Напоминание

Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству М. Горького: «Прекрасная должность - быть на Земле Человеком»


Автор: Рамазанова Тамара Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Итомлинской сш
Населённый пункт: д. Итомля, Ржевский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству М. Горького: «Прекрасная должность - быть на Земле Человеком»
Раздел: полное образование





Назад




Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству М.

Горького: «Прекрасная должность - быть на Земле Человеком»

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством М. Горького.

Интерес и любовь к книге.

Воспитание нравственных и коммуникативных качеств.

Оборудование: компьютер, М. Горький «Песня о Соколе», музыка Шостакович «Романс из

музыки», учебно-научный фильм о Горьком «Быть на земле человеком»

Оформление:

портрет

писателя,

фотографии

М.

Горького

из

архива,

высказывание:

«Прекрасная должность - быть на Земле Человеком», столик со свечой (имитированный

подсвечник со встроенным маленьким фонариком, создается эффект горящей свечи), перо

и чернильница; столики, накрытые для чаепития, самовар.

Ход мероприятия:

Под демонстрацию фильма ученик читает отрывок из романа М. Горького «Фома Гордеев»

Быстро несется вниз по течению красивый и сильный «Ермак», буксирный пароход

купца Гордеева, и по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги, —

левый, весь облитый солнцем, стелется вплоть до края небес, как пышный зеленый ковер,

а правый взмахнул к небу кручи свои, поросшие лесом, и замер в суровом покое.

Между

ними

величаво

простерлась

широкогрудая

река,

бесшумно,

торжественно

и

неторопливо текут ее воды; горный берег отражается в них черной тенью, а с левой

стороны ее украшают золотом и зеленым бархатом песчаные каймы отмелей, широкие

луга. То тут, то там, по горе и в лугах, являются селенья, солнце сверкает на стеклах окон

изб и на парче соломенных крыш, сияют, в зелени деревьев, кресты церквей, лениво

кружатся в воздухе серые крылья мельниц, дым из трубы завода вьется в небо. Толпы

ребятишек в синих, красных и белых рубашках, стоя на берегу, провожают громкими

криками пароход, разбудивший тишину на реке, из-под колес его к ногам детей бегут

веселые волны. Вот куча ребят уселась в лодку, они спешно гребут на средину реки, чтоб

покачаться

на

волнах.

Из

воды

смотрят

вершины

деревьев,

иногда

целые

купы

их

затоплены разливом и стоят среди волн, как острова. Откуда-то с берега тяжелым вздохом

доносится заунывная песня:

Всюду блеск, простор и свобода, весело зелены луга, ласково ясно голубое небо; в

спокойном движении воды чуется сдержанная сила, в небе над нею сияет щедрое солнце

мая, воздух напоен сладким запахом хвойных деревьев и свежей листвы. А берега всё идут

навстречу, лаская глаза и душу своей красотой, и всё новые картины открываются на них.

На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; всё — и природа и люди — живет

неуклюже,

лениво, —

но

кажется,

что

за

ленью

притаилась

огромная

сила, —

сила

необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей… И

отсутствие сознания в этой полусонной жизни кладет на весь красивый простор ее тени

грусти. Покорное терпение, молчаливое ожидание чего-то более живого слышатся даже в

крике кукушки, прилетающем по ветру с берега на реку… Заунывные песни точно просят

о помощи… Порой в них звучит удаль отчаяния… Река отвечает песням вздохами. И

задумчиво качаются вершины деревьев… Тишина…

Максим Горький. Отрывок из романа «Фома Гордеев».

Исполняется русский народный танец.

Вступительное слово учителя:

28 марта 2019 года исполнилось бы 151 год со дня рождения советского, русского писателя

А.М. Горького.

..… город Нижний Новгород – родина Горького. Река, на берегу которой он вырос, – это

Волга, родившая легендарных русских бунтарей - Разина и Пугачева, Волга, о которой

сложено столько песен русскими бурлаками и дед его был здесь бурлаком.

А что вы знаете об А.М. Горьком?

Я предлагаю вам поделиться своими знаниями об этом человеке.

1.Родился Алексей Максимович ПешкОв 16 марта (28 марта по новому стилю) 1868г. в

Нижнем Новгороде в семье мещан Максима Савватиевича и Варвары Васильевны

Пешковых. Отец, управляющей пароходной конторой в Астрахани, рано умер от холеры.

Мать после смерти мужа вернулась к отцу. Алёша жил в доме деда Василия Каширина, где

царили ссоры, тяжба за раздел имущества между братьями матери. Находиться среди них

ребёнку было нелегко.

Демонстрация отрывка из фильма «Детство».

