Напоминание

Сольфеджио 1-7 класс


Автор: Слинько Виктория Николаевна
Должность: Преподаватель по классу хоровое пение
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: с. Казанское Тюменская область
Наименование материала: программа
Тема: Сольфеджио 1-7 класс
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная

программа художественно-эстетической направленности

«Инструментальное исполнительство»

«Вокальное искусство»

предметная область теория и история музыки

Программа по учебному предмету

«Сольфеджио»

срок реализации – 7(8)лет.

с. Казанское 2017г.

I.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств,

реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в

области музыкального искусства и имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом

федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным

общеразвивающим программам в области музыкального искусства

«Инструментальное

исполнительство», «Вокальное искусство».

Актуальность программы определяется решением учебно-воспитательных задач, которые

отражены в основных документах: ФЗ РФ «Об образовании», «Концепции развития

художественного образования». Обучение по данной программе способствует творческому,

интеллектуальному, художественно-эстетическому развитию личности, создает условия для

самореализации посредством приобщения к образцам мировой музыкальной культуры, развития

мотивации к познанию и творчеству.

Новизна

данной

программы

заключается

в

том,

что

в

ее

основу

положена

программа проблемно-модульного обучения сольфеджио и теории музыки, автором

которой

является

Д.И.Шайхутдинова.

В

соответствии

с

этим

образовательный

процесс целиком построен на учебных пособиях и методических трудах названного

автора.

Опора

на

блочно-модульную

технологию

повлекла

за

собой

реструктуризацию курса «Сольфеджио» (по сравнению со стандартным курсом), что

предусматривает поэтапное формирование умственных действий, согласно научной

теории

П.Я.Гальперина,

заключающейся

в

практической

ориентировочной

деятельности. Учебный материал осваивается и закрепляется непосредственно на

уроке благодаря практической исследовательской деятельности обучающихся. Это

позволяет построить учебный процесс без традиционных

домашних заданий и

опросов (функцию облегченных домашних заданий выполняет списывание нотного

текста).

Педагогическая целесообразность настоящей программы определяется:

- музыкальным развитием учащихся, а именно: расширением музыкального кругозора,

выявлением

творческих

задатков,

формированием

музыкального

вкуса,

развитием

музыкального слуха, музыкальной памяти, вокальной интонации и ритмического чувства;

- овладением теоретическими знаниями об элементах музыкального языка;

- приобретением практических навыков интонирования и определения на слух различных

элементов музыки;

- умением графически записывать мелодию, подбирать к ней аккомпанемент.

Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки помогают

ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в области искусства.

Цель и задачи предмета «Сольфеджио»

Цель:

развитие

музыкально-творческих

способностей

обучающегося

на

основе

приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление

одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в

профессиональные учебные заведения.

Задачи:

формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у

обучающегося

музыкального

слуха

и

памяти,

чувства

метроритма,

музыкального

восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных

стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению

профессионального

обучения

и

подготовка

их

к

поступлению

в

образовательные

учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в

области искусств.

Отличительные особенности программы

Программа

имеет

развивающий

характер,

составлена

на

основе

знания

возрастных

психологических

особенностей

ребёнка,

позволяет

научить

слышать

и

слушать

себя,

осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами,

снимающие мышечные и психологические зажимы. Программа направлена на развитие у

детей и подростков эстетического вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в

музыке

и

жизни,

формирование

личностной

позиции

в

мире

искусства.

Общение

с

музыкой открывает возможность для духовного становления личности и её творческого

самовыражения. Содержание программы является

основой для

организации учебно-

воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и

навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.

Возраст учеников, участвующих в реализации данной программы, составляет 6 – 13(14)

лет при 7-(8-) летнем сроке обучения; 9 – 14 лет при 5-(6-) летнем сроке обучения.

Сроки реализации учебного предмета «Сольфеджио» составляет 1 год для подготовительного

класса; 7(8) лет для обучающихся, поступающих в ДШИ в возрасте 6-9 лет и 5(6) лет для

учащихся, поступающих в ДШИ после 9 лет.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» может быть увеличен на один год для детей,

не

закончивших

освоение

образовательной

программы

основного

общего

образования

или

среднего

(полного)

общего

образования

и

планирующих

поступление

в

образовательные

учреждения.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на

реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:

Таблица 1

Нормативный срок обучения – 7(8) лет

Классы

Подг. класс

I-IV

V-VII (VIII)

Количество часов на аудиторные занятия

в неделю

1

1.5

2

Таблица 2

Нормативный срок обучения – 5(6) лет

Классы

I-II

III-V(VI)

