Напоминание

Сокровища капитана Флинта


Автор: Руденко Ирина Борисовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Школа №131
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сокровища капитана Флинта
Раздел: среднее образование





Назад




Экологическая игра

«Сокровища капитана Флинта»

Цель: 1.Закрепить знания по экологии

2.Проверить умения находить источники загрязнения и пути их предупреждения.

3.Научить ребят работать в команде и за команду.

Реквизит: костюм пирата, магнитофон с кассетой (шум моря),карта поиска сокровищ

капитана Флинта, карточки-задания командам, бумага и ручки, таблица Д.И.Менделеева и

бутылки.

План урока:

I.

Организационный момент

II.

Проведение игры:

- представление жюри

-конкурсы

III. Подведение итогов.

I.

Орг. Момент

Здравствуйте!

Сегодня мы с вами проводим урок-игру «Сокровища капитана Флинта»

Цель нашего урока:

1.Закрепить знания по экологии

2.Проверить

умения

находить

источники

загрязнения

и

пути

их

предупреждения.

3.Научит ребят работать в команде и за команду.

В проведении урока-игры принимают участие:

-3 команды (9 класс)

-пират в роли ведущего

-жюри, которое будет оценивать конкурсы (учащиеся 11 класса)

II.

Проведение игры

Звучит шум моря и после того как участники заняли свои исходные места, из-за

кулис выбегает пират:

Пират:

Пятнадцать человек за сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка рома! Не ждали меня?

Что, учитесь? Знания грызёте? Но вы даже не представляете какое сокровище оставил

после себя мой дорогой папаша – капитан Флинт! Я вижу здесь собрались настоящие

любители

природы,

истинные

экологи

и

отважные

путешественники,

готовые

найти

сокровища капитана Флинта. Или я не прав? Пятнадцать человек на сундук мертвеца…

Ученики:

Прав!

Пират:

Ну, раз так, то мы сейчас же отправимся в путешествие! Вы – команды, которые

будут соревноваться между собой за обладание сокровищем. (показывает учащимся карту

поиска сокровищ капитана Флинта).

Море коварно и таит в себе много загадок. Чтобы получит сокровища, вам необхо-

димо последовательно пойти семь морских препятствий.

Учитель:

Ребята, перед вами карта капитана Флинта, на которой показаны препятствия, кото-

рые нужно преодолеть:

1)шпаргалка

2)живая аптека

3)конкурс капитанов

4)собрать пословицы

5)послание из экологического кризиса

6)формула выхода их экологического кризиса

7)сокровище капитана Флинта.

Пройдя все препятствия мы разделим сокровище капитана Флинта на всех.

Пират:

И вот перед нами на горизонте первое препятствие – «шпаргалка». На борту

научно-исследовательского

судна

«Калипсо»

найдена

ценная

реликвия

разорванная

шпаргалка по экологии, которой пользовался Жак-Ив Кусто для сдачи экзамена. Ваша

задача – восстановить текст «шпаргалки». (оценивается по 10-бальной системе)

Учитель:

Я раздам вам текст шпаргалки, который нужно восстановить.

Содержание шпаргалки:

*Оболочка Земли, насел1нная живыми существами, называется… (биосфера)

*Яркая, бросающаяся в глаза окраска божьих коровок, называется…(предостерегающая)

*Взаимовыгодное

сожительство

растений

семейства

бобовых

и

азотфиксирующих

бактерий называется… (симбиоз)

*Общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в

течении года, называют… (сезонность)

*Повышение

количества

СО

2

в

атмосферном

воздухе

вызывает

явление,

которое

называется… (парниковый эффект)

*Взаимоотношение животных, при которых одни из них живут за счет других, называет-

ся… (паразитизм)

*Пищевые связи, которые устанавливаются в биологических сообществах, иначе называ-

ют…

(цепи питания)

* Среда жизни, в которой обитают мухи, бабочки, многие птицы, звери и растения, называется…

(наземно-воздушной)

*Животные, которые питаются другими животными и имеют приспособления к их добыче, назы-

ваются… (хищники)

*Человеческая деятельность, влияющая на жизнь организмов, называется … фактором (антропо-

генним)

Учитель собирает работы-шпаргалки и отдаёт жюри.

Пират:

А вот перед вами и следующее препятствие – конкурс «Живая аптека». Необходимо

распознать, где применяются следующие растения и грибы.

Учитель достаёт из черного ящика растения и грибы и называет

А)черноплодная рябина

Б)тыква

В)сосна обыкновенная

Г)мох сфагнум

Д)подорожник

Е)черемуха

Ж)шиповник

З)чага

И)мухомор

Учитель даёт карточки-задания с вопросами, которые они решают. Задания оцениваются по 9-ти

бальной системе.

Вопросы на карточках:

*Какое из предложенных растений можно использовать в качестве ваты? (мох сфагнум)

*Какое растение используют при расстройстве желудка? (черемуха)

*Какое растение используют при зобной болезни, так как оно богато йодом? (черноплодная

рябина)

*Что является лучшим лекарством для лосей? (мухомор)

*Какое растение используют при воспалениях и ожогах кожи? (подорожник)

*Что является лучшим противоглистным средством? (тыква)

*Какое растение является богатейшим источником витамина С? (шиповник)

*Что с древности используют против рака? (чагу)

* их какого растения получают скипидар, используемый при радикулите? (из сосны обыкновен-

ной).

Пират:

Третье препятствие на пути к сокровищу – «конкурс капитанов»

Учитель:

Каждому капитану я даю по три вопроса, они читают и отвечают «верб» или «не верю».

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

*Верите ли вы, что не все птицы умеют летать? (верю, страусы и пингвины не умеют летать)

*Верите ли вы, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный

транспорт? (не верю)

*Верите ли вы, что клещ может находиться без пищи до 7 лет? (на верю)

*Верите ли вы, что рыба далия может выдержать понижение температуры до минус 40 градусов по

Цельсию, промерзая до костей, но с повышением температуры оттаивает и оживает? (верю)

*Верите ли вы, что львы бегают быстрее всех животных? (не верю, самые быстрые животные –

гепарды, которые могут бегать со скоростью более 100 км/ч)

*Верите ли вы, что яйца самой большой бабочки Агриппины снабжены парой крылышек и

способны при опасности перелетать в более укрытые места? ( не верю)

*Верите ли вы, что белые медведи не питаются в природе пингвинами, потому что пингвины

живут стадами и нападать на них опасно? (не верю, белые медведи живут на севере, а пингвины –

на юге Земли)

*Врите ли вы, что комнатная муха быстрее, чем человек, приспосабливается к изменяющимся

условиям внешней среды, потому что имеет многочисленное потомство? (верю)

*Верите ли вы, что создание крупных водохранилищ приводит к изменению микроклимата тер-

ритории? (верю)

*Верите ли вы, что в результате большой завшивленности погибли царь Иудеи Ирод и испанский

король Филипп II? (верю)

*Верите ли вы, что скорпион, если его окружить горячими углями, жалит себя в мозг, не желая

умирать в муках? (не верю)

*Верите ли вы, что повышение дозы облучения человеческого организма не вызывают инфаркта

миокарда? (верю)

Пират:

А вот и четвёртое препятствие на нашем пути – «Собрать пословицы «. Отрывки фраз

нужно сложить так, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах.

Учитель:

Я вам зачитываю отрывки фраз ( вторая висит на доске), а вам нужно сложить их так,

чтобы можно было прочесть 10 народных примет о птицах.

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.Кукушки стали куковать… а)…весна на дворе

2.Низко ласточки летают… б)…зима на дворе

3.Синица к избе… в)…дождь предвещают

4.Кулик не велик, а… г)…свое болото хвалит

5.Соловей запел… д)…скоро гром загремит

6.Прилетел кулик из заморья… е)…морозам больше не бывать

7.Ласточка прилетела… ж)…все-таки птица

8.Гусь летит… з)…вывел весну из затварья

9.Грач на горе… и)…зимушку на хвосте тянет

10.Всяк кулик… к)…вода пошла на убыль

Ответы:

1.Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.

2.Низко ласточки летают – дождь предвещают.

3.Синица к избе – зима на дворе.

4.Кулик не велик – а все-таки птица.

5.Соловей запрел – вода пошла на убыль.

6.Прилетел кулик из заморья – вывел весну из затворья.

7.Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

8.Гусь летит – зимушку на хвосте тянет.