1.Но от детства остались светлые воспоминания о бабушке Акулине Ивановне, которая

рассказывала внуку сказки, учила любить природу, прививала ему любовь к народной

музыке, вселяла в него веру в счастье.

Чтение отрывка из повести «Детство» (бабушка читает сказки)

1 чтец: До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила,

вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное

кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым

понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня,

насытив крепкой силой для трудной жизни.

2 чтец: Сорок лет назад пароходы плавали медленно; мы ехали до Нижнего очень

долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою.

Установилась хорошая погода; с утра до вечера

я с бабушкой на палубе, под ясным

небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги. Не торопясь, лениво

и гулко бухая плицами по серовато-синей воде, тянется вверх по течению светло-рыжий

пароход, с баржей на длинном буксире. Баржа серая и похожа на мокрицу. Незаметно

плывет над Волгой солнце; каждый час все вокруг ново, все меняется; зеленые горы-как

пышные

складки

на

богатой

одежде

земли;

по

берегам

стоят

города

и

села,

точно

пряничные издали; золотой осенний лист плывет по воде.

- Ты гляди, как хорошо – то! – ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и

вся сияет, а глаза у нее радостно расширены.

- А о чем плачешь?

-Это, милый, от радости да от старости,- говорит она улыбаясь.

1 чтец: Сказки бабушка сказывает тихо таинственно, наклоняясь к моему лицу,

заглядывая

в

глаза

мне

расширенными

зрачками,

точно

вливая

в

сердце

мое

силу,

приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова.

Слушать ее невыразимо приятно.

2.За шесть лет Алёша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту, затем

гражданскую

печать.

Обучался

в

слободском

училище,

за

3

класс

сдал

экзамены

экстерном, получив похвальный лист. После смерти матери, когда Алёше исполнилось 11

лет, дед отправил его «в люди», где ему пришлось несладко: «мальчик» при магазине

модной обуви, посудник на пароходе, продавец в иконной лавке, работник в иконописной

мастерской, десятник на строительстве ярмарки, статист в ярмарочном театре, ещё он

служил сторожем, был крендельщиком, булочником. Это была бесконечная работа под

градом попрёков и жалоб. Иногда ему думалось, что надо убежать. Но была одна радость.

Тихими поздними вечерами ему нравилось ходить по городу, из улицы в улицу.

Чтение стихотворения «ЧЕЛОВЕК !» (М. К. Улановский)

Когда суровый дед сказал мальцу:

«Иди, Лексей. Ты не медаль на шее», –

кто знал, каким малец прийти сумеет

назад, к тому далекому крыльцу?

Его судьба не баловала слишком.

Он в люди шел и славы не искал,

но гордой птицей ринулся со скал

и – всем хорошим стал обязан книжкам.

Да, книжкам.

Пусть и этак назовут

до пота тяжкий,

Но великий труд.

…Звенела сталь,

дробя гранит веков.

Душа рвалась из каменных оков.

Последний взмах, а может быть – разбег,

и – дрогнул камень:

вырос – Человек!

Его таким сквозь марево времен

Звала мечта, превозмогая страхи.

И мастера́

не раз прильнули к плахе

за звон резца,

нарушившего

сон.

Ты открываешь книгу,

друг мой,

сверстник.

Взмываешь ввысь, подхвачен буйным веком.

Ты смелый Сокол.

Дерзкий Буревестник.

Но помни:

ты рожден был

ЧЕЛОВЕКОМ! (1974)

3.Однажды Алёша наткнулся на одноэтажный приземистый дом. Из квадратной форточки

окна вместе с тёплым паром струился на улицу необыкновенный звук, точно кто-то , очень

сильный и добрый, пел, закрыв рот; слов не слышно было, но песня показалась ему

удивительно знакомой и понятной. Алёша сел на тумбу, сообразив, что это играют на

какой-то скрипке чудесной мощности и невыносимой, потому что слушать её было почти

больно. Иногда она пела с такой силой, что, казалось, весь дом дрожит. Капало с крыш, из

глаз у Алёши тоже капали слёзы. Незаметно подошёл ночной сторож и столкнул его с

тумбы, спрашивая:

-Ты чего тут торчишь?

-Музыка, - объяснил Алёша.

Звучит музыка Шостаковича «Романс»

4. Не забыть того душевного потрясения, что вызвала у Алёши неожиданно первая

«встреча» со скрипкой, с её изумительным звучанием. Почти каждую субботу бегал

Алексей к этому дому в тщетной надежде ещё хоть раз услышать этот инструмент. Цена

этой радости была немалая – мальчика по возвращении домой жестоко отколотили. Тяжела

была жизнь в «людях»!