Количество часов на аудиторные занятия

в неделю

1.5

2

Формы и режим проведения занятий

Форма проведения занятий по предмету «Сольфеджио»

мелкогрупповая, от 4 до 10

человек. Продолжительность урока - 40 минут. Занятия проводятся в соответствии со

сроками реализации программы.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Результатом

освоения

программы

учебного

предмета

«Сольфеджио»

является

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-

сформированный

комплекс

знаний,

умений

и

навыков,

отражающий

наличие

у

обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального

слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих

творческой

самостоятельности,

первичные

теоретические

знания,

а

также

знание

профессиональной музыкальной терминологии;

-

умение

сольфеджировать

одноголосные,

двухголосные

музыкальные

примеры,

записывать

музыкальные

построения

средней

трудности

с

использованием

навыков

слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись

по слуху и т.п.).

Результатом

освоения

программы

учебного

предмета

«Сольфеджио»

с

дополнительным

годом

обучения

является

приобретение

обучающимися

также

следующих знаний, умений и навыков:

умения

осуществлять

элементарный

анализ

нотного

текста

с

точки

зрения

его

построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте

музыкального произведения;

– формирование навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

– формирование навыков восприятия современной музыки.

Формы

подведения итогов реализации программы и основные виды контроля

успеваемости.

Аттестация обучающихся является основной формой подведения итогов реализации

программы. Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня

знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на

поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При

выставлении

оценок

учитываются

качество

выполнения

предложенных

заданий,

инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий,

темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный

урок в конце каждой четверти

Промежуточный

контроль

контрольный

урок

в

конце

каждого

учебного

года.

Итоговый контроль – экзамен осуществляется по окончании курса обучения. При 7-

летнем сроке обучения - в 7 классе.

Виды и содержание контроля:

- устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы

– сольфеджирование одноголосных и двухголосных примеров, чтение с листа, слуховой

анализ

интервалов

и

аккордов

вне

тональности

и

в

виде

последовательности

в

тональности, интонационные упражнения;

- самостоятельные письменные задания - запись музыкального диктанта, слуховой анализ,

выполнение теоретического задания;

- «конкурсные» творческие задания (на лучший подбор аккомпанемента, сочинение на

заданный ритм, лучшее исполнение и т. д.).

1.

Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным

требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени,

что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к

ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания.

Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.

Музыкальный диктант

Оценка 5 (отлично)– музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах

отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не

более двух) в группировке длительностей или записи хроматических звуков.

Оценка 4 (хорошо) - музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного

времени

и

количества

проигрываний.

Допущено

2-3

ошибки

в

записи

мелодической

линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.

Оценка 3 (удовлетворительно) - музыкальный диктант записан полностью в пределах

отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8)

ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант

записан не полностью (но больше половины).

Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в пределах отведенного

времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в

записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан

меньше, чем наполовину.

Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ

Оценка

5

(отлично)

чистое

интонирование,

хороший

темп

ответа,

правильное

дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.

Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в

интонировании,

нарушения

в

темпе

ответа,

ошибки

в

дирижировании,

ошибки

в

теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп

ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) - грубые ошибки, невладение интонацией, медленный

темп ответа, отсутствие теоретических знаний.

2.

Контрольные требования на разных этапах обучения

На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны

уметь:

-

записывать музыкальный диктант соответствующей трудности,

-

сольфеджировать разученные мелодии,

-

пропеть незнакомую мелодию с листа,

-

исполнить

двухголосный

пример

ансамбле,

с

собственной

игрой

второго

голоса, для продвинутых учеников – и с дирижированием);

-

определять на слух пройденные интервалы и аккорды;

-

строить

пройденные

интервалы

и

аккорды

в

пройденных

тональностях

письменно, устно и на фортепиано;

-

анализировать

музыкальный

текст,

используя

полученные

теоретические

знания;

-

исполнять

вокальное

произведение

с

собственным

аккомпанементом

на

фортепиано (в старших классах);

-

знать необходимую профессиональную терминологию.

Экзаменационные требования

Нормативный срок обучения – 7 лет

Примерные требования на итоговом экзамене в 7 классе

Письменно

записать

самостоятельно

музыкальный

диктант,

соответствующий

требованиям настоящей программы.

Устно:

- пение пройденных гамм, отдельных ступеней,

- пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз,

- пение пройденных интервалов в тональности,

- пение пройденных аккордов от звука вверх и вниз,

- пение пройденных аккордов в тональности,

- определение на слух отдельно взятых интервалов и аккордов,

- определение на слух последовательности интервалов или аккордов в тональности,

- чтение одноголосного примера с листа,

- пение одноголосного примера, заранее выученного наизусть.

