Напоминание

Решение задач на все случаи одновременного движения с применением кейс-технологии


Авторы: Сунгатуллина Миляуша Узбековна, Сафина Алсу Зиннуровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №139-Центр образования"
Населённый пункт: г.Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Технологическая карта урока математики
Тема: Решение задач на все случаи одновременного движения с применением кейс-технологии
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока математики.

Класс

: 4

Тема урока: Решение задач на все случаи одновременного движения с применением кейс-технологий

Цели урока:

1.

развивающий аспект:

развивать умение планировать учебные действия;

развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими

понятиями;

развивать логическое мышление, память, внимание учащихся;

2.

обучающий аспект:

отрабатывать умение решать задачи на все случаи одновременного движения, закрепить знания обучаемых о понятиях “скорость,

время, расстояние” и взаимосвязи между ними;

отрабатывать вычислительные навыки при решении задач;

3.

воспитывающий аспект:

воспитывать любовь к другим людям через уважение, взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности;

воспитание уважения к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке; воспитание дружеских отношений между

учащимися, чувства взаимовыручки;

воспитывать толерантное отношение друг к другу;

формировать умение работать индивидуально, в парах, в группе.

Ожидаемые результаты урока:

- предметные

1. Формируем умения решать задачи на все виды одновременного движения.

2. Формируем вычислительные навыки и умения

-метапредметные

1. Обобщать и классифицировать по признакам.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

-личностные

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Умение работать в паре, группе.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока урок отработки умений и рефлексии (урок – игра)

Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, интерактивная доска,сигнальные светофоры(средства обратной

связи)

Вре

мя,

мин

Структура урока

Содержание этапов занятия

УУД

Действия учителя

Действия учащихся

1

I. Организационный

момент

На доске:

“Математику уже затем учить надо, что она

ум в порядок приводит”

- Как вы понимаете эти слова?

Слайд 2.

Ответы детей.

Познавательные УУД

Развиваем умения:

ориентироваться в своей системе

з н а н и й :

с а м о с т о я т е л ь н о

предполагать,

какая

информация

нужна

для

решения

учебной

задачи в один шаг.

9

II. Актуализация

знаний.

П-2 П-5 К-3 Р-5

-Сегодня у нас с вами деловая игра. Называется

“Строим

дом”.

Мы

будем

строителями.

Построить дом помогут знания по математике.

Сначала

нам

надо

назначить

прорабов.

Они

получают

индивидуальные

задания.

(Раздать

карточки для индивидуальной работы)

Прежде чем приступить к строительству дома,

нам необходимо подготовить площадку.

Для этого нам необходимо выполнить задание.

Надо узнать, кто же автор этих замечательных

слов? Если вы правильно разгадаете задуманное

число, то сможете узнать это.

На доске:

265

Г. Галилей

1000

М.В.Ломоносов

104 0

Д. И. Менделеев

980

Пифагор

(Х : 125+64):36=2

- Итак, задуманное число … Кто автор

Выбранные ученики

решают на карточках

индивидуальные

задания.

Находят самостоятельно

неизвестное число,

используя обратные

операции или решают,

как уравнение (по

выбору,

индивидуально)

- Познавательные УУД

добывать

знания:

извлекать

информацию,

представленную

в

разных

формах

(текст,

таблица,

схема, иллюстрация и др.)

П-3 - перерабатывать полученную

информацию:

сравнивать

и

группировать

математиче ские

факты и объекты.

П-4

-

делать

выводы

на

основе

обобщения умозаключений.

П-5

-

п р е о б р а з о в ы в а т ь

информацию

из

одной

формы

в

другую;

П-6

переходить

от

условно-

схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:

Р-1

с а м о с т о я т е л ь н о

формулировать цели урока после

предварительного обсуждения;

Р-2

совместно

с

учителем

обнаруживать

и

формулировать

высказывания?

-Какое действие последнее?

-Как называются компоненты действия?

-Как найти неизвестное делимое?

-Какое действие было следующим?

-Назовите компоненты.

- Как найти неизвестное слагаемое?

Дома вы тоже решали уравнения. Давайте их

проверим. Приготовьте сигнальные светофоры.

-Проверьте ответы первого столбика.

-Второго столбика.

-Третьего столбика.

- Имя какого древнегреческого поэта было

зашифровано? Как называются его самые

известные произведения?

Как вы поняли, сегодня на уроке мы будем

приводить в порядок наш ум и мысли.

-Площадка для строительства дома готова.

- Самое важное при постройке дома - это

фундамент - основа дома.

- Для того, чтобы произвести закладку

фундамента, нам необходимо выполнить

задание.

1.Какие величины не используются в задачах на

движение?

