Напоминание

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»


Автор: Мангасарян Амалия Сергеевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Снежинка"
Населённый пункт: п. Нижнесортымский
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

« Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли ».

В. А. Сухомлинский

В

настоящее

время

немаловажную

роль

в

успешности

интеллектуального

и

психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Термин «мелкая моторика» известен всем родителям, но что это такое на самом

деле, мало кто представляет. Развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи,

мышления, памяти и логики у детей, поэтому очень важно уделять этому достаточное

внимание с самых ранних лет развития ребенка. От того, насколько ловко научится

ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее

развитие.

Под выражением «мелкая моторика» мы понимаем подвижность и ловкость мелких

мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Стимулируя

мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются процессы, которые связаны с

развитием интеллектуальных и речевых способностей.

В дошкольном возрасте дети развивают мелкую моторику с помощью специальных

игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Вместо любимых ими в

раннем

детстве

погремушек

и

плюшевых

мишек

позже

в

обиходе

появляются

конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей.

На сегодняшний день существует множество различных способов, которые можно

использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников.

Одни из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у

детей: пальчиковые игры, игры-шнуровки, конструкторы, лепка, аппликация, пальчиковые

краски, оригами и другие занятия с бумагой.

Для

занятий

пальчиковыми

играми

не

нужно

никакой

особенной

подготовки,

заниматься

можно

где

угодно

и

когда

угодно.

Причем

любые

действия

пальчиками

интереснее

подкреплять

какой-нибудь

веселой

песенкой,

коротенькой

сказкой

или

занятным

стихотворением.

При

выборе

пальчиковых

игр

для

дошкольников,

важно

следить за тем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать,

поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления.

Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Тем

самым

вырабатываются

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности. Сколько играть в пальчиковые

игры зависит от возраста малыша. Важно следить и за тем, какие предпочтения у вашего

ребенка, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Многие родители помнят игры-шнуровки еще с ясельного возраста своих детей -

игрушки со множеством деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их

на шнурок и продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы

пальцев

рук

за

счет

подобных

нанизываний,

но

и

за

счет

работы

с

различными

поверхностями, материалами и фактурами. Чем старше становится ребенок, тем сложнее

должна

быть

шнуровка

на

подобных

игрушках,

иначе

ожидаемые

результаты

не

оправдают себя.

Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики. Важно

научить ребенка держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на

пределы деталей, что пригодится ему для получения навыков письма. Все дети без

исключения любят рисовать с помощью пальчиковых красок. Они не только способствуют

развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками.

Развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и

мелкой моторики рук способствует лепка. Существует множество видов теста для лепки,

пластилина, а также материала для лепки на любой вкус ребенка вкус. Можно изготовить

материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто легко разминается,

хорошо лепится. Такие поделки можно раскрашивать красками и покрывать лаком.

Во

время

совместных

занятий

очень

важно

вызывать

у

ребенка

только

положительные эмоции, обучать в игровой форме.

Всестороннее и своевременное развитие мелкой моторики детских рук - очень

полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями, а также чрезвычайно

важный аспект работы с детьми дома и в детском саду.



В раздел образования