Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Организация процесса адаптации к условиям ДОУ.
Способы введения детей в условия ДОУ.
Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период,
сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких). Это не только процесс
привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и
выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни
безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи
реагируют достаточно спокойно. Это нормативный процесс. Эти переживания носят
приходящий характер, т.е. приходят – уходят.
Факторы, определяющие характер адаптации.
Первая группа факторов связана с физическим состоянием вашего ребенка.
Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями к адаптации,
лучше справляется с трудностями. А вот дети, которые быстро утомляются, просто
соматически ослабленные, имеют плахой аппетит, такие детки испытывают трудности в
привыкании. Если ребёнок не приучен к правильному режиму, могут возникнуть
трудности, ребёнок плохо спит, родители не соблюдают режим ребёнка, всё это приводит к
истощению нервной системы. Такой малыш хуже справляется с трудностями
адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие ребёнок
заболевает. Ещё в дополнении происходит отрыв от родных. От того, насколько ребенок
подготовлен в семье к переходу в детское дошкольное учреждение и от того, как
организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение
адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни
малыша приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.
Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,
беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, он или стремится к контакту со
взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников.
Порой родители очень удивляются, что ребёнок сильно изменяется, у детей меняется
активность к предметному миру, его не радуют игрушки, снижается интерес к
окружающему миру, уровень речевой активности снижается, да и новые слова
осваиваются с большим трудом. Всё это в совокупности, объясняется тем, что ребёнок
попадает в окружение многих детей и конечно же подвергается риску инфицированной
чужой вирусной флорой, всё это нарушает реактивность организма, и в итоге к
заболеваниям.
Выделяют три фазы адаптации:
1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение
сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться
упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым
условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик.
Ускоряется темп развития психологических процессов.
Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трёх-четырёх месяцев
и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей
нервной системы и т.п.
Чтобы облегчить адаптационный период, сделать его менее болезненным, важно уделять
ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Рекомендации родителям
1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские
площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками.
2. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным
навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
3. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы
он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте
ребёнка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.
Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,
полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный
режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему
особому положению.
4. Важно создавать положительный образ детского сада. Никогда не пугайте ребёнка
воспитательницей или детским садом. Вместе с тем, не сулите ему райской жизни, будьте
честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать
позитивному настрою: расскажите о том, что может быть ему там интересно, чему он
сможет научиться.
5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе
(запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.)
6. Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые
чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним
ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в
детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно.
7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка,
о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть
какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте
доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.
8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с
родителями. Важно дать понять малышу, что ходить в садик придётся. Твёрдо скажите
малышу, что вы его оставляете только на несколько асов, что так надо, что вы его любите и
обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как
правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.
Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы
помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить
вас. И конечно, похвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам
семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие
успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть
малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с вами.
10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день
хорошего, а что не очень удалось, что ребёнок узнал нового, с кем играл. Отдав ребёнка в
садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а
в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть, что
рассказать друг другу.
11. Проблемы адаптации в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а
также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо
проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время
пребывания ребёнка в детском саду либо в течение какого-то времени по договорённости с
воспитателем устраивать перерыв в середине недели.
Способы введения детей в условия ДОУ
I. Адаптацию детей к дошкольному учреждению следует рассматривать как процесс
педагогически управляемый.
П. При организации управления необходимо учитывать, что адаптация детей третьего
года жизни к условиям детского сада - это активное усвоение ребенком
социального опыта новой для него среды, приобретаемого им в различных видах
деятельности и, в первую очередь, общения.
Ш. В организации управления процессом адаптации решающая роль принадлежит:
определению цели управления, которая заключается в построении комплексной
педагогической системы, обеспечивающей ребенку активное овладение необходимым
социальным опытом той среды, в которую он введен;
выявлению исходного уровня развития формирующей потребности в момент
поступления ребенка в дошкольное учреждение и принадлежности его к одной из
групп по характеру адаптации;
созданию программы управления процессом адаптации, то есть комплексной
системы педагогических воздействий, которая обеспечит взаимосвязь семейного и
общественного воспитания, единство принципов, содержания и методов
педагогического воздействия; формирование у ребенка, поступившего в дошкольное
учреждение потребностной сферы, адекватной условиям общественного воспитания.
Программа управления процессом адаптации включает два этапа:
I этап - организационный этап предусматривает -
организация
мероприятий,
подготавливающих
персонал
к
работе
с
детьми
в
адаптационный
период
(семинары,
лекции,
консультации,
беседы,
устные
и
письменные рекомендации в уголке воспитателя, педагогическом кабинете
по следующей тематике: "Особенности адаптации детей раннего возраста";
"Определение исходного состояния процесса адаптации у детей, поступивших в
детский сад"; "Организация деятельности детей в адаптационный период"; "Система
методов и приемов педагогического воздействия в период адаптации детей" и т.п.
