Автор: Рыбакова Наталия Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 35 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт- Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Статья
Экспериментальная деятельность детей
среднего
дошкольного возраста.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их
усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания
приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает
детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если
применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться
как форма организации педагогического процесса, если последний основан
на методе экспериментирования. Вместе с
тем, экспериментирование является одним из видов познавательной
деятельности детей и взрослых.
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он
проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков,
доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в
том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на
развитие его творческих способностей, они дают детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В
процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются
его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует
развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с
новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций,
которые рассматриваются как умственные умения.
1
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами
деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить
свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение
знаний способствует развитию речи). Не требует особого доказательства
связь экспериментирования с формированием элементарных
математических представлений. Во время проведения опыта постоянно
возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму
и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную
значимость и способствует их осознанию. В то же время владение
математическими операциями облегчает экспериментирование.
Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных
возрастных группах.
Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста.
У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать
самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим –
для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без
постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность
четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно
проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети
изучают свойства воды и снега, песка.
Структура проведения игры-экспериментирования:
*постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
*выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых
детьми;
*проверка гипотез;
2
*подведение итогов, вывод;
*фиксация результатов;
*вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются
различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив (почему так);
*ситуация выбора.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка 4 – 5 лет
в группе имеется уголок экспериментирования, который оснащен
необходимым оборудованием и материалами для реализации
экспериментальной деятельности.
3
4