5.Любовь к музыке великого писателя прошла через всю его биографию. Музыка

окружала Горького ещё в раннем детстве. Это была народная песня. Корни его любви,

близость к русской народной песне, поразительная способность слышать сердце народной

песни лежит в незабываемых детских впечатлениях, в песнях бабушки Кашириной.

Акулина Ивановна была родом из балахнинских кружевниц, издавна славившихся

песнями. Но пела она лучше всех. Слава о ней долетела даже до самого Петербурга,

откуда приехал её слушать композитор Турчанинов.

Исполнение песни «Ой, ты степь, кругом…»

6.

У юноши ПешкОва была затаенная мечта: писать стихи. «Писать – это значит петь», -

говорил Алексей Максимович.

Он сочинял стихи, случайно сохранились немногие…

Послушайте стихотворение М.Горького «Не браните вы музу мою...»

7. Не браните вы музу мою,

Я другой и не знал, и не знаю,

Не минувшему песнь я слагаю,

А грядущему гимны пою.

В незатейливой песне моей

Я пою о стремлении к свету,

Отнеситесь по–дружески к ней

И ко мне, самоучке–поэту.

Пусть порой моя песнь прозвучит

Тихой грустью, тоскою глубокой;

Может быть, вашу душу смягчит

Стон и ропот души одинокой.

Не встречайте же музу мою

Невнимательно и безучастно;

В этой жизни, больной и несчастной,

Я грядущему гимны пою.

8. Несмотря на нелёгкую жизнь, Алёша очень много читал. Сначала всё, что попадалось

под руку, позже открыл для себя русскую классику, книги по искусству и философии. В 1884г.

Алексей едет в Казань, мечтая о занятиях в университете, но учиться ему не пришлось: жить

было не на что. Будущий писатель проходил свой университет на пристанях, в ночлежках, в

студенческих нелегальных кружках, где читали Чернышевского и Маркса, работал садовником,

дворником, подручным пекаря. Поддерживало и воспитывало юношу в трудные для него годы

чтение. Таким образом, имея начальное образование, Алексей Максимович самоучкой приобрёл

обширные познания, поражавшие современников.

9. Летом 1888г. Алексей отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах.

Оттуда и началось его «хождение по Руси». Пешков исходил пешком, зарабатывая трудом на

пропитание, средние и южные области России. О

СВОИХ СТРАНСТВИЯХ

писатель рассказывает в

трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

10. «Хождение моё по Руси, - вспоминает М. Горький, - было вызвано не стремлением к

бродяжничеству, а желанием видеть – где я живу, что за народ вокруг меня?» Босяцкая жизнь

дала собственный жизненный опыт, яркие впечатления о людях, с которыми Алексей встречался,

что явилось основой его ранних произведений.

11.

Много читая, Горький впоследствии поражал окружающих своими энциклопедическими

знаниями. На вопросы: «Откуда вы всё это знаете?» Горький шутливо отвечал: «А гордость-то на

что!»

Чтение учащимися о роли книг.

Ты читай книги, в них должно быть всё, что надо. Неучёный человек – бык, его хоть в

ярмо, хоть на мясо…

Вот они закончили есть, устало разошлись спать. Тогда я вынул книгу из подпечка,

подошёл к окну: ночь была светлая, луна смотрела в окно. Читать хотелось мучительно, но

мелкий шрифт не давался зрению. Тогда я забрался на лавку, в угол, к образам, начал читать стоя,

при свете лампады, и , утомлённый, заснул, опустясь на лавку, проснулся от крика и толчков

старухи. Держа книгу в руках, она больно стучала ею по плечам. «Пропала книга, изорвут», -

думал я. За утренним чаем меня судили.

Читал я в сарае, уходя колоть дрова, или на чердаке, что было одинаково неудобно,

холодно. Иногда я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам

умоляются, стала измерять их лучинкой. Если утром в свече не доставала вершка, в кухне

начинался яростный крик. Однажды старуха нашла на чердаке книжку и разодрала её в клочья.

Это огорчило меня, но желание читать ещё более окрепло.

Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза

казалась мне неестественной и читать её было неловко. Пролог к "Руслану" напоминал мне

лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей

чеканной правдой.

Какое это счастье - быть грамотным!

Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я

уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну.

Книги сделали меня неуязвимым для многого. Персонажи учили меня быть стойким, не

поддаваться силе обстоятельств, герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному,

великому делу.

12. Первый литературный опыт заставил писателя поверить в своё призвание. На страницах

столичных газет и журналов один за другим стали появляться рассказы Горького: «Челкаш»,

«Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», которые сделали его знаменитым. Это была активная,

мужественная, устремлённая в будущее героическая поэзия.

Одним из сильных произведений М.Горького является Песня о Соколе

13. В сюжете Песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол. Как в басне, за этими

героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко

второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь подняться над повседневностью. Горькому важно

показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем желании Уж никогда не

сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета. Его стихия — земля, и он тоже по-

своему счастлив: «Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь

собою».

Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом

Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн.

ПЕСНЯ О СОКОЛЕ

«С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый

камень...

«Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты...

«Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

«— Что, умираешь?

«— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю

счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Ох ты,

бедняга!

«— Ну что же — небо? — пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно...

тепло и сыро!

«Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.

«И так подумал: „Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет...“

14. Действие пьесы «На дне» разворачивается в ночлежке. В этом подвале, похожем на

пещеру, оказались люди самого различного характера и социального положения. Но их

объединяет одно – все они выброшены из жизни «на дно» в силу условий, царящих в

обществе. Среди жалких, искалеченных, несчастных, бездомных бродяг звучат слова о

человеке.

«

Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!

Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью...

уважать надо! Хорошо это... чувствовать себя человеком!..»

15. В романтических произведениях Горького, автор чётко выражает протест против

скудной жизни, покорности, смирения, презрения, эгоизма, рабской психологии. Герои

произведений разрушают привычное течение жизни, стремятся к любви, свету, свободе.

Они отказываются от жалкой участи служения вещам, их жизнь имеет смысл, главное -

воля. Прославляя красоту и величие подвига во имя людей, они противостоят людям,

утратившим

свои

идеалы.

Яркие,

страстные,

вольнолюбивые

-

они

прославляют

активность, необходимость действовать.

Чтец: Да здравствуют сильные духом, мужественные люди, — люди, которые

служат истине, справедливости, красоте! Мы их не знаем, потому что они горды и не

требуют наград; мы не видим, как радостно сжигают они свои сердца. Освещая жизнь

ярким светом, они заставляют прозревать даже слепых. Нужно, чтобы прозрели слепые,

которых так много, нужно, чтоб все люди с ужасом и отвращением увидели, как груба,

несправедлива и безобразна их жизнь. Да здравствует человек, владыка своих желаний!

Весь мир — в его сердце; вся боль мира, всё страдание людей — в его душе. Зло и грязь

жизни, ложь и жестокость её — его враги; все часы свои он щедро тратит на борьбу, и

жизнь его полна буйных радостей, красивого гнева, гордого упрямства... Не жалей себя —

это самая гордая, самая красивая мудрость на земле. Да здравствует человек, который не

умеет жалеть себя! Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные

изберут первую, мужественные и щедрые — вторую; каждому, кто любит красоту, ясно,

где величественное.

Часы

нашей

жизни

пустые,

скучные

часы;

наполним

же

их

красивыми

подвигами, не жалея себя, и тогда мы переживём красивые, полные радостного трепета,

полные жгучей гордости часы! Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя!

16. До конца жизни писатель пользовался колоссальным авторитетом, по его инициативе

создавались издательства, журналы, Литературный институт, в значительной мере – Союз

советских писателей. Его проза и драматургия составили целую эпоху в мировой и

отечественной литературе.

17. После Октябрьской революции 1917г. Горький недолгое время был одним из активных

её деятелей и сторонников, но реальный ход событий резко расходился с его мечтами и

надеждами. Свыше 10 лет работал писатель над романом «Жизнь Клима Самгина».

Глубокой печалью и мужеством прозвучали слова Горького за несколько дней до кончины:

«Конец романа – конец героя – конец автора». В 1936г. М. Горький умер.

18. М. Горький, как личность, был наделён самыми высокими человеческими качествами.

Это не миф, не выдумка. Это подтверждено документально: он спас несколько сотен

человек от голода, от гибели в годы революционного террора, в годы поисков «врагов

народа», помог многим молодым талантам найти своё место в искусстве.

19.Горький… было что-то тревожащее и притягательное в доходивших до нас отрывках

биографии этого писателя.

20. Горький… Имя это говорило о горькой судьбе, родственной многим судьбам на Руси. В

то же время оно звучало как протест, как вызов, как обещание говорить горькую правду.

Учитель: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в

пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать

человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к

человечеству» =Горький=

Так вероятно напутствовал бы вас, представителей нового поколения Алексей

Максимович Горький, если бы присутствовал на нашей встрече в этом зале.

Можно по-разному относиться к Горькому, но его тяжелая и сложная жизнь вряд ли

оставит равнодушным каждого человека. Писатель и сегодня напоминает всем нам, что в

жизни всегда есть место подвигу и совершать его надо во имя людей. "Нет выше счастья,

чем быть на земле Человеком,"- утверждал Горький. И нужно быть достойными этого

звания.



В раздел образования