II. Учебно-тематический план

Учебно-тематический

план

содержит

распределение

учебного

материала

по

каждому

классу

в

течение

всего

срока

обучения.

Преподаватель

самостоятельно

планирует

порядок изучения тем в русле блочно-модульной технологии и исходя из особенностей

каждой учебной группы.

7 (8) лет обучения

Подготовительный класс

Наименование раздела,

темы

Вид учебного занятия

Количество

часов

1

Клавиатура. Понятие «октава». Регистры.

Урок

2

2

Понятие о скрипичном и басовом ключах. Ноты 1 октавы.

Урок

1

3

Пульс в музыке. Такт и тактовые черты. Размер 2/4 . Четвертные

и половинные длительности нот.

Урок

2

4

Виды ритма: совпадение, удлинение. Нотное письмо.

Урок

1

5

Лад – мажор, минор. Тоника. Высота лада.

Урок

2

6

Текущий контроль

Контрольный

урок

1

7

Понятие полутон. Звуки-диезы и звуки-бемоли.

Урок

2

8

Понятие тона – это два полутона вверх или вниз.

Урок

2

9

Сложение тонов.

Урок

2

10

Текущий контроль

Контрольный

урок

1

11

Понятия: звукоряд, гамма. Гаммы До, Ре, Ми мажор.

Урок

2

12

Ступени гаммы в восходящем и нисходящем порядке.

Урок

1

13

Введение в интервалы: понятие созвучия из двух звуков -

количество клавиш и тонов между двумя звуками.

Урок

3

14

Восьмые длительности. Понятие ритмического дробления.

Урок

2

15

Строение мажорной гаммы.

Урок

1

16

Текущий контроль

Контрольный

урок

1

17

Названия интервалов; ступеневая величина.

Урок

2

18

Гаммы Си-бемоль мажор и Ля – бемоль мажор.

Урок

3

19

Понятие о транспозиции.

Урок

2

20

Промежуточный контроль

Контрольный

урок

1

ИТОГО:

34

1 класс

Наименование раздела,

темы

Вид учебного занятия

Количество

часов

1

Клавиатура. Названия октав. Регистры. Скрипичный и басовый

ключи. Ноты 1 октавы.

Урок

1,5

2

Метр-пульс. Размеры 2/4, 4/4. Четвертные, половинные,

восьмые длительности нот.

Урок

1,5

3

Лад – мажор, минор. Тоника. Высота лада.

Урок

1,5

4

Понятие полутон. Звуки-диезы и звуки-бемоли.

Урок

1,5

5

Виды ритма: совпадение, удлинение, дробление.

Урок

1,5

6

Понятие «тон» как два полутона вверх или вниз.

Урок

1,5

7

Введение в интервалы. Сложение тонов.

Урок

3

8

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

9

Введение в тональности. Навык называния диезных и бемольных

тональностей.

Урок

1,5

10

Диезные тональности мажорного лада.

Урок

1,5

11

Трехдольный метр. Размер 3/4

Урок

1,5

12

Понятие «гамма». Ступени лада. Строение мажорной гаммы.

Гаммы До, Ре, Ми мажор.

Урок

1,5

13

Ноты II октавы. Четвертная пауза.

Урок

3

14

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

15

Понятие об энгармонизме звуков.

Урок

1,5

16

Модели чистых интервалов.

Урок

3

17

Устойчивые звуки лада. Тоническое трезвучие.

Урок

1,5

18

Модели малых и больших интервалов.

Урок

3

19

Бемольные тональности мажорного лада.

Урок

3

20

Неустойчивые ступени лада, их разрешение.

Урок

1,5

21

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

22

Обращения моделей интервалов.

Урок

3

23

Транспонирование упражнений.

Урок

3

24

Ритмические упражнения на пройденные виды ритма.

Урок

1,5

25

Затакт с четвертной длительности.

Урок

3

26

Промежуточный контроль

Контрольный

урок

1,5

ИТОГО:

51

2 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество

часов

1

Ноты малой, большой октавы.

Урок

1,5

2

Транспонирование интонационных упражнений в мажорные

диезные тональности до 7 знаков.

Урок

1,5

3

Транспонирование интонационных упражнений в мажорные

бемольные тональности до 7 знаков.

Урок

1,5

4

Понятие о секвенции.

Урок

1,5

5

Понятие о параллельном миноре. Минорные диезные

тональности до 7 знаков.

Урок

3

6

Дирижерские жесты в размере 2/4.

Урок

3

7

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

8

Восходящие виды кругового движения в минорных диезных

тональностях.

Урок

3

9

Натуральный и гармонический минор.

Урок

3

10

Прием опевания устойчивых ступеней.

Урок

1,5

11

Модели трезвучий в мажорном ладу.

Урок

1,5

12

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

13

Исследование главных трезвучий в мажорном ладу.

Урок

1,5

14

Минорные бемольные тональности до 7 знаков.

Урок

1,5

15

Дирижерские жесты в размере 3/4.

Урок

3

16

Преобразование моделей интервалов по принципу расширения

Урок

4,5

17

Исследование главных трезвучий в минорном ладу. Мажорная

доминанта.

Урок

3

18

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

19

Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая.

Урок

1,5

20

Преобразование моделей интервалов по принципу сжатия.

Урок

1,5

21

Параллельно-переменный лад.

Урок

1,5

22

Мелодический вид минора.

Урок

1,5

23

Транспонирование мелодий в бемольные тональности

минорного лада.

Урок

3

24

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

ИТОГО:

51

3 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество

часов

1

Транспонирование мелодий в мажорные и минорные

тональности до 7 знаков.

Урок

3

2

Восходящие виды кругового движения в мажорных

тональностях.

Урок

3

3

Обращения мажорного трезвучия.

Урок

3

4

Ритмическая фигура: восьмая и две шестнадцатых.

Урок

3

5

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

6

Преобразование моделей трезвучий: мажорных - в минорные,

минорных - в мажорные, уменьшенного - в минорное.

Урок

3

7

Одноименные тональности.

Урок

3

8

Подбор сопровождения к мелодии главными трезвучиями в

мажоре.

Урок

1,5

9

Принцип неизменности моделей интервалов.

Урок

1,5

10

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

11

Нисходящие виды кругового движения в минорных

тональностях.

Урок

1,5

12

Подбор сопровождения к мелодии главными трезвучиями в

миноре.

Урок

1,5

13

Исследование ув.2 в гамме гармонического минора.

Урок

3

14

Обращения минорного трезвучия.

Урок

3

15

Исследование Ув.53 в звукоряде гармонического минора.

Урок

3

16

Построение четырех видов трезвучия от белых клавиш.

Урок

1,5

17

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

18

Восьмая пауза. Затакт с восьмой ноты.

Урок

1,5

19

Преобразование моделей трезвучий: мажорных - в увеличенные,

минорных - в уменьшенные.

Урок

1,5

20

Побочные трезвучия лада, их ступеневая принадлежность.

Урок

1,5

21

Построение обращений мажорного и минорного трезвучий от

заданных звуков.

Урок

3

22

Секвенции мелодические, интервальные.

Урок

3

23

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

ИТОГО:

51

4 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество

часов

1

Транспонирование мелодий в мажорные и минорные

тональности до 7 знаков.

Урок

1,5

2

Дирижерские жесты в размере 4/4.

Урок

1,5

3

Обращения главных трезвучий в мажоре.

Урок

3

4

Буквенные обозначения звуков и тональностей.

Урок

1,5

5

Размер 3/8. Ритмические упражнения.

Урок

3

6

Гармонизация мажорной гаммы главными трезвучиями лада.

Урок

1,5

8

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

9

Интервальные цепочки в пройденных тональностях.

Урок

3

10

Пентатоника мажорная.

Урок

1,5

11

Тритоны в натуральном мажоре, их разрешение.

Урок

1,5

12

Обращения главных трезвучий в гармоническом миноре.

Урок

3

13

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

14

Пунктирный ритм: восьмая с точкой и шестнадцатая.

Урок

1,5

15

Септаккорды на ступенях мажорного и минорного лада, их

названия.

Урок

3

16

Доминантсептаккорд – основной вид в натуральном мажоре, его

разрешение.

Урок

1,5

17

Тритоны в гармоническом миноре, их разрешение.

Урок

3

18

Доминантсептаккорд – основной вид в гармоническом миноре,

его разрешение.

Урок

3

19

Построение аккордовых последовательностей из пройденных

аккордов.

Урок

1,5

20

Текущий контроль

Контрольный

урок

1,5

21

Исследование ум.7 в гармоническом миноре.

Урок

1,5

22

Мелодические положения D

7

, проигрывание двумя руками с

отодвинутым басом.

Урок

3

23

Ув.5 как крайние звуки Ув.5

3

в гармоническом миноре.

Урок

3

24

Усвоение техники образования обращений D

7.

Урок

3

25

Промежуточный контроль

Контрольный

урок

1,5

ИТОГО:

51

5 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество

часов

1

Транспонирование мелодий в тональности до 7 знаков.

Урок

2

2

Обращения D

7

в мажоре, их разрешение.

Урок

6

3

Размер 6/8. Ритмические упражнения.

Урок

2

4

Дирижерские жесты в размере 6/8.