9.Грач на горе – весна на дворе.

10.Всяк кулик – свое болото хвалит.

Пират:

Полундра! Внимание! Бутылка за бортом! (пират достаёт бутылку, в которой находится

«послание из экологичеки опасной зоны»)

Учитель:

Раздаю бутылки и объясняю: внутри находится зашифрованное послание из экологически

опасной зоны. Вам нужно его расшифровать, используя таблицу химических элементов Д.И.Мен-

делеева.

8-8

37-1

83-5

7-2

74-4

33-5

62-1

59-1

32-5

85-2

14-6

52-1

95-3

51-2

9-1

23-6

95-2

30-4

104-2

Чтобы расшифровать это послание, необходимо очень быстро и оперативно работать с

таблицей

химических

элементов

Д.И.

Менделеева.

Первая

цифра

в

шифровке

соответствует

порядковому номеру элемента, а вторая – букве, которую нужно взять из названия этого элемента

и вставить её в соответсвующую ячейку шифровки.

Учитель:

А что в послании?

Ученики:

Расшифровав записку, зачитывают её:

«ДРУЗЬЯ! СПАСИТЕ УФИМКУ!»

Пират:

Да! Уфимка в опасности. Авы знаете химическую формулу реки Уфимки?

Учитель:

Вешаю плакат «УФИМКА =Н

2

О – рыба + … (отходы)»

Наша

Уфимка

очень

нуждается

в

помощи,

ведь

она

загрязняется.

Основным

источником

загрязнения является химическое предприятие в Челябинской области, которое сбрасывает свои

отходы в реку. Но и у нас она тоже загрязняется. Назовите, пожалуйста, источники загрязнения:

-помойки

-бензин и мазут с моторных лодок, после помывки машин

-топляки, которые остались после сплава

-сточные воды

Даю задание:

Вам нужно вывести или экспериментально получить простейшую и истинную формулу

выхода из экологического кризиса.

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЫХОДА:

1-очистные сооружения

2-утилизация помоек

3-предотвращение попадания бензина и мазута в реку

4-уничтожение топляков

Конкурс оценивается по 10-ти бальной системе.

Пират:

Ну, вот и подходит к завершению наше плавание, на горизонте я вижу остров капитана

Флинта. Пятнадцать человек на сундук мертвеца! Да, сокровища в наших руках, но сначала нужно

разгадать, что же это за сокровище.

Учитель:

Разгадать «сокровище капитана Флинта» можно решив кроссворд.

Я на каждую команду раздам кроссворд, решаете его только по горизонтали, а в выделенных

квадратах по вертикали «спрятано» сокровище пирата.

Максимальная оценка конкурса – 6 баллов.

Л

Я

Г

У

Ш

К

И

В

Е

Р

Б

Л

Ю

Д

Ы

Б

Е

Л

К

А

С

О

Р

О

К

А

В

О

С

К

С

О

Б

О

Л

Ь

1.Любимое лакомство аистов

2.Эти известные животные раньше были «военными» животными и не раз решали исход сражения.

Петр I выставил их под Псковом против шведской конницы, и шведы бросились наутек. Какие

животные помогли Петру I одержать победу.

3.В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются

голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив.

4.Какая птица имеет очень длинный хвост?

5.Что используют пчёлы для строительства сот?

6.Какой пушной зверек стал символом русской державы?

Учитель:

Так какое же сокровище капитана Флинта было зашифровано в кроссворде?

Ученики:

Любовь!

Пират:

Да, действительно, самое ценное и главное сокровище на Земле – ЛЮБОВЬ: любовь к

людям, любовь к растениям и животным, любовь к природе и к жизни. Я доволен вами, из вас

получаться настоящие защитники природы и настоящие знатоки экологии.

Учитель:

Вот мы с вами и выявили сокровище капитана Флинта – это любовь.

Ну а сейчас дадим слово жюри, которое скажет нам результаты игры и подведёт итог.

Выступает жюри (подводит итоги игры)

Учитель:

Я благодарю вас за то, что вы приняли участие в этой игре. Команда- победители получают

«5». Активные участники других команд, а так же капитаны команд получают «5».

Особая благодарность за помощь в проведении игры пирата и членов жюри.

III.

Подведение итогов.



В раздел образования