Автор: Мишина Турсунай Жанбековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Концепция «Роль дидактических игр и дидактического материала в условиях реализации ФГОС ».
Раздел: дошкольное образование
Концепция «Роль дидактических игр и дидактического материала в условиях
ФГОС ».
Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. Его своеобразие
заключается в особой чувствительности и усвоении окружающей действительности: в
активности дошкольника - обследовательской, предметно- познавательной.
Главная задача воспитателя – разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно
вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к
систематической умственной деятельности.
Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели,
как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Поэтому интерес к обучению нужно формировать, опираясь на любознательность и
умственную активность детей с помощью обучения в игре.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок
имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности,
быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать
игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,
логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Дидактическая игра имеет важнейшее значение в формировании умственной
активности дошкольника. В ней дети не только уточняют и закрепляют знания,
полученные в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и
приобретают новые.
Именно в дидактической игре нам удается привлечь внимание дошкольника к таким
предметам, которые их не интересуют и на которых трудно сосредоточить внимание.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в
игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. В игре знания
усваиваются наряду с развитием познавательных процессов.
Дидактические игры способствуют развитию самосознания, самооценки,
самоконтроля.
Своеобразие дидактической игры заключается в том, что она выступает одновременно,
как вид игровой деятельности дошкольника и форма организации взаимодействия с
взрослым, особая форма обучения.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, игра - как
педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению
образовательных и воспитательных задач.
Таким образом, дидактическая игра объединяет в себе два начала: игровое и
обучающее. Главной характеристикой дидактической игры является единство игровой и
дидактической задач.
Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько
дошкольник овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это
побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать,
уточнять свои знания. Значит дидактическая игра помогает ему чему-то научиться в
лёгкой и непринуждённой форме.
Дидактическая игра не только позволяет закреплять и повторять полученные готовые
знания, но и формировать у детей новые представления и способы познавательной
деятельности. Именно через игру в дошкольном возрасте нужно вести обучение: играть с
детьми в процессе непосредственной образовательной деятельности, обучать их в
процессе игры. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей,
игра не перегружает их не умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает в
интерес к обучению.
Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение
математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически
рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает
такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, общению,
способность мыслить анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует
приобретению рациональных качеств мысли и ее выражение: порядок, точность, ясность,
сжатость; требует выражения, интуиции. Именно поэтому работу с дошкольниками по
формированию элементарных математических представлений я стараюсь проводить в
занимательной форме, используя дидактическую игру, как основной метод развития
сенсорики у детей.
Математика является наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста.
Поэтому для развития познавательного интереса к математическим знаниям надо
использовать разнообразные методы и приёмы обучения математики, привлекая
красочный наглядный и раздаточный материал, а так же одним из эффективных средств
пробуждения живого интереса к данному предмету является дидактическая игра.
Наглядный дидактический материал рассчитан на определённое содержание, методы,
организацию фронтальной и индивидуальной формы обучения, соответствует возрастным
особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: педагогическим,
эстетическим, санитарно – гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется при
организации непосредственной образовательной деятельности, при объяснении нового,
его закреплении и проверки знаний дошкольников.
В основном используется наглядный дидактический материал двух видов:
демонстрационный, для показа и раздаточный, индивидуальный для каждого ребёнка.
Деление наглядного материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно, т. к.
одни и те же средства могут использоваться и для показа, и для упражнений. Тот и другой
материал должен быть художественно оформлен, с красочными пособиями дошкольникам
заниматься интереснее.
Необходимый для проведения непосредственной образовательной деятельности
дидактический материал в нашем детском саду воспитатели изготавливают или
приобретают сами, привлекая к этому родителей.
«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с
аппетитом», - эти слова принадлежат французскому писателю А. Франсу, и с ними трудно
не согласиться.
В своей работе я использую такие дидактические игры: «Спрячь мышку», «Цвет,
форма, размер», «Сколько и каких», «Чудесный мешочек (слоник)», «Геометрическое
лото», «Разложи по цвету», «Математическая гусеница», «Найди предмет такой же
формы», «Посади зверей в вагончики», «Большой – маленький» и т. д. Именно эти игры
позволяют мне уточнять и закреплять представления детей о числах, геометрических
фигурах, размерах, временных и пространственных отношениях.
Следует так же отметить, что эти игры способствуют развитию наблюдательности,
внимания, памяти, мышления, речи. Они направлены на развитие у дошкольников
логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы,
как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез,
решать логические задачи.
Дидактические игры я изменяю по мере усложнения программного содержания, а
чтобы их разнообразить и сделать привлекательными для детей, использую красочный
наглядный дидактический материал.
В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в
детском саду. Первый путь заключается в традиционном воздействии взрослого на
содержание игры ребенка. В соответствии со вторым путем игра рассматривается как
культурная деятельность, и создаются благоприятные условия для формирования у детей
различных способов игры.
В связи с этим, в группе мною была оформлена сенсорная стена, её я активно
использую, как при организации непосредственной образовательной деятельности, так и
при проведении дидактических игр, при самостоятельной деятельности детей и
совместной деятельности детей и взрослого.
С помощью сенсорной стены дошкольники учатся считать, определять цвет и форму
предметов, закреплять понятия: «много – мало», «высоко – низко»; соотносить количество
предметов с цифрой, определять положение в пространстве, развивать зрительные
ориентиры.
Помимо того, что я использую стену при организации непосредственной
образовательной деятельности, дети также самостоятельно могут оперировать с ней. Им
интересно обследовать стену, используя полученные знания. Эти игровые действия
вызывают у детей интерес, радость, чувство удовлетворения. Так же развивается речь
детей: наполняется и активизируется словарь, формируется правильное
звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свой мысли.
На стене расположен стенд, который позволяет развивать мелкую моторику рук. На
нем дети могут открывать замки и задвижки, нажимать на кнопки телефона, играть со
счётами. Рядом, в сенсорном уголке, расположено много игр, как приобретённых, так и
сделанных своими руками. Здесь дети могут потрогать, покрутить, зашнуровать,
открутить – закрутить.
Дошкольники любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в
окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны
самостоятельно действовать. Я считаю, что предметная среда, созданная мною в группе,
как раз позволяет экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать
окружающий мир.
В соответствии с ФГОС ДО, развивающая предметно - пространственная среда моей
группы: содержательно – насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна,
доступна и безопасна. Она предполагает: соответствие возрастным возможностям детей и
содержанию Программы, возможность изменений в зависимости от образовательной
ситуации, возможность разнообразного использования различных составляющих среды,
периодическую сменность игрового материала, доступность для детей, исправность,
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности
их использования.
Предметная среда группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной
к корректировке и развитию, т. е. она не только развивающая, но и развивающаяся. При
любых обстоятельствах она пополняется, обновляется и приспосабливается к
новообразованиям определённого возраста.
Таким образом, использование занимательных дидактических игр и упражнений на
занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных
математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня
сенсорного развития детей.