Урок

2

5

Интервалы на ступенях лада. Интервальные цепочки.

Урок

4

6

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

7

Пентатоника минорная.

Урок

2

8

Гармонизация минорной гаммы главными трезвучиями.

Урок

2

9

Обращения D

7

в гармоническом миноре, их разрешение.

Урок

4

10

Тритоны в натуральном миноре.

Урок

4

11

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

12

Построение 4-х видов трезвучия от звуков вверх и вниз.

Урок

2

13

Обращения D

7

в гармоническом миноре, их разрешение.

Урок

2

14

Аккордовые последовательности с пройденными аккордами.

Урок

4

15

Период, каденция, кадансовый квартсекстаккорд.

Урок

2

16

Ув.5 и Ум.4 в гармоническом миноре.

Урок

4

17

Построение D

7

от заданного звука; определение тональности и

разрешение.

Урок

4

18

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

19

Натуральный и гармонический мажор.

Урок

4

20

Тритоны с разрешением в натуральном мажоре, миноре и

гармоническом миноре.

Урок

4

21

Минорная субдоминанта гармонического мажора.

Урок

4

22

Построение аккордов от заданного звука; определение

тональности и разрешение.

Урок

2

23

Промежуточный контроль

Контрольный

урок

2

ИТОГО:

68

6 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество

часов

1

Транспонирование мелодий в тональности до 7 знаков.

Урок

2

2

Секвенции мелодические, интервальные, аккордовые в

тональностях до 7 знаков.

Урок

2

3

Построение и разрешение D

7

и обращений от заданного звука,

определение тональности и разрешение.

Урок

4

4

Характерные интервалы гармонического минора.

Урок

4

5

Ритмические упражнения на разные виды деления четверти.

Урок

4

6

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

7

3 вида мажора.

Урок

4

8

Разрешение основного D

7

в трезвучие VI ступени.

Урок

4

9

Тритоны в гармоническом мажоре.

Урок

4

10

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

11

Модели составных интервалов.

Урок

4

12

Аккордовые последовательности с пройденными аккордами.

Урок

4

13

Пунктирный ритм в размерах 3/8 и 6/8.

Урок

2

14

Альтерация неустойчивых ступеней в мажоре. Альтерированная

гамма.

Урок

4

15

Построение D

7

и обращений от звука вниз, определение

тональности и разрешение.

Урок

4

16

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

17

Виды септаккордов вне лада. Построение от звука.

Урок

4

18

Синкопа, триоль. Ритмические упражнения.

Урок

4

19

Альтерация квинтового тона в аккордах D

7

.

Урок

4

20

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

21

Резервный урок

Урок

2

ИТОГО:

68

7 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество

часов

1

Транспонирование мелодий в тональности до 7 знаков.

Урок

2

2

Секвенции мелодические, интервальные, аккордовые в

тональностях до 7 знаков.

Урок

2

3

Вводные септаккорды. Разрешение в тонику.

Урок

4

4

Аккордовые последовательности с пройденными аккордами.

Урок

4

5

Преобразование моделей составных интервалов.

Урок

4

6

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

7

Тональности первой степени родства.

Урок

4

8

Внутрифункциональное разрешение вводных септаккордов.

Урок

4

9

Старинные семиступенные лады минорного наклонения.

Урок

4

10

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

11

Альтерация неустойчивых ступеней в миноре. Альтерированная

гамма.

Урок

4

12

Разрешение 4-х тритонов в миноре.

Урок

2

13

Понятие об отклонении и модуляции. Тональный план

музыкального произведения.

Урок

2

14

Септаккорд II ступени. Разрешение непосредственно в тонику.

Урок

4

15

Старинные семиступенные лады мажорного наклонения.

Урок

4

16

Аккордовые последовательности с пройденными аккордами.

Урок

2

17

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

18

Дважды гармонический минор.

Урок

2

Разрешение SII7 через аккорды D7.

Урок

4

19

Дважды гармонический мажор.

Урок

4

20

Ритмические упражнения в пройденных размерах.

Урок

2

21

Промежуточный контроль

Контрольный

урок

2

22

Резервный урок

Урок

2

ИТОГО:

68

8 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество

часов

1

Транспонирование мелодий в тональности до 7 знаков.

Урок

2

2

Секвенции мелодические, интервальные, аккордовые в

тональностях до 7 знаков.

Урок

2

3

Старинные семиступенные лады мажорного и минорного

наклонений.

Урок

4

4

Гаммы дважды гармонического мажора и минора.

Урок

4

5

Модулирующие секвенции. Введение в хроматическую гамму.

Урок

4

6

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

7

Хроматическая гамма.