2. Как можно распределить эти величины,

- Задуманное число 1000.

Автор слов о математике

М.В.Ломоносов

Слайд 3.

Проверяют домашнее

задание, сигнализируя о

правильности его

выполнения

сигнальными

светофорами.

-Гомер, Одиссея и

Илиада.

Слайд 4.

Слайд 5.

Перетаскивают

величины в нужный

«водоворот».

Слайд 6.

учебную проблему;

Р-3

составлять

план

решения

отдельной учебной задачи

совместно с классом;

Р-4 – работая по плану, сверять

свои

действия

с

целью

и,

при

необходимо сти,

и с п р а в л я т ь

ошибки с помощью класса;

Р-5

в

диалоге

с

учителем

и

другими

учащимися

учиться

вырабатывать критерии оценки и

определять

степень

успешности

выполнения

своей

работы

и

работы всех, исходя из имеющихся

критериев.

используемые в решении задач на движение, на

3 группы?

3. Разделение, проверка

4.Прочитайте вопросы. У вас есть всего 20

секунд. Надо быстро ответить на вопросы.

Время пошло!

Молодцы! Фундамент заложен.

Перетаскивают

величины в нужный

столбик.

Слайд 7.

Работают на

интерактивной доске

-скорость, время,

расстояние

Слайд 8.

2

III.Формулирование

темы и целей урока

-Сформулируйте цель нашего урока

Решение задач на

движение, отрабатывать

умения решать задачи на

движение

5

IV. Повторение и

систематизация

изученного

материала

П-2 П-5 К-3 Р-5

Что нам необходимо для дальнейшего

строительства? Кирпичи-блоки. Чем больше

кирпичей, тем выше и больше наш дом.

На доске части кирпичей.

Чтобы собрать кирпичи, надо правильно

выбрать схему, к ней подпись и формулы.

Собираем кирпичи.

Проверьте, правильно ли подобраны формулы и

схема для встречного движения, для движения в

противоположных направлениях, для движения

с отставанием, для движения вдогонку.

Молодцы! Вы собрали достаточно

стройматериала. Перед продолжением

строительства, вы заслужили право хорошо

отдохнуть.

Физминутка.

Фронтальная работа.

Проверка при помощи

средств обратной связи.

Слайд 9.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

К-1 - доносить свою позицию до

других: оформлять свои мысли в

устной и письменной речи

(выражение решения учебной

задачи в общепринятых формах) с

учётом своих учебных речевых

ситуаций;

К--2 – доносить свою позицию до

других: высказывать свою точку

зрения и пытаться её обосновать,

приводя

15

V .

Т р е н и н г

(выбираем…).

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

П К-

3 К-1

- Каждая группа получает свой

кейс(Приложение 1)

- Будьте внимательны у Вас одинаковые кейсы,

но задания у каждой группы разные. Выберите

только ту задачу, которая Вам необходима.

На столах листочки с задачами.

Стол №1 выбирает задачи, в которых должна

произойти встреча двух объектов, стол №2

выбирает задачи, в которых встреча невозможна.

1.Из двух сёл выехали одновременно навстречу

друг другу трактор и повозка с сеном.

Скорость трактора 19 км/ч, а скорость

повозки 17 км/ч. Чему равно расстояние между

селами, если встреча произошла через 2 часа

после начала движения?

2. От одной пристани одновременно в

противоположных направлениях отплыли 2

катера. Через 3 часа расстояние между ними

стало равно 120 км. Найди скорость второго

катера, если известно, что скорость первого

катера составляет 25 км/ч?

3. Миша решил догнать Борю. Между ними

расстояние 100 м. Миша идет со скоростью

80 м/мин, а Боря – со скоростью 60 м/мин.

Через какое время Миша догонит Борю?

4.Лисица гонится за косулей. Скорость лисы

9 м/с, а скорость косули 11м/с. Сейчас

расстояние между ними 36 м.

Какое расстояние будет между ними через

12 секунд?

Работа по поиску поставленной проблемы

организована в 4 группах. Учащимся надо

выполнить необходимые расчёты. Работа по

группам с использованием кейс-метода.

Слайд 10(тексты задач)

Каждая группа выбирает

указанные задачи.

Работа со светофорами.

аргументы;

К-3

слушать

других,

пытаться

принимать

другую

точку

зрения,

быть готовым изменить

свою точку зрения;

К-4

читать

про

себя

тексты

учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы;

проверять себя;

отделять новое от известного;

выделять

главное;

составлять

план;

К-5

договариваться

с

людьми:

выполняя

различные

роли

в

г р у п п е ,

с о т р у д н и ч а т ь

в

совместном

решении

проблемы

(задачи).

