Напоминание

Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие педагога с родителями"


Автор: Рудых Надежда Ярославовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №335
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие педагога с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Групповая консультация для педагогов ДОУ

«Взаимодействие педагога с родителями"

Подготовила педагог-психолог

Рудых Н.Я.

Цель: способствовать

преодолению

трудностей

педагогов

в

общении

и

взаимодействии

с

родителями.

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

2. Отработка умения устанавливать контакты с родителями;

3. Овладение эффективных способов общения с родителями.

Оборудование: ватман на подгруппы – 4шт, фломастеры, презентация по теме семинара,

буклеты для педагогов.

Ход

1. Вводное слово ведущего.

Добрый день, уважаемые педагоги!

Тема нашей встречи сегодня «Взаимодействие педагога с родителями» (слайд№1)

Вопросы к участникам:

«Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»

«Помогают ли они Вам?»

«Есть ли у Вас родители, которыми Вы не довольны?»

«Есть ли родители, которые не довольны Вами?»

(Слайд №2)

Цель нашей встречи - способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и

взаимодействии с родителями.

Задачи:

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

2. Отработка умения устанавливать контакты с родителями;

3. Овладение эффективных способов общения с родителями.

Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В

процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким

образом

воспринимаем

информацию

от

собеседника.

Помните:

