Автор: Каткова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Стрежевой, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание на тему:
«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»
Ход собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я хотела бы начать со слов СЛАЙД немецкого философа “Воспитание имеет целью сделать человека
самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей”.
Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать?
(Родители высказывают своё мнение)
Сегодня мы расскажем, как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Но что
такое самостоятельность и самообслуживание?
СЛАЙД
Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с
раннего детства И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что–то за ребенка или помочь ему в чем то
приходилось слышать фразу «Я сам».И мамы, которые не обращают внимания на сказанное ребенком,
тем самым препятствуя самостоятельности, удерживая его в зависимом состоянии несомненно наносят
вред ребёнку.
Потому что не все дети отличаются бойким характером, не каждый ребёнок сможет отстоять своё «Я
сам» и в результате позволяет родителям делать всё за него чуть ли не до школы, привыкая к подобному
обращению. А чтобы этого не случилось формировать навыки самообслуживания надо вовремя и
возраст
3года
–
это
тот
возраст,
когда
можно
и
нужно
поддерживать
у
ребёнка
стремление
к
самостоятельности, чтобы в дальнейшем и ему и вам было гораздо легче.
СЛАЙД В помощь Вам, уважаемые родители, есть мы – педагоги, ваши воспитатели. Одна из
наших задач - Сформировать у детей навыки самообслуживания.
В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой,
труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.
СЛАЙД
С
самых
первых
дней
пребывания
ребёнка
в
детском
саду
мы
организуем
процесс
самообслуживания. Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни:
1. Например: Малыш с усердием надевает колготки. Трудное занятие для малыша. СЛАЙД После
долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Мама прекращает как она говорит “эту
бесцельную
возню”,
быстрым
движением
с
раздражением
стягивает
с
ребёнка
колготы
и
натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мать строго говорит: ”Сиди
спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”.
Вопросы:
Правильно ли поступила мама?
( Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности,
в последствии ребенок может вырасти пассивным , ленивым.
Правильнее было бы обыграть ситуацию, а не накидываться на ребёнка с претензиями и показывать
своё раздражение. Сказать ребёнку: ” Ой, смотри какие глупые колготочки - перевернулись наизнанку!
Давай им поможем – вывернем их обратно”)
2. Другая ситуация. Малыш категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой
протест тем, что она еще маленький.
Вопрос:
Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.
(Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои
руки, не поддержали стремление к самостоятельности.
Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вот змея заползает в нору(одевание колгот,
носок), вот поезд едет через туннель( натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в
прятки.
Одежда закрыла лицо – где наш малыш?
В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать
желание одеваться самостоятельно.)
Мы с вами рассмотрели 2 ситуации.
Они разные, но есть то, что их объединяет. Как вы думаете, что это?
(Само разрешение ситуации, оно происходит в игровой форме)
Верно! Т.к. ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача
именно через игру научить детей самообслуживанию. СЛАЙД
Большое
значение
по
формированию
этих
навыков
имеет
чтение
и
обыгрывание
литературных
произведений, потешек по теме. (Обратить внимание родителей на художественные произведения для
детей по данной теме.) СЛАЙД
Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с
окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более уверенным в своих силах,
воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность
навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию
движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
Как происходит формирование навыков самообслуживания? СЛАЙД
1.Обязательно с прямого показа действия с объяснением.
2. Затем взрослый выполняет действия вместе с ребёнком.
Например: Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки,
трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции
в той же последовательности.
Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё,
штанишки, садится на горшок, надевает нижнее бельё и штанишки сам).
Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой. Справиться с ложкой – нужное умение,
можно сказать – жизненно важное.
Одевание
-
это
важный
процесс
в
воспитании.
Ребенок
учится
трудиться,
аккуратности,
опрятности,
узнает
названия
предметов
одежды,
развивается
моторика
рук,
закрепляется
название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.
Главное
правило:
Одежда
и
обувь
должны
быть
удобными,
эстетичными
и
практичными:
- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;
- желательна обувь не на шнурках, а на липучке;
- не перчатки, а варежки;
- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
- в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;
одежда должна соответствовать размеру ребенка.
СЛАЙД
Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить ее мне хотелось бы такими словами:
«Вместе мы многое сможем!». Надеюсь, что наша совместная работа даст нам хорошие
результаты.
Памятка для родителей
Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на
примере, как, что и в каком порядке делать.
Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность
выполнять все спокойно, самостоятельно.
Если у малыша, что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
Старайтесь использовать игровую ситуацию.
Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.