Напоминание

Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.


Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация процесса адаптации к условиям ДОУ.

Способы введения детей в условия ДОУ.

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период,

сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких). Это не только процесс

привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и

выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни

безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи

реагируют достаточно спокойно. Это нормативный процесс. Эти переживания носят

приходящий характер, т.е. приходят – уходят.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Первая группа факторов связана с физическим состоянием вашего ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями к адаптации,

лучше справляется с трудностями. А вот дети, которые быстро утомляются, просто

соматически ослабленные, имеют плахой аппетит, такие детки испытывают трудности в

привыкании. Если ребёнок не приучен к правильному режиму, могут возникнуть

трудности, ребёнок плохо спит, родители не соблюдают режим ребёнка, всё это приводит к

истощению нервной системы. Такой малыш хуже справляется с трудностями

адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие ребёнок

заболевает. Ещё в дополнении происходит отрыв от родных. От того, насколько ребенок

подготовлен в семье к переходу в детское дошкольное учреждение и от того, как

организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение

адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни

малыша приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,

беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, он или стремится к контакту со

взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников.

Порой родители очень удивляются, что ребёнок сильно изменяется, у детей меняется

активность к предметному миру, его не радуют игрушки, снижается интерес к

окружающему миру, уровень речевой активности снижается, да и новые слова

осваиваются с большим трудом. Всё это в совокупности, объясняется тем, что ребёнок

попадает в окружение многих детей и конечно же подвергается риску инфицированной

чужой вирусной флорой, всё это нарушает реактивность организма, и в итоге к

заболеваниям.

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение

сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться

упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым

условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик.

Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трёх-четырёх месяцев

и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей

нервной системы и т.п.

Чтобы облегчить адаптационный период, сделать его менее болезненным, важно уделять

ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Рекомендации родителям

1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские

площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками.

2. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным

навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

3. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы

он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте

ребёнка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.

Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,

полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный

режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему

особому положению.

4. Важно создавать положительный образ детского сада. Никогда не пугайте ребёнка

воспитательницей или детским садом. Вместе с тем, не сулите ему райской жизни, будьте

честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать

позитивному настрою: расскажите о том, что может быть ему там интересно, чему он

сможет научиться.

5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе

(запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.)

6. Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые

чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним

ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в

детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно.

7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка,

о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть

какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте

доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с

родителями. Важно дать понять малышу, что ходить в садик придётся. Твёрдо скажите

малышу, что вы его оставляете только на несколько асов, что так надо, что вы его любите и

обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как

правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.

Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы

помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить

вас. И конечно, похвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам

семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие

успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть

малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с вами.

10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день

хорошего, а что не очень удалось, что ребёнок узнал нового, с кем играл. Отдав ребёнка в

садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а

в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть, что

рассказать друг другу.

11. Проблемы адаптации в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а

также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо

проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время

пребывания ребёнка в детском саду либо в течение какого-то времени по договорённости с

воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Способы введения детей в условия ДОУ

I. Адаптацию детей к дошкольному учреждению следует рассматривать как процесс

педагогически управляемый.

П. При организации управления необходимо учитывать, что адаптация детей третьего

года жизни к условиям детского сада - это активное усвоение ребенком

социального опыта новой для него среды, приобретаемого им в различных видах

деятельности и, в первую очередь, общения.

Ш. В организации управления процессом адаптации решающая роль принадлежит:

определению цели управления, которая заключается в построении комплексной

педагогической системы, обеспечивающей ребенку активное овладение необходимым

социальным опытом той среды, в которую он введен;

выявлению исходного уровня развития формирующей потребности в момент

поступления ребенка в дошкольное учреждение и принадлежности его к одной из

групп по характеру адаптации;

созданию программы управления процессом адаптации, то есть комплексной

системы педагогических воздействий, которая обеспечит взаимосвязь семейного и

общественного воспитания, единство принципов, содержания и методов

педагогического воздействия; формирование у ребенка, поступившего в дошкольное

учреждение потребностной сферы, адекватной условиям общественного воспитания.

Программа управления процессом адаптации включает два этапа:

I этап - организационный этап предусматривает -

организация

мероприятий,

подготавливающих

персонал

к

работе

с

детьми

в

адаптационный

период

(семинары,

лекции,

консультации,

беседы,

устные

и

письменные рекомендации в уголке воспитателя, педагогическом кабинете

по следующей тематике: "Особенности адаптации детей раннего возраста";

"Определение исходного состояния процесса адаптации у детей, поступивших в

детский сад"; "Организация деятельности детей в адаптационный период"; "Система

методов и приемов педагогического воздействия в период адаптации детей" и т.п.

