Напоминание

«Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления»


Автор: Блоцкая Ольга Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ СОШ №27
Населённый пункт: города Комсомольска-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления»
Раздел: среднее образование





Назад




В примерной программе по физике есть лабораторная работа "Исследование зависимости

силы трения от силы нормального давления". В учебнике "Физика-7" А.В. Перышкин описания этой

работы нет. Поэтому я ,Блоцкая Ольга Ивановна учитель высшей категории МОУ СОШ№27 г.

Комсомольска-на Амуре делаю так.

Разработка лабораторной работы в 7классе.

Тема. «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления».

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, набор грузов по механике (масса

каждого груза 100г), трибометр (деревянная линейка), карандаши круглые.

Ход выполнения работы:

1.)Изучите шкалу динамометра: каковы нижний и верхний пределы измерения , цена

деления? Какова инструментальная погрешность прибора? Запишите в тетрадь.

2.) Подвесьте брусок к динамометру. Измерьте силу тяжести, действующую на брусок. Чему

равна сила упругости? Запишите в тетрадь.

3.) Положите брусок на трибометр гранью с большей площадью поверхности. Прикрепите

динамометр к бруску и расположите его параллельно поверхности трибометра. Выскажите

гипотезу о зависимости силы трения покоя от веса бруска и площади соприкосновения бруска с

трибометром. Гипотезу запишите в тетрадь.

4).Начните тянуть за динамометр. Снимите показания динамометра в тот момент, когда

брусок начнёт трогаться с места. Это значение силы тяги будет равно максимальному значению

силы трения покоя. Результат запишите в таблицу.

5.)Повторите опыт несколько раз, нагружая брусок одним, двумя и тремя грузами. Результаты

измерений запишите в таблицу.

6.)Переверните брусок на грань с меньшей площадью поверхности. Повторите опыты,

нагружая брусок одним, двумя, тремя груза. Запишите в таблицу результаты измерений

максимального значения силы трения покоя. Зависит ли сила трения покоя от площади

соприкосновения бруска с трибометром? Как зависит сила трения покоя от веса тела?

7.)На основе результатов эксперимента запишите вывод результатов .Подтвердилась ли

ваша гипотеза?

опыта

Максимальное значение

силы трения покоя F

тр.макс

, Н.

(Грань большей площади)

Максимальное значение

силы трения покоя F

тр.макс

, Н.

(Грань меньшей площади)

Вес бруска, Н

1(без

груза)

2(один

груз)

3(два

груза)

4(Три

груза)

8)Подвести к динамометру деревянный брусок. Какие силы действуют на брусок? Чему равен

вес бруска? В таблицу запишите значение веса бруска с учётом инструментальной погрешности

динамометра.

9) Положите брусок любой гранью на горизонтально расположенный трибометр . Прикрепите

к бруску динамометр, потяните за него и заставьте брусок двигаться вдоль линейки равномерно.

Запишите показания динамометра в таблицу (при равномерном движении значение силы трения

скольжения равно силе тяги).

10.)На брусок поочерёдно поставьте один, два, три груза, каждый раз измеряя значение силы

трения скольжения .Результаты измерений запишите в таблицу.

11.)Используя табличные данные, постройте график зависимости силы трения скольжения от

веса тела (по оси абсцисс отложите вес тела Р , по оси ординат – силу трения скольжения F

тр )

12.)Используя график зависимости F

тр

= F

тр

(Р), рассчитайте значение коэффициент трения

скольжения. Сравните полученное вами значение коэффициента трения скольжения с табличным

µ=0,33.

№ опыта

1(без груза)

2(с одним

грузом)

3(с двумя

грузами)

4(с тремя

грузами)

Вес бруска Р, Н

Сила трения

скольжения F

тр

Н

13.)Положите брусок на круглые карандаши и потяните за динамометр и заставьте его

двигаться вдоль линейки равномерно. Измерьте силу трения качения. Она равна силе тяги.

Значение силы трения качения запишите в тетрадь.

14.) Сравните значения силы трения скольжения и силы трения качения. Выводы запишите

в тетрадь.



В раздел образования