Урок

4

8

Виды размеров: переменные, смешанные, сложные.

Дирижерские жесты.

Урок

4

9

Энгармонизм тритона ум.5, разрешение в 4 тональности.

Урок

4

10

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

11

Построение аккордовых последовательностей.

Урок

6

12

Энгармонизм тритона ув.4, разрешение в 4 тональности.

Урок

4

13

Анализ аккордов, тонального плана по нотному тексту

Урок

2

14

Аккордовые последовательности, содержащие отклонения в

тональности 1 степени родства.

Урок

2

15

Энгармонизм тритонов - разрешение в 8 тональностей.

Урок

4

16

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

17

Построение аккордовых последовательностей, содержащих

отклонения, модуляции.

Урок

4

18

Гармонический анализ нотного текста.

Урок

4

19

Письменная контрольная работа.

Урок

4

20

Текущий контроль

Контрольный

урок

2

21

Резервный урок

Урок

2

ИТОГО:

68

III. Содержание учебного предмета

Учебный

предмет

сольфеджио

неразрывно

связан

с

другими

учебными

предметами,

поскольку развивает музыкальный слух, музыкальную память, творческое мышление, а

также дает теоретические

знания.

В результате приобретенных умений и навыков

интонирования,

чтения

с

листа,

слухового

анализа

и

др.,

обучающиеся

успешно

овладевают инструментом, сольным и ансамблевым исполнительством.

Распределение учебного материала по годам обучения

Срок обучения 8 (9) лет

Подготовительный класс

Клавиатура. Понятие «октава». Регистры.

Понятие о скрипичном и басовом ключах. Ноты 1 октавы.

Пульс в музыке. Такт и тактовые черты. Размер 2/4 . Четвертные и половинные длительности нот.

Виды ритма: совпадение, удлинение. Нотное письмо.

Лад – мажор, минор. Тоника. Высота лада.

Понятие полутон. Звуки-диезы и звуки-бемоли.

Понятие тон как два полутона вверх или вниз.

Сложение тонов.

Понятия: звукоряд, гамма. Гаммы До, Ре, Ми мажор.

Ступени гаммы в восходящем и нисходящем порядке.

Введение в интервалы: понятие созвучия из двух звуков - количество клавиш и тонов между двумя

звуками.

Восьмые длительности. Понятие ритмического дробления.

Строение мажорной гаммы.

Названия интервалов; ступеневая величина.

Гаммы Си-бемоль мажор и Ля – бемоль мажор.

Понятие о транспозиции.

1 класс

Клавиатура. Названия октав. Регистры. Скрипичный и басовый ключи.

Ноты 1 и 2 октавы.

Метр-пульс. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Четвертные, половинные, восьмые длительности нот.

Лад – мажор, минор. Тоника. Высота лада.

Тон, полутон. Знаки альтерации.

Диезные тональности мажорного лада.

Понятие «гамма». Ступени лада. Строение мажорной гаммы.

Четвертная пауза.

Понятие об энгармонизме звуков.

Модели всех простых интервалов (на белых клавишах).

Устойчивые звуки лада. Тоническое трезвучие.

Модели малых и больших интервалов.

Бемольные тональности мажорного лада.

Неустойчивые ступени лада, их разрешение.

Обращения моделей интервалов.

Транспозиция.

Затакт с четвертной длительности.

2 класс

Ноты малой, большой октавы.

Понятие о секвенции.

Понятие о параллельном миноре. Минорные диезные тональности до 7 знаков.

Дирижерские жесты в размерах 2/4, 3/4.

Восходящие виды кругового движения в минорных диезных тональностях.

3 вида минора.

Прием опевания устойчивых ступеней.

Модели трезвучий в мажорном ладу.

Главные трезвучия в мажорном ладу.

Минорные бемольные тональности до 7 знаков.

Преобразование моделей интервалов по принципу расширения и сжатия.

Главные трезвучия в минорном ладу. Мажорная доминанта.

Пунктирный ритм: четверть с точкой и восьмая.

Параллельно-переменный лад.

3 класс

Восходящие виды кругового движения в мажорных тональностях.

Обращения мажорного трезвучия.

Ритмическая фигура: восьмая и две шестнадцатых.

Преобразование моделей трезвучий.

Подбор сопровождения к мелодии главными трезвучиями в мажоре и миноре.

Одноименные тональности.

Принцип неизменности моделей интервалов.

Нисходящие виды кругового движения в минорных тональностях.

ув.2 гармонического минора.

Обращения минорного трезвучия.

Ув.53 гармонического минора.

Построение четырех видов трезвучия от белых клавиш.

Восьмая пауза. Затакт с восьмой ноты.

Побочные трезвучия лада.