регулирование воспитателем времени пребывания ребенка в группе в зависимости

от особенностей его адаптации. Составление подвижного графика двух-трехчасового

посещения группы детьми вновь поступающими.

организация работы с родителями, поступающих в детский сад, детей:

а) получение данных об особенностях развития и воспитания ребенка до

поступления его в группу (с помощью бесед с родителями, анкетирования);

б) ознакомление семьи в период оформления документов с условиями

дошкольного воспитания и с требованиями дошкольного учреждения

(консультации, день открытых дверей для родителей);

в) проведение педагогического патронажа воспитателем на дому с целью

знакомства с ребенком и условиями его воспитания в семье и установлении

первых взаимоотношений с воспитателем в привычной для ребенка

обстановке;

г) оформление стенда с советами для родителей по вопросам педагогического

воздействия в период адаптации детей;

д) проведение воспитателями родительского собрания на тему: "Как готовить

ребенка к поступлению в детский сад" или "Особенности адаптации детей и

роль родителей в этом процессе";

е) организация консультаций и бесед для родителей на темы: "Роль родителей

в период адаптации ребенка к детскому саду"; "Особенности возраста и

особенности адаптации детей"; "Характер адаптации детей и методы

педагогического воздействия"; "Особенности режима и методики режимных

процессов на третьем году жизни";

ж) организация первого знакомства ребенка с условиями детского сада в

присутствии родителей, в наиболее благоприятное для этого время

Данные мероприятия позволяют в первые дни пребывания ребенка в дошкольном

учреждении определить группу адаптации у детей, предусмотреть динамику

адаптационного процесса и пути управления ими. II этап включает:

- Определение роли семьи в руководстве адаптационным процессом ребенка в

зависимости от группы его адаптации.

а) допуск родителей в группу в тех случаях, когда у ребенка доминирует

потребность в общении с близкими взрослыми (I группа адаптации), с целью

снять аффективное состояние у ребенка с помощью непосредственно -

эмоционального общения с ним в новой обстановке, помочь установить

эмоциональный контакт с воспитателем, ознакомить ребенка с окружающими

предметами и игрушками совместно с воспитателем в ситуативно-действенном

общении, согласовать приемы и методы педагогического воздействия на

ребенка, а также согласовать режим ребенка и методику проведения режимных

процессов в семье и дошкольном учреждении.

б) организация деятельности детей в зависимости от уровня и ближайшей

"зоны развития". "Ближайшей зоной развития" является общение со

сверстниками и сюжетно-ролевая игра. Так организуя деятельность общения,

мы тем самым стимулируем развитие игровой деятельности и обеспечиваем

динамичность и поэтапность в развитии сферы детей I, П, III

групп адаптации.

в) при организации различных форм общения необходимо помнить, что

общение реализуется и в играх. Игра - ведущий вид деятельности ребенка

дошкольного возраста, поэтому необходимо организовывать как можно

больше игр, направленных на сближение детей друг с другом и воспитателем;

игр, направленных на освоение окружающей среды ребенком. Проведение

тренинговых программ адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

г) организация совместного праздника знакомства детей, родителей и

воспитателей; проведение бала-посвящения детей младшей группы в жизнь

детского сада.

- дифференцирование приемов и методов педагогического воздействия с учетом

исходного состояния процесса адаптации ребенка. Воспитателю рекомендуется

дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия, обеспечив

последовательность, преемственность, постепенность в усложнении требований,

предъявляемых к ребенку.

Поскольку старший воспитатель является главным помощником заведующей в

организации педагогического процесса, он обязан глубоко знать работу каждого

воспитателя, уметь дать рекомендации по управлению процессом адаптации каждого из

поступающих в дошкольное учреждение детей; организовать помощь воспитателю в

работе с вновь поступившими в детский сад детьми и их родителями по следующим

направлениям:

в установлении положительных взаимоотношений с родителями и детьми;

в определении исходного состояния процесса адаптации, то есть доминирующей

потребности у поступившего в детский сад ребенка;

в организации деятельности детей в адаптационный период;

в дифференцировании приемов и методов педагогического воздействия в

соответствии с особенностями адаптации детей.

Только комплексная дифференцированная система педагогических воздействий,

учитывающая характер адаптации каждого ребенка может обеспечить быстрое и

безболезненное вхождение ребенка в условия дошкольного образовательного учреждения,

оптимальное и своевременное его развитие в этот трудный для него период.

Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо решать

всем вместе: и воспитателям, и родителям.

Список используемой литературы:

1. К. Овсепян. Я иду в детский сад: Проблемы адаптации.

2. О. Громова. Зайка идет в садик

3. Н.Д. Ватутина. Ребенок поступает в детский сад

4. Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям.



В раздел образования