капитана Флинта» можно решив кроссворд.
Я на каждую команду раздам кроссворд, решаете его только по горизонтали, а в выделенных
квадратах по вертикали «спрятано» сокровище пирата.
Максимальная оценка конкурса – 6 баллов.
Л
Я
Г
У
Ш
К
И
В
Е
Р
Б
Л
Ю
Д
Ы
Б
Е
Л
К
А
С
О
Р
О
К
А
В
О
С
К
С
О
Б
О
Л
Ь
1.Любимое лакомство аистов
2.Эти известные животные раньше были «военными» животными и не раз решали исход сражения.
Петр I выставил их под Псковом против шведской конницы, и шведы бросились наутек. Какие
животные помогли Петру I одержать победу.
3.В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются
голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив.
4.Какая птица имеет очень длинный хвост?
5.Что используют пчёлы для строительства сот?
6.Какой пушной зверек стал символом русской державы?
Учитель:
Так какое же сокровище капитана Флинта было зашифровано в кроссворде?
Ученики:
Любовь!
Пират:
Да, действительно, самое ценное и главное сокровище на Земле – ЛЮБОВЬ: любовь к
людям, любовь к растениям и животным, любовь к природе и к жизни. Я доволен вами, из вас
получаться настоящие защитники природы и настоящие знатоки экологии.
Учитель:
Вот мы с вами и выявили сокровище капитана Флинта – это любовь.
Ну а сейчас дадим слово жюри, которое скажет нам результаты игры и подведёт итог.
Выступает жюри (подводит итоги игры)
Учитель:
Я благодарю вас за то, что вы приняли участие в этой игре. Команда- победители получают
«5». Активные участники других команд, а так же капитаны команд получают «5».
Особая благодарность за помощь в проведении игры пирата и членов жюри.
III.
Подведение итогов.