Напоминание

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»


Автор: Каткова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Стрежевой, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание на тему:

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я хотела бы начать со слов СЛАЙД немецкого философа “Воспитание имеет целью сделать человека

самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей”.

Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать?

(Родители высказывают своё мнение)

Сегодня мы расскажем, как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Но что

такое самостоятельность и самообслуживание?

СЛАЙД

Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с

раннего детства И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что–то за ребенка или помочь ему в чем то

приходилось слышать фразу «Я сам».И мамы, которые не обращают внимания на сказанное ребенком,

тем самым препятствуя самостоятельности, удерживая его в зависимом состоянии несомненно наносят

вред ребёнку.

Потому что не все дети отличаются бойким характером, не каждый ребёнок сможет отстоять своё «Я

сам» и в результате позволяет родителям делать всё за него чуть ли не до школы, привыкая к подобному

обращению. А чтобы этого не случилось формировать навыки самообслуживания надо вовремя и

возраст

3года

это

тот

возраст,

когда

можно

и

нужно

поддерживать

у

ребёнка

стремление

к

самостоятельности, чтобы в дальнейшем и ему и вам было гораздо легче.

СЛАЙД В помощь Вам, уважаемые родители, есть мы – педагоги, ваши воспитатели. Одна из

наших задач - Сформировать у детей навыки самообслуживания.

В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой,

труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.

СЛАЙД

С

самых

первых

дней

пребывания

ребёнка

в

детском

саду

мы

организуем

процесс

самообслуживания. Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни:

1. Например: Малыш с усердием надевает колготки. Трудное занятие для малыша. СЛАЙД После

долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Мама прекращает как она говорит “эту

бесцельную

возню”,

быстрым

движением

с

раздражением

стягивает

с

ребёнка

колготы

и

натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мать строго говорит: ”Сиди

спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”.

Вопросы:

Правильно ли поступила мама?

( Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности,

в последствии ребенок может вырасти пассивным , ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию, а не накидываться на ребёнка с претензиями и показывать

своё раздражение. Сказать ребёнку: ” Ой, смотри какие глупые колготочки - перевернулись наизнанку!

Давай им поможем – вывернем их обратно”)

2. Другая ситуация. Малыш категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой

протест тем, что она еще маленький.

Вопрос:

Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

(Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои

руки, не поддержали стремление к самостоятельности.

Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вот змея заползает в нору(одевание колгот,

носок), вот поезд едет через туннель( натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в

прятки.

Одежда закрыла лицо – где наш малыш?

В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать

желание одеваться самостоятельно.)

Мы с вами рассмотрели 2 ситуации.

Они разные, но есть то, что их объединяет. Как вы думаете, что это?

(Само разрешение ситуации, оно происходит в игровой форме)

Верно! Т.к. ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача

именно через игру научить детей самообслуживанию. СЛАЙД

Большое

значение

по

формированию

этих

навыков

имеет

чтение

и

обыгрывание

литературных

произведений, потешек по теме. (Обратить внимание родителей на художественные произведения для

детей по данной теме.) СЛАЙД

Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с

окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более уверенным в своих силах,

воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность

навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию

движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Как происходит формирование навыков самообслуживания? СЛАЙД

1.Обязательно с прямого показа действия с объяснением.

2. Затем взрослый выполняет действия вместе с ребёнком.

Например: Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки,

трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции

в той же последовательности.

Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё,

штанишки, садится на горшок, надевает нижнее бельё и штанишки сам).

Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой. Справиться с ложкой – нужное умение,

можно сказать – жизненно важное.

Одевание

-

это

важный

процесс

в

воспитании.

Ребенок

учится

трудиться,

аккуратности,

опрятности,

узнает

названия

предметов

одежды,

развивается

моторика

рук,

закрепляется

название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.

Главное

правило:

Одежда

и

обувь

должны

быть

удобными,

эстетичными

и

практичными:

- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;

- желательна обувь не на шнурках, а на липучке;

- не перчатки, а варежки;

- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;

- в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;

одежда должна соответствовать размеру ребенка.

СЛАЙД

Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить ее мне хотелось бы такими словами:

«Вместе мы многое сможем!». Надеюсь, что наша совместная работа даст нам хорошие

результаты.

Памятка для родителей

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на

примере, как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность

выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша, что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.

Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.



В раздел образования