Авторы: Бреккиева Елена Александровна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка iii курса 331 группы и преподаватель физической культуры,теории и методики физического воспитания с практикумом
Учебное заведение: ГБПОУ"Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Особенности физического воспитания учеников начальных классов".
Раздел: среднее профессиональное
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Специфика физического воспитания учеников начальных классов.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою сᴨицифику,
обусловленную как их анатомо-физиологическими и психологическими
особенностями, а также и тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые
условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы
значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо
ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на
открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в
младшем школьном возрасте является не только необходимым условием
всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным
фактором повышения его умственной работоспособности.
Сᴨецифика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-
физиологическими - это высокое возбуждение нервной системы, повышенная
реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет - 88
уд/мин, 10 лет - 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет - 85/60, 10 лет -
90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось
окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища,
недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при
нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.
С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же
время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность
находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое
воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым
условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и
действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в
режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка,
повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.
Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой
развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.
Правильное физическое воспитание учеников - необходимое условие
нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности
обесᴨ
чивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается
обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что
когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников,
которые имеют правильный двигательный режим.
Основатель научно обоснованной теории физического воспитания П. Ф.
Лесгафт одним из основных заданий физического воспитания считал
формирование у детей умения с наименьшей затратой усилий и в наименьший
промежуток времени сознательно выполнять наибольшую работу. Совокупность
названных выше качеств и определяет уровень «двигательной культуры»
ребенка. Высокое развитие таких умений и качеств необходимо для обучения,
для многих современных профессий, а также для бытовых действий и военного
дела. Развитие умения эффективно осуществлять двигательные действия
является важным компонентом всестороннего гармоничного развития личности.
В начальных классах ученики должны иметь представление о правильном
двигательном режиме, осознавать значение утренней гигиенической
гимнастики, физической культуры, активного отдыха во внеурочное время,
знать, какая одежда и обувь нужны для занятий физическими упражнениями,
следить за правильностью осанки, знать правила закаливания. Получение
учениками знаний по физической культуре является необходимым условием
сознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие
интереса и привычки систематически заниматься физическими упражнениями.
Особенную роль играют знания учеников по физической культуре в
формировании у них умений самостоятельно выполнять физические
упражнения, в выработке у учеников убеждения о необходимости
систематически заниматься физкультурой, закалять организм с помощью
использования естественных факторов (солнца, воздуха, воды). Все это
содействует не только физическому развитию и укреплению здоровья учеников,
но и воспитывает у них правильное отношение к своему здоровью и к здоровью
других людей, способствует предотвращению или искоренению вредных для
здоровья привычек.
Развитие двигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в
процессе занятий физкультурой развивать у учеников скорость, силу, ловкость,
выносливость. Этот процесс тесно связан с формированием двигательных
навыков и обусловлен объемом и характером двигательной активности ребенка.
От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких
естественных движений, как бег, прыжки, метание, плавание и др.
В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие
двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений
развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического
воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает
раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие
сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно
определить содержание и методы физического воспитания, которые бы
содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их
возрастными особенностями.
Формирование интереса и привычки к занятиям физкультурой - необходимое
условие усᴨешного осуществления физического воспитания школьников.
В младшем школьном возрасте активно развиваются интересы и привычки.
Каждому школьнику следует привить желание заниматься физкультурой. Только
в том случае, если ученики с интересом относятся к урокам физкультуры, по
собственной инициативе посещают занятие в спортивных секциях, дома
выполняют упражнения и процедуры, направленные на закалку организма,
можно достичь их всестороннего физического развития и укрепления здоровья.
Большое значение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет
позиция семьи в этом вопросе. Интерес возникает и станет стойким, если
родители привлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста к
занятиям физкультурой, создают для этого необходимые условия.
Сᴨицифика влияния занятий физкультуры на воспитание морально-волевых
качеств заключается в том, что ученики для достижения усᴨехов в выполнении
физических упражнений выявляют целенаправленность и волю,
дисциплинированность, умение мобилизировать в нужный момент свои
физические и духовные силы. В то же время на занятиях физкультурой
преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство
дружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и тому
подобное. Следует стремиться достичь такого уровня сознания, чтобы в
процессе занятий, соревнований между командами, классами ученик получал
моральное удовольствие не только от своей ловкости, но и от того, что он сделал
это в интересах коллектива, во имя коллектива. В процессе совместной
практической деятельности дети приучаются к правильному поведению в
соответствии с нормами морали. Правильно организованное выполнение
упражнений группами, командные игры, участие в соревнованиях способствуют
входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами
коллектива.
При выполнении физических упражнений ученикам часто приходится выявлять
волевые усилия, чтобы преодолевать неуверенность и даже страх. В результате
постоянной тренировки у учеников воспитываются смелость, решительность,
настойчивость. Вместе с волевыми качествами одновременно воспитываются и
моральные черты личности, а моральное воспитание невозможно без
проявления волевых усилий.
Средства физического воспитания младших школьников.
Средствами физического воспитания младших школьников являются
физические упражнения, физический труд, использование гигиенических
факторов, оздоровительных сил природы.
Физические упражнения являются основным средством физического воспитания
в школе. С помощью их осуществляются задания, направленные на
всестороннее физическое развитие детей, формирование правильных навыков
таких естественных движений, как ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и
другое, развитие основных физических качеств (ловкости, скорости, силы,
выносливости), воспитание позитивных морально-волевых качеств и полезных
привычек.
На уроках физической культуры и на занятиях кружков общей физической
подготовки используются предусмотренные учебной программой упражнения
основной гимнастики (построение и ᴨерестроение; основные положения и
движения рук, ног, туловища; упражнения с мячами, скакалками;
акробатические и танцевальные упражнения; упражнения на гимнастической
стенке; удержание равновесия; ходьба и бег; прыжки; метание), подвижные
игры, лыжная подготовка, плавание, в 3 классе также упражнения легкой
атлетики.
Физический труд является важным средством физического воспитания
школьников. К. Д. Ушинский подчеркивал, что физический труд необходим для
развития и поддержки физических сил человека, его здоровья и физических
способностей. Ученики младших классов в школе и дома осуществляют
физический труд, связанный с самообслуживанием, удовлетворением
потребностей быта, общественно полезный труд.
С воспитанием сознательного и позитивного отношения к физическому труду у
детей развиваются ценные физические качества и умения. Уроки ручного труда,
общественно полезный труд детей и труд в быту следует организовывать,
придерживаясь необходимых гигиенических требований и правильно дозируя
физические нагрузки.
Гигиенические факторы - это режим дня школьника и соблюдения правил
гигиены.
Деятельность ребенка следует организовать так, чтобы выполнялись
рекомендации гигиены в учебе, труде, отдыхе, питании, занятиях физическими
упражнениями и тому подобное. Правильный режим дня (в школе и дома)
предотвращает ᴨереутомление, способствует усᴨ
шному выполнению всех заданий, устраняет нерациональную трату времени.
Для того чтобы дети придерживались установленного для них режима дня во
внешкольное время, учителю необходимо проводить разъяснительную работу,
как с детьми, так и с родителями, стремясь достичь сознательного усвоения
предусмотренных программой теоретических сведений по физической культуре,
в которыҳ раскрываются основные положения о двигательном режиме учеников.
Ученики должны понять необходимость выполнения режима дня как важного
условия усᴨешной учебы, физического развития, воспитания полезных
привычек.
Важной составной частью режима является соблюдение детьми правил гигиены
в повседневной жизни. Прививание им осознанной привычки придерживаться
правил личной и общественной гигиены - это одно из главных заданий
физического воспитания младших школьников, которое осуществляется
совместными усилиями школы и семьи.
Оздоровительные факторы (воздух, солнце, вода) можно использовать как
самостоятельное средство укрепления здоровья и закаливание организма
ребенка, например принятие воздушных и солнечных процедур, купание,
обтирание водой, а также в сочетании с выполнением физических упражнений
-воздушные ванны во время утренней гимнастики, водные процедуры после
утренней гимнастики и тому подобное.