Напоминание

"Роль воспитателя в накоплении и обогащении двигательного опыта дошкольника"


Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль воспитателя в накоплении и обогащении двигательного опыта дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей на тему: "Роль воспитателя в накоплении и обогащении

двигательного опыта дошкольника"

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства

сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики

заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых

человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и

необходима каждому человеку. Движение - главное проявление жизни; без него немыслима

творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается

на всех жизненных процессах.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для

маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития

и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений

ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому

совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на

физиологических функциях организма. Двигательная активность дошкольников является важным

показателем физической готовности детей к обучению в школе.

Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:

- активность в процессе физического воспитания;

- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой

деятельности;

- спонтанная физическая активность в свободное время.

Эти составляющие тесно связаны между собой.

К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень

двигательной активности» и «двигательный тип».

Выделяют три уровня двигательной активности:

- Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития

основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою

самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной

психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.

- Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели

физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них

характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности

- Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание

показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов,

общая пассивность, застенчивость, обидчивость.

Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей,

присущих данному ребенку. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе

наблюдения за ребенком в течение длительного времени с фиксацией в дневнике тех видов

движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием. Л.М. Лазарев выделяет

следующие двигательные типы ребенка:

- Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое,

непродолжительное по времени движение;

- Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным,

монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);

- Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;

- Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.

Вышеуказанный автор также ввел понятие ритма двигательной, активности как параметра, ее

характеризующего. Для определения ритма двигательной активности он выявляет

физиологические ритмы ребенка: это ритм его естественных постукиваний, ритм сердечных

сокращений и темпоритм речи ребенка.

В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности

являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих

показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы

большой, средней и малой подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства

двигательной деятельностью детей.

Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем

двигательного развития дошкольника.

Средства, методы и приемы руководства двигательной активностью дошкольников

Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются

различные средства. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными -

естественные силы природы и гигиенические факторы.

Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды

деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах,

процессы одевания, умывания и др.).

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные,

словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает

выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и

его психики в течение дня.

Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-

тренировочные занятия. Двигательный режим по ФГОС - это рациональное сочетание различных

видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды

организованной и самостоятельной деятельности.

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс

оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная

деятельность. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и

организованные физкультурные мероприятия. Процентное соотношение их разное в группах

раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей

всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Это

можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в

самостоятельной деятельности. Она наименее утомительна из всех форм двигательной активности

и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной

деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также

уровень владения двигательными умениями. Содержание этой деятельности определяется самими

детьми, однако это не значит, что взрослые могут не обращать на нее внимания.

Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода

бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки

приходятся на время первой прогулки. Двигательная активность здесь должна составлять 65-75%

времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды

умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей - это время до завтрака и перед

занятием, особенно если оно умственное.



В раздел образования