4 класс

Дирижерские жесты в размере 4/4.

Обращения главных трезвучий в мажоре и гармоническом миноре.

Буквенные обозначения звуков и тональностей.

Размер 3/8.

Гармонизация мажорной гаммы главными трезвучиями лада.

Пентатоника мажорная.

Тритоны в натуральном мажоре и гармоническом миноре.

Пунктирный ритм: восьмая с точкой и шестнадцатая.

Септаккорды на ступенях мажорного и минорного лада, их названия.

Доминантсептаккорд – основной вид в натуральном мажоре, и гармоническом миноре.

ум.7 в гармоническом миноре.

Мелодические положения D

7

.

Ув.5 в гармоническом миноре.

5 класс

Обращения D

7

в мажоре и гармоническом миноре.

Размер 6/8. Дирижерские жесты в размере 6/8.

Пентатоника минорная.

Гармонизация минорной гаммы главными трезвучиями.

Период, каденция, кадансовый квартсекстаккорд.

Ув.5 и Ум.4 в гармоническом миноре.

Натуральный и гармонический мажор.

Тритоны с разрешением в натуральном мажоре, миноре и гармоническом миноре.

Минорная субдоминанта гармонического мажора.

6 класс

Характерные интервалы гармонического минора.

3 вида мажора.

Разрешение основного D

7

в трезвучие VI ступени. Прерванный оборот.

Тритоны в гармоническом мажоре.

Модели составных интервалов.

Пунктирный ритм в размерах 3/8 и 6/8.

Альтерация неустойчивых ступеней в мажоре. Альтерированная гамма.

Виды септаккордов вне лада.

Синкопа, триоль.

Альтерация квинтового тона в аккордах D

7

.

7 класс

Вводные септаккорды. Разрешение в тонику.

Преобразование моделей составных интервалов.

Тональности первой степени родства.

Внутрифункциональное разрешение вводных септаккордов.

Старинные семиступенные лады минорного наклонения.

Альтерация неустойчивых ступеней в миноре. Альтерированная гамма.

Разрешение 4-х тритонов в миноре.

Понятие об отклонении и модуляции. Тональный план музыкального произведения.

Септаккорд II ступени. Разрешение непосредственно в тонику.

Старинные семиступенные лады мажорного наклонения.

Дважды гармонический мажор и минор.

Разрешение SII7 через аккорды D7.

8 класс

Старинные семиступенные лады мажорного и минорного наклонений.

Модулирующие секвенции. Введение в хроматическую гамму.

Хроматическая гамма.

Виды размеров: переменные, смешанные, сложные. Дирижерские жесты.

Энгармонизм тритонов, разрешение в 8 тональностей.

Аккордовые последовательности, содержащие отклонения в

тональности 1 степени родства.

Формы работы на уроках сольфеджио

Основные

формы

работы

и

виды

заданий

на

уроках

сольфеджио

служат

для

развития

музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому

освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования,

слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента.

Формы работы и заданий на уроке сольфеджио обусловлены особенностями технологии

модульного обучения. Для каждого урока конструируется модуль, который заключает в себе

одновременно несколько уровней усвоения учебной информации по принципу квантования-

сжатия: вокальный, слуховой, визуально-рисуночный, моторный. В зависимости от поставленных

задач одновременно могут использоваться от двух до четырех уровней усвоения информации.

Интонационные упражнения

Наряду с традиционным назначением интонационных упражнений, используемых для выработки

чистоты интонации, на наших занятиях сольфеджио они выполняют и другие функции, а именно:

- интонационные упражнения обязательно пропеваются с дублированием на фортепиано и

настольных клавиатурах с целью закрепления знаний о ступенях лада, ключевых знаках в

тональностях;

- на основе секвентно проработанных мелодических построений усваиваются виды

мелодического движения, составляются конструктивные диктанты, совершенствуются

исполнительские навыки.

Сольфеджирование и чтение с листа

Сольфеджирование является важнейшей составной частью модульного урока, так как развивает

множество специальных умений и навыков, таких как:

1)

развитие вокальных данных;

2)

овладение навыком пения с листа;

3)

развитие чувства метра и ритма;

4)

развитие чувства лада и тонального слуха;

5)

развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха;

6)

приобщение к дирижированию;

7)

создание базы для написания диктантов;

8)

развитие

музыкально-художественного

вкуса

через

приобщение

к

лучшим

образцам

русской и зарубежной классики.

Ритмическая работа

Развитие

чувства

ритма

мы

неразрывно

связываем

с

метрической

пульсацией,

которая

сопровождает ритмическую проработку сольфеджийных номеров. Перед началом прохлопывания

ритма мелодии всегда дается 2-хтактное метрическое вступление ударами носком ноги. Наряду с

прохлопыванием ритма также используется сольмизирование с дирижированием.

Слуховой анализ

Слуховой

анализ,

или

определение

на

слух,

используется

во

множественных

проявлениях.

Элементы слухового анализа вводятся с самого начала и продолжаются на протяжении всего

периода обучения. Формы слухового анализа:

- предъявление на слух интонационно проработанных интервалов, аккордов, гамм;

- определение в прослушанном музыкальном фрагменте элементов музыкальной речи;

- гармонический анализ аккордовой последовательности;

- определение на слух интервальной цепочки в ладу.

Музыкальный диктант

Для овладения навыком написания музыкального диктанта применяются различные подходы, не

упускается ни одна возможность в ходе урока, которая способствует запоминанию и графической

записи мелодии. Используемые виды диктантов:

1)

вариативные;

2)

коструктивные;

3)

метод последовательного освоения диктанта;

4)

наглядная форма диктанта;

5)

работа над целостным освоением диктанта.

Творческие задания

Развитие творческих способностей обучающихся осуществляется в следующих формах:

- ритмические импровизации;

- досочинение мелодии;

- подбор аккомпанемента к мелодии;

- сочинение второго голоса к данной мелодии;

- сочинение мелодии к предложенной последовательности аккордов;

- ладовая трансформация темы.

IV. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация

программы

учебного

предмета

«Сольфеджио»

обеспечивается

доступом

каждого обучающегося к библиотечным фондам.

Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и изданиями

основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному

предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными

хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых

произведений.

Основной

учебной

литературой

по

учебному

предмету

«Сольфеджио»

обеспечивается каждый обучающийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио»,

оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками,

столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Оснащение занятий

На

протяжении

всего

курса

активно

используется

наглядный

обучающий

материал:

таблицы, схемы, плакаты.

Предусмотрено

использование

звукозаписывающей

аппаратуры

для

воспроизведения

тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т.

д.

В соответствии с блочно - модульной технологией обучения дидактический материал

подбирается

педагогом

на

основе

полного

комплекта

учебно-методических

пособий

автора. Вместе с тем, к работе привлекаются общеизвестные учебники по предмету, как

то: сборники диктантов, пособия для сольфеджирования, чтения с листа и другие.

V.

Список учебно-методической литературы

Учебная литература

1.

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. «Кифара», 2006

2.

Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка» 1993

3.

Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007

4.

Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991

5.

Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010

6.

Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М. ООО «Престо», 2007

7.

Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы.

М. «Классика XXI», 2004

8.

Золина

Е.,

Синяева

Л.,

Чустова

Л.

Сольфеджио.

Музыкальный

синтаксис.

Метроритм. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004

9.

Золина

Е.,

Синяева

Л.,

Чустова

Л.

Сольфеджио.

Диатоника.

Лад.

Хроматика.

Модуляция. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004

10.

Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000-2005

11.

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971

12.

Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970

13.

Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005

14.

Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.

15.

Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем.

Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: "Композитор», 2008

16.

Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., 2009

17.

Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-XXI» 2003

18.

Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003

19.

Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. М. «Престо», 2001

20.

Рубец А. Одноголосное сольфеджио

21.

Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для детей,

ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999

22.

Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982

23.

Шайхутдинова

Д.И.

Основы

импровизации

и

подбор

аккомпанемента.-

Ростов

н/Д: Феникс, 2008.

24.

Шайхутдинова Д.И. Одноголосное сольфеджио. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

25.

Шайхутдинова Д.И. Краткий курс элементарной теории музыки. - Ростов н/Д:

Феникс, 2008.

Учебно-методическая литература

1.

Алексеев

Б.,

Блюм

Д.

Систематический

курс

музыкального

диктанта.

М.

«Музыка», 1991

2.

Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993.

3.

Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М., 1979

4.

Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди,

А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995

5.

Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: «Композитор», 1993

6.

Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М.: «Музыка»,

1985

7.

Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999

8.

Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., 1993

9.

Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по сольфеджио. М.,

2007

Методическая литература

1.

Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка»,

1976

2.

Давыдова

Е.

Сольфеджио.

4

класс.

ДМШ

Методическое

пособие.

М.,

«Музыка», 2005

3.

Давыдова

Е.

Сольфеджио.

5

класс.

ДМШ

Методическое

пособие.

М.,

«Музыка», 1981

4.

Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М.,

«Музыка», 1988

5.

Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М.

«Музыка» 1999

6.

Шайхутдинова Д.И. Методика обучения сольфеджио. – Уфа: Мир печати, 2011

7.

Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки. -

Ростов

н/Д: Феникс, 2009.



В раздел образования