Автор: Степанова Юлия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Родничок"
Населённый пункт: деревня Давыдово Орехово- Зуевский район Московской области
Наименование материала: Конспект открытого занятия с использованием нетрадиционных техник рисования
Тема: "Жар- птица"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия с использованием нетрадиционных техник
рисования «Жар птица». Старший дошкольный возраст.
Программное содержание:
Закреплять у детей знания о русском народном творчестве. Продолжать учить
использовать нетрадиционные способы в изображении предметов, сочетать
разные виды материалов. Совершенствовать технические навыки детей в
рисовании.
Развивать интерес к цветовой гамме, побуждать действовать с ней.
Обогащать словарный запас через название основных цветов и
использование обобщенных слов, прилагательных.
Воспитывать доброжелательное отношение к ближнему, отзывчивость,
сострадание, чувство прекрасного
Материал:
Демонстрационный: Панно с изображением птицы с белым оперением.
Образцы рисунков перьев. Музыкальное сопровождение.
Раздаточный: восковые мелки, акварельные краски, палитра, листы бумаги в
форме пера, салфетки, баночки для воды.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок «Иван-царевич
и серый волк», «Жар птица и Василиса-царевна», «Молодильные яблоки» и
авторской сказки Ершова "Конек-горбунок". Рассматривание иллюстраций к
сказкам. Сопоставление сказочного образа птицы с действительностью –
павлином. Беседа о русском народном творчестве.
Методические приемы:
Проблемная ситуация, вопросы к детям, анализ готовых рисунков,
самостоятельная деятельность детей, объяснение и показ деятельности
воспитателем, музыкальное сопровождение, художественное слово.
Словарная работа. Активизировать в речи детей слова: перья, Жар птица,
разноцветные, огненные, узкая и широкая часть, основание, верхняя часть,
круг, длинная и короткие полосы.
Ход занятия.
1.Вводная часть. Дети входят в зал, здороваются с гостями.
(Звучат звуки леса с пением птиц)
Воспитатель: Как сегодня красиво в зале, слышно пение птиц.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть вспугнёшь и не найти.
Мне кажется, что наш музыкальный зал превратился сегодня в сказочный
лес, посмотрите, ребята, вокруг разноцветные перья, какая красота. Ой, а вот
и на землю кто-то пёрышки уронил. Давайте их рассмотрим. (Рассматривают
перья вместе с детьми)
Как вы думаете, дети, а какая сказочная птица могла уронить эти
замечательные пёрышки? (Ответы детей)
Правильно, я тоже думаю, что это перья Жар птицы!
А кто она такая, эта Жар птица?
Мы с вами много сказок о ней читали, а вы помните, как называются эти
сказки? (Дети называют сказки).
А вы помните, где живет Жар птица? (Ответы детей).
А что она ест? (Ответы детей).
А почему её так называют? (Ответы детей).
А кто знает стихотворение про Жар птицу?
Ребенок читает стихотворение «Жар птица»
В замечательной стране.
На Земле и на Луне
Поселилась чудо-птица –
Настоящая царица.
Удивляют красотой
Перья, хвостик золотой.
Светом радужным искрится.
А зовут её Жар птица.
Жаль, что только лишь во сне
Прилетаешь ты ко мне.
Какое замечательное стихотворение, молодец!
Но почему же все-таки вокруг так много перьев разбросано, а птиц совсем не
видно.
Ребятки, а я тут одну маленькую птичку заметила, вот она притаилась. Дети,
а птица что-то держит. Да это письмо из сказочного леса для нас. Прочитаем
его?
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие, дети! Когда-то в нашем волшебном лесу жили удивительные
птицы. И среди них была Жар-птица – красивейшая из птиц, её оперенье
горело как огонь. Там, где она появлялась, все расцветало и от этого
становилось солнечно и красиво. Но злая волшебница позавидовала Жар-
птице, поймала ее и превратила в бесхвостое создание. Хвост ее стал белым,
потерял все свои волшебные краски. Опечалились все птицы сказочного леса
и улетели далеко-далеко, подальше от злой волшебницы».
Дети в сказочном лесу беда. А можно ли оставаться в стороне, когда к кому-
то приходит беда?
Как мы можем помочь несчастной Жар-птице? (Дети предлагают свои
варианты. Например: нарисовать красивый хвост).
Но дорогу в сказочный лес заколдовала злая волшебница, а расколдовать
можно назвав русские народные сказки, героями которых являются птицы.
Мы ведь с вами знаем огромное количество этих сказок. Давайте их назовём.
(Дети называют сказки). Молодцы, теперь путь нам открыт.
2.Основная часть. Вы готовы, собрались в дорогу? А музыка поможет нам не
сбиться в пути.
(Ходьба змейкой, по кругу, имитация деревьев в лесу –поднять руки вверх и
покачаться)
Вот мы и добрались с вами до волшебного леса, царства Жар- птицы.
(Воспитатель показывает детям панно с нарисованной птицей и белым
пушистым хвостом, предлагает детям определить какими красками
раскрашена сама птица).
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на птицу. Какими цветами
украшены ее перья (ответы детей).
Правильно - перья птицы разноцветные: красные, желтые, зеленые, голубые,
оранжевые. А давайте посмотрим на перышки, которые мы с вами нашли в
волшебном лесу, я думаю, что это разноцветные перышки от хвоста, на них
нарисован рисунок. Что вы видите?
Дети: круги и полоски разного цвета.
Воспитатель: посмотрите на перо, узкая часть - это основание, а широкое -
верхняя часть пера. Где находятся круги?
Дети: круги находятся на верхней части пера.
Воспитатель: из чего состоит рисунок, расположенный под кругами?
Дети: из длинных и коротких полосок.
Воспитатель. Обратите внимание на многоцветный «глаз» пера, подумайте,
как его можно изобразить?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель. (Поясняет отдельные художественные приемы изображения
«глаза» на пере Жар-птицы.) Можно нарисовать павлиний «глаз» восковым
карандашом: большой овал, внутри другой, внутри второго еще один –
поменьше. Потом закрасить красками.
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно определили и назвали. А когда
рисунок на пере готов, берем акварельные краски и делаем фон на всём
перышке цветным.
А теперь давайте приступим к работе, а нам поможем волшебная музыка
(дети садятся за столы).
Перед вами лежат перышки нашей птицы и волшебные краски и мелки.
Дети выбирают материалы и создают образ сказочного пера по замыслу.
Воспитатель. Вот наши перья уже готовы. Давайте теперь украсим этими
перьями хвост Жар-птицы и полюбуемся на нее. (Прикрепляем перья птице.)
Подходите по очереди к птице и приклеивайте свои перья к хвосту (дети
совместно с воспитателем приклеивают перья).
Воспитатель:
Ребята, а теперь подойдите все ко мне, давайте рассмотрим
птицу, которая у нас
получилась.
Какие красивые перышки у вас получились, все разные и необыкновенные.
Какая красота! Теперь в сказочном лесу снова станет солнечно и красиво,
вернутся все птицы и прогонят злую волшебницу. Посмотрите, какой у жар-
птицы получился красивый разноцветный хвост.
- Какая получилась птица по характеру? (Добрая, нежная)
- А по настроению? (Веселая, радостная)
- А какие цвета красок мы использовали, чтоб хвост птицы получился ярким
и разноцветным?
Молодцы.
Горит, словно солнышко,
Уронила пёрышко,
Иван пёрышко поднял,
Удивился и сказал:
«Неужели мне не снится!
Настоящая Жар-птица!»
Под музыку выбегает Жар- птица и танцует свой танец.
Жар птица: Спасибо, дорогие ребята, что вы вернули мне мой цветной хвост
и спасли меня от злой волшебницы. Теперь я снова смогу помогать людям.
А для вас я приготовила развлечение. Вы любите кататься на карусели?
Тогда я предлагаю прокатиться на карусели из моего райского сада.
Вы согласны?
Тогда занимайте свои места, полетели…
(Дети катаются на карусели).
Жар- птица угощает их конфетами с изображением сказочной птицы.
Прощание с жар- птицей и под музыку дети уходят из зала.