Напоминание

Концепция «Роль дидактических игр и дидактического материала в условиях реализации ФГОС ».


Автор: Мишина Турсунай Жанбековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Концепция «Роль дидактических игр и дидактического материала в условиях реализации ФГОС ».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Концепция «Роль дидактических игр и дидактического материала в условиях

ФГОС ».

Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. Его своеобразие

заключается в особой чувствительности и усвоении окружающей действительности: в

активности дошкольника - обследовательской, предметно- познавательной.

Главная задача воспитателя – разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно

вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к

систематической умственной деятельности.

Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели,

как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Поэтому интерес к обучению нужно формировать, опираясь на любознательность и

умственную активность детей с помощью обучения в игре.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки

полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок

имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности,

быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать

игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,

логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Дидактическая игра имеет важнейшее значение в формировании умственной

активности дошкольника. В ней дети не только уточняют и закрепляют знания,

полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и

приобретают новые.

Именно в дидактической игре нам удается привлечь внимание дошкольника к таким

предметам, которые их не интересуют и на которых трудно сосредоточить внимание.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в

игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. В игре знания

усваиваются наряду с развитием познавательных процессов.

Дидактические игры способствуют развитию самосознания, самооценки,

самоконтроля.

Своеобразие дидактической игры заключается в том, что она выступает одновременно,

как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия с

взрослым, особая форма обучения.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, игра - как

педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению

образовательных и воспитательных задач.

Таким образом, дидактическая игра объединяет в себе два начала: игровое и

обучающее. Главной характеристикой дидактической игры является единство игровой и

дидактической задач.

Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько

дошкольник овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это

побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать,

уточнять свои знания. Значит дидактическая игра помогает ему чему-то научиться в

лёгкой и непринуждённой форме.

Дидактическая игра не только позволяет закреплять и повторять полученные готовые

знания, но и формировать у детей новые представления и способы познавательной

деятельности. Именно через игру в дошкольном возрасте нужно вести обучение: играть с

детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности, обучать их в

процессе игры. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей,

игра не перегружает их не умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает в

интерес к обучению.

Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение

математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически

рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает

такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению,

способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует

приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность,

сжатость; требует выражения, интуиции. Именно поэтому работу с дошкольниками по

формированию элементарных математических представлений я стараюсь проводить в

занимательной форме, используя дидактическую игру, как основной метод развития

сенсорики у детей.

Математика является наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста.

Поэтому для развития познавательного интереса к математическим знаниям надо

использовать разнообразные методы и приёмы обучения математики, привлекая

красочный наглядный и раздаточный материал, а так же одним из эффективных средств

пробуждения живого интереса к данному предмету является дидактическая игра.

Наглядный дидактический материал рассчитан на определённое содержание, методы,

организацию фронтальной и индивидуальной формы обучения, соответствует возрастным

особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: педагогическим,

эстетическим, санитарно – гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется при

организации непосредственной образовательной деятельности, при объяснении нового,

его закреплении и проверки знаний дошкольников.

В основном используется наглядный дидактический материал двух видов:

демонстрационный, для показа и раздаточный, индивидуальный для каждого ребёнка.

Деление наглядного материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно, т. к.

одни и те же средства могут использоваться и для показа, и для упражнений. Тот и другой

материал должен быть художественно оформлен, с красочными пособиями дошкольникам

заниматься интереснее.

Необходимый для проведения непосредственной образовательной деятельности

дидактический материал в нашем детском саду воспитатели изготавливают или

приобретают сами, привлекая к этому родителей.

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с

аппетитом», - эти слова принадлежат французскому писателю А. Франсу, и с ними трудно

не согласиться.

В своей работе я использую такие дидактические игры: «Спрячь мышку», «Цвет,

форма, размер», «Сколько и каких», «Чудесный мешочек (слоник)», «Геометрическое

лото», «Разложи по цвету», «Математическая гусеница», «Найди предмет такой же

формы», «Посади зверей в вагончики», «Большой – маленький» и т. д. Именно эти игры

позволяют мне уточнять и закреплять представления детей о числах, геометрических

фигурах, размерах, временных и пространственных отношениях.

Следует так же отметить, что эти игры способствуют развитию наблюдательности,

внимания, памяти, мышления, речи. Они направлены на развитие у дошкольников

логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы,

как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез,

решать логические задачи.

Дидактические игры я изменяю по мере усложнения программного содержания, а

чтобы их разнообразить и сделать привлекательными для детей, использую красочный

наглядный дидактический материал.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в

детском саду. Первый путь заключается в традиционном воздействии взрослого на

содержание игры ребенка. В соответствии со вторым путем игра рассматривается как

культурная деятельность, и создаются благоприятные условия для формирования у детей

различных способов игры.

В связи с этим, в группе мною была оформлена сенсорная стена, её я активно

использую, как при организации непосредственной образовательной деятельности, так и

при проведении дидактических игр, при самостоятельной деятельности детей и

совместной деятельности детей и взрослого.

С помощью сенсорной стены дошкольники учатся считать, определять цвет и форму

предметов, закреплять понятия: «много – мало», «высоко – низко»; соотносить количество

предметов с цифрой, определять положение в пространстве, развивать зрительные

ориентиры.

Помимо того, что я использую стену при организации непосредственной

образовательной деятельности, дети также самостоятельно могут оперировать с ней. Им

интересно обследовать стену, используя полученные знания. Эти игровые действия

вызывают у детей интерес, радость, чувство удовлетворения. Так же развивается речь

детей: наполняется и активизируется словарь, формируется правильное

звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свой мысли.

На стене расположен стенд, который позволяет развивать мелкую моторику рук. На

нем дети могут открывать замки и задвижки, нажимать на кнопки телефона, играть со

счётами. Рядом, в сенсорном уголке, расположено много игр, как приобретённых, так и

сделанных своими руками. Здесь дети могут потрогать, покрутить, зашнуровать,

открутить – закрутить.

Дошкольники любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в

окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны

самостоятельно действовать. Я считаю, что предметная среда, созданная мною в группе,

как раз позволяет экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать

окружающий мир.

В соответствии с ФГОС ДО, развивающая предметно - пространственная среда моей

группы: содержательно – насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна,

доступна и безопасна. Она предполагает: соответствие возрастным возможностям детей и

содержанию Программы, возможность изменений в зависимости от образовательной

ситуации, возможность разнообразного использования различных составляющих среды,

периодическую сменность игрового материала, доступность для детей, исправность,

соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности

их использования.

Предметная среда группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной

к корректировке и развитию, т. е. она не только развивающая, но и развивающаяся. При

любых обстоятельствах она пополняется, обновляется и приспосабливается к

новообразованиям определённого возраста.

Таким образом, использование занимательных дидактических игр и упражнений на

занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных

математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня

сенсорного развития детей.



В раздел образования