Каждой группе даётся 5-6 минут. Заслушивается

выступление представителей от каждой группы

и обсуждение решения с применением кейс-

технологии.

- стол №1. Какую задачу вы выбрали?

Прочитайте и обоснуйте. Укажите сигналами

светофора, согласны ли вы с выбором этой

группы.

-стол №2. Какую задачу вы выбрали?

Прочитайте и обоснуйте. Укажите сигналами

светофора, согласны ли вы с выбором этой

группы.

- стол №1. Какую вторую задачу вы выбрали?

Прочитайте и обоснуйте. Укажите сигналами

светофора, согласны ли вы с выбором этой

группы.

- стол №2. Какую вторую задачу вы выбрали?

Прочитайте и обоснуйте. Укажите сигналами

светофора, согласны ли вы с выбором этой

группы.

-Обсудите способы решения этих задач.

-Какими способами можно решить эти задачи?

-Выберите удобный для себя способ и запишите

решение задач на листочке.

(Для тех, кто быстро решил задачи, на доске

вывешиваю дополнительное задание из

учебника. Стр.119 ,№10 )

Проверка по эталону задач №1.

-Кто решал задачу по действиям?

-Кто решал, используя формулу?

-Кто допустил ошибки в выборе действий?

Обсуждения в группе.

-По действиям или

выражением, используя

формулу.

Слайд 11.

Работа со светофорами.

Слайд 12.

Работа со светофорами.

-Кто допустил ошибки в вычислениях?

-Кто допустил ошибки в написании

наименований, ответа?

-Кто решил без ошибок?

Проверка по эталону задач №2.

-Кто решал задачу по действиям?

-Кто решал, используя формулу?

-Кто допустил ошибки в выборе действий?

-Кто допустил ошибки в вычислениях?

-Кто допустил ошибки в написании

наименований, ответа?

-Кто решил без ошибок?

4

VI.

Т р е н и н г

(выбираем…).

Закрепление

П К-

3 К-1 П-5

У нас красивые, высокие стены. Всё на месте,

всего хватает нашему дому? Нет крыши!

Следующий этап “Кроем крышу ”. Для этого

надо решить блиц - турнир

Блиц – турнир

Отрицательный ответ доказывается.

Верно ли, что:

1.Скорость - это быстрота движения.

2. Половина километра равна 50 метрам.

3. 2 часа 50 минут это 190 минут.

4.Тройка лошадей пробежала 3 км. Это значит,

что каждая лошадь пробежала 3000 метров.

Хорошо! Крыша получилась надёжная, никакой

дождь и снег не страшен.

Слайд 13.

Слайды 14, 15, 16, 17.

Учитель читает задание,

а учащиеся отвечают с

помощью сигнальных

светофоров (зеленый –

“да”, красный – “нет”)

Слайд 18.

Личностные результаты:

Л-1 – придерживаться этических

норм

общения

и

сотрудничества

при

совместной

работе

над

учебной задачей;

Л-2 – в созданных совместно с

педагогом на уроке ситуациях

общения и сотрудничества,

опираясь на общие для всех

простые правила поведения,

делать выбор, как себя вести.

2

VII. Рефлексия.

Вот проблема, темно в доме. Нет окон, а дом

должен быть светлым. Изготовим окна. Для

этого надо сформулировать, какими видами

работы мы занимались сегодня на уроке, что

Отрабатывали умение

решать задачи на

одновременное

движение, вычислять,

делали?

Ну, вот и готов наш чудо – дом. Не зря мы

трудились весь урок!

Наши прорабы хорошо справились с заданием.

Они получают такие оценки ….

Мне хотелось бы знать, как каждый из вас

оценивает свой труд, свои старания.

-Может кто-то считает, что он поработал сегодня

очень хорошо, потому что у него замечательное

настроение или потому что задания были

несложные, или потому что вам было интересно

сегодня.

-А кто-то, возможно, подумает немножко и

решит, что сегодня он занимался, не так

усердно, как обычно, потому что нет настроения

или слегка болит голова, или задания были

сложными.

У каждого из вас на столе лежат трафареты

домиков. Заштрихуйте крышу своего домика

зелёным карандашом те, кто занимался очень

хорошо и остался доволен своей работой на

уроке, красным – те, кто занимался хорошо, но

можете гораздо лучше. Оцените свою работу.

Поднимите свои домики.

работать в группах,

парах и индивидуально.

Делать проверку по

эталону, взаимопроверку.

-Решали задачи на

одновременное

движение.

Слайд 19.

VIII. Домашнее

задание.

Придумать задачи на одновременное движение

от 1 до 4 с разным направлением движения, если

не надо делать работу над ошибками.



В раздел образования