Напоминание

Объем прямоугольного параллелепипеда


Автор: Васильева Ольга Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Коробовская ООШ
Населённый пункт: Смоленская область Вяземский район д. Черное
Наименование материала: разработка урока
Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда
Раздел: среднее образование





Назад




Номер заявки:207912

Конкурс: Разработка урока

Вид образовательной деятельности:

Основное общее и среднее (полное)

общее образование

Должность: учитель математики

Васильева Ольга Леонидовна

МБОУ Коробовская СОШ

Урок-исследование.

Урок закрепления пройденного материала 5 класс.

Тема: « Объем прямоугольного параллелепипеда»

Цель: Прививать обучающимся навыки исследования. Закрепить материал по теме:

«Объем прямоугольного параллелепипеда». Показать обучающимся значение

математики и ее применение в повседневной жизни. Воспитывать у обучающихся

внимание.

Место проведения – классная комната

Оборудование – Компьютер, проектор, картонные коробки, 3 куска картона(20 х 32(см),

21 х 21(см) и 26 х 28 см ).

Организация на урок:

Звучит легкая музыка. Входит учитель

Учитель показывает коробки разного размера.

« Ребята, что можно хранить в такой коробке?»

Ученики перечисляют, что можно поместить в каждую из коробок и учитель подводит

обучающихся к выводу: « Чем больше коробка, тем больше ее объем, тем больше в нее

поместится…»

Учитель:

1.

Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда?

2.

Вычислите устно объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями:

(таблица на экране)

a (см)

3

30

15

11

7

b (см)

7

20

10

15

7

c (см)

10

25

4

8

9

V(см

3

)

3. № 836

Назовите в прямоугольном параллелепипеде (рис.89)

а) две грани, имеющие общее ребро;

б) верхнюю, заднюю, переднюю и нижнюю грани;

в) вертикальные ребра

4).Объем прямоугольного параллелепипеда равен 60 дм

3

. Найдите площадь основания

прямоугольного параллелепипеда, если его высота равна 5дм.

5) Найдите объем прямоугольного параллелепипеда по рис.

На экране задание.

Учитель: «Ребята, у меня на столе 3 куска картона. Размеры картонок: 20 х 32(см), 21 х 21(см)

и 26 х 28 см

Скажите, какую

картонку

прямоугольной

формы

нужно

выбрать,

чтобы

из

нее

получилась коробка наибольшего объема?.

Появилась проблема, которую хочет решить каждый ученик класса. Они начинают выдвигать

гипотезы.

Учитель: « Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?»

Ученик: « Мы будем выяснять, из какого куска картона коробка получится самая большая,

самая вместительная».

Учитель: «Верно, ребята, мы сегодня будем исследовать изменение объема открытой

коробки, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда»

Давайте вспомним, как вы в начальных классах делали коробку. Мы сделаем выкройку

открытой коробки. Размеры картона менять не будем. При изготовлении коробки нужно

вырезать квадраты, со стороной Х см (рисунок на экране).

Запишем формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

V = abc

Определим длину и ширину коробки. Обозначим стороны прямоугольника

соответственно a и b, высоту коробки х.

Запишем формулу для вычисления объема открытой коробки. (Ученики сами

определяют размеры коробки, составляют формулу).

Затем учитель демонстрирует на экране формулу для вычисления объема коробки.

Учитель предлагает работать обучающимся парами или небольшими группами.

Сейчас каждая группа будет исследовать изменение объема открытой коробки.

Будем

менять

длину

квадрата.

С

изменением

стороны

квадрата

изменяется

длина

прямоугольника. С изменением стороны квадрата изменяется ширина прямоугольника.

Три куска картона. Учитель дает задание для исследования каждой паре или группе. Каждая

пара или группа проводит свои исследования.

Приведу пример таблицы для открытой коробки, размером 32х20(см)

Заполни таблицу:

Хсм

2

3

4

5

6

7

8

V(см

3

)

Сделайте вывод.

На уроке были проведены исследования и были получены следующие результаты.

1 группа исследует изменение объема коробки, сделанной из куска картона, размером

32х20(см).

Примерные записи в тетрадях.

Вывод, сделанный группой учеников:

Наибольший объем V =1152cм

3

имеет прямоугольный параллелепипед

с измерениями 4см, 24см и 12см

Получится из куска картона 20 х 32(см)

2 группа исследует изменение объема коробки, сделанной из куска картона, размером

21х21(см).

Вывод: Наибольший объем V = 676cм

3

имеет

Прямоугольный параллелепипед с измерениями 4см, 13см и 13см

Получится из куска картона 21 х 21(см)

3 группа исследует изменение объема коробки, сделанной из куска картона, размером

26х28(см).

Вывод: Наибольший объем V

1440cм

3

имеет

прямоугольный параллелепипед с измерениями 4см, 18см и 20см, или с измерениями

5см, 16см, 18см. Получится из куска картона 26 х 28(см)

Когда работа в группах закончена, один ученик из каждой группы говорит о результатах

исследования, полученных группой. Знакомит с выводами, сделанными группой

учащихся.

Учитель подводит итоги работы в группах.

Полученные результаты записывает на доске:

Итоги урока:

Какой вывод мы можем сделать?

Ученики делают вывод: Коробку наибольшего объема можно сделать из куска картона,

размером 26х28 ( см).

Учитель оценивает работу групп..

Ребята мы сегодня проделали большую и очень важную работу. Мы научились

исследовать изменения объема коробки. А в жизни нам это может пригодиться?

Учитель ведет беседу о значимости математики в нашей повседневной жизни, а я сейчас

приведу пример понравившегося мне высказывания одного ученика:

«Скоро праздник 8 марта. Я долго думал, что подарить своей маме. Теперь я точно знаю,

что сделаю коробочку из картона, выбрав те размеры, при которых коробка будет иметь

наибольший объем. Украшу коробку и подарю маме. Пусть мама складывает туда свои

украшения».

Повторение. № 838 (самостоятельная работа 2 варианта).

Домашнее задание

Пункт 20,21,№844,№846(а,б).



В раздел образования