регулирование воспитателем времени пребывания ребенка в группе в зависимости
от особенностей его адаптации. Составление подвижного графика двух-трехчасового
посещения группы детьми вновь поступающими.
организация работы с родителями, поступающих в детский сад, детей:
а) получение данных об особенностях развития и воспитания ребенка до
поступления его в группу (с помощью бесед с родителями, анкетирования);
б) ознакомление семьи в период оформления документов с условиями
дошкольного воспитания и с требованиями дошкольного учреждения
(консультации, день открытых дверей для родителей);
в) проведение педагогического патронажа воспитателем на дому с целью
знакомства с ребенком и условиями его воспитания в семье и установлении
первых взаимоотношений с воспитателем в привычной для ребенка
обстановке;
г) оформление стенда с советами для родителей по вопросам педагогического
воздействия в период адаптации детей;
д) проведение воспитателями родительского собрания на тему: "Как готовить
ребенка к поступлению в детский сад" или "Особенности адаптации детей и
роль родителей в этом процессе";
е) организация консультаций и бесед для родителей на темы: "Роль родителей
в период адаптации ребенка к детскому саду"; "Особенности возраста и
особенности адаптации детей"; "Характер адаптации детей и методы
педагогического воздействия"; "Особенности режима и методики режимных
процессов на третьем году жизни";
ж) организация первого знакомства ребенка с условиями детского сада в
присутствии родителей, в наиболее благоприятное для этого время
Данные мероприятия позволяют в первые дни пребывания ребенка в дошкольном
учреждении определить группу адаптации у детей, предусмотреть динамику
адаптационного процесса и пути управления ими. II этап включает:
- Определение роли семьи в руководстве адаптационным процессом ребенка в
зависимости от группы его адаптации.
а) допуск родителей в группу в тех случаях, когда у ребенка доминирует
потребность в общении с близкими взрослыми (I группа адаптации), с целью
снять аффективное состояние у ребенка с помощью непосредственно -
эмоционального общения с ним в новой обстановке, помочь установить
эмоциональный контакт с воспитателем, ознакомить ребенка с окружающими
предметами и игрушками совместно с воспитателем в ситуативно-действенном
общении, согласовать приемы и методы педагогического воздействия на
ребенка, а также согласовать режим ребенка и методику проведения режимных
процессов в семье и дошкольном учреждении.
б) организация деятельности детей в зависимости от уровня и ближайшей
"зоны развития". "Ближайшей зоной развития" является общение со
сверстниками и сюжетно-ролевая игра. Так организуя деятельность общения,
мы тем самым стимулируем развитие игровой деятельности и обеспечиваем
динамичность и поэтапность в развитии сферы детей I, П, III
групп адаптации.
в) при организации различных форм общения необходимо помнить, что
общение реализуется и в играх. Игра - ведущий вид деятельности ребенка
дошкольного возраста, поэтому необходимо организовывать как можно
больше игр, направленных на сближение детей друг с другом и воспитателем;
игр, направленных на освоение окружающей среды ребенком. Проведение
тренинговых программ адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
г) организация совместного праздника знакомства детей, родителей и
воспитателей; проведение бала-посвящения детей младшей группы в жизнь
детского сада.
- дифференцирование приемов и методов педагогического воздействия с учетом
исходного состояния процесса адаптации ребенка. Воспитателю рекомендуется
дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия, обеспечив
последовательность, преемственность, постепенность в усложнении требований,
предъявляемых к ребенку.
Поскольку старший воспитатель является главным помощником заведующей в
организации педагогического процесса, он обязан глубоко знать работу каждого
воспитателя, уметь дать рекомендации по управлению процессом адаптации каждого из
поступающих в дошкольное учреждение детей; организовать помощь воспитателю в
работе с вновь поступившими в детский сад детьми и их родителями по следующим
направлениям:
в установлении положительных взаимоотношений с родителями и детьми;
в определении исходного состояния процесса адаптации, то есть доминирующей
потребности у поступившего в детский сад ребенка;
в организации деятельности детей в адаптационный период;
в дифференцировании приемов и методов педагогического воздействия в
соответствии с особенностями адаптации детей.
Только комплексная дифференцированная система педагогических воздействий,
учитывающая характер адаптации каждого ребенка может обеспечить быстрое и
безболезненное вхождение ребенка в условия дошкольного образовательного учреждения,
оптимальное и своевременное его развитие в этот трудный для него период.
Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо решать
всем вместе: и воспитателям, и родителям.
Список используемой литературы:
1. К. Овсепян. Я иду в детский сад: Проблемы адаптации.
2. О. Громова. Зайка идет в садик
3. Н.Д. Ватутина. Ребенок поступает в детский сад
4. Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям.