Автор: Иванова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: презентация
Тема: Метод математической индукции в школе
Раздел: среднее образование
Иванова Т.А., учитель математики
Г.Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №12
*
Метод математической
индукции
в школе
*
Метод математической индукции можно сравнить с
прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате
логического
мышления
приходим
к
высшему.
Человек всегда стремился к прогрессу, к умению
развивать
свою
мысль
логически,
а
значит,
сама
природа предначертала ему размышлять индуктивно
и
подкреплять
свою
мысль
доказательством,
п р о в е д ё н н ы м
п о
в с е м
п р а в и л а м
л о г и к и .
В настоящее время выросла область применения
метода математической индукции, но в школьной
программе ему, к сожалению, отводится мало
времени. А ведь это так важно - уметь размышлять
индуктивно.
*
Индукция – метод рассуждения, ведущий от частных примеров к
некоторому общему выводу (индукция – латинское слово, означающее
«наведение»).
Метод индукции в самом общем смысле состоит в переходе от
частных формулировок к формулировке универсальной.
Метод математической индукции применяется, когда хотят доказать,
что некоторое утверждение справедливо для всех натуральных чисел.
Математическая индукция— один из важнейших методов
доказательства в математике, основанный на аксиоме
(принципе) математической индукции.
*
Аксиома математической индукции
формулируется так:
1.Проверяется справедливость некоторого
утверждения при n = р
0
.
2.Предполагается, что это утверждение
верно при n = к, к ≥ р
0
.
3.Доказывается, что утверждение верно
при n=k+1.
Говоря об индукции вообще (т. е. не только в
математике), различают полную и неполную
индукцию.
Полная индукция — это умозаключение, в
котором на основе принадлежности каждому
элементу или каждой части класса
определенного признака делают вывод о его
принадлежности классу в целом.
Неполная индукция — это умозаключение, в
котором на основе принадлежности признака
некоторым элементам или частям класса делают
вывод о его принадлежности классу в целом.
*
Доказать, что 1+3+5+…+(2n-1)=n
2
.
Доказательство:
1.
Имеем n=1=1
2
. Следовательно, утверждение верно при n=1.
2.
Пусть k-любое натуральное число и пусть утверждение справедливо для n=k, т.е.
1+3+5+…+(2k-1)=k
2
.
Докажем, что тогда утверждение справедливо и для следующего натурального числа
n=k+1, т.е. что 1+3+5+…+(2k+1)=(k+1)
2
.
1+3+5+…+(2k-1)+(2k+1)=k
2
+(2k+1)=(k+1)
2
.
Итак, утверждение
1+3+5+…+(2n-1)=n
2
истинно для любого натурального
n
.
*
Задача
Доказать, что
при n
2.
19
)
8
7
(
3
2
n
n
Доказательство:
1. Проверим верность утверждения при n=2.
Следовательно, утверждение верно при n=2.
2. Пусть утверждение справедливо для n=k>2, т.е.
Докажем истинность утверждения для n=k+1, т.е. что
Итак, утверждение
истинно для любого натурального
n≥2
.
.
19
)
8
7
(
3
2
k
k
.
3
19
57
,
57
8
7
3
2
2
2
.
19
)
8
7
(
3
)
1
(
2
1
k
k
57
8
8
7
7
57
8
7
8
7
7
64
8
7
7
8
7
7
8
7
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
2
3
)
1
(
2
1
k
k
k
k
k
k
k
k
k
k
k
k
19
19
*
Достоинством метода математической
индукции является его универсальность, так
как с помощью этого метода можно решить
многие задачи. А недостатком неполной
индукции является то, что порой она
приводит к ошибочным выводам.
Обобщив и систематизировав знания по
математической индукции, убедилась в
необходимости знаний по теме «Метод
математической индукции» в реальной
действительности. Кроме того, эти знания
повышают интерес к математике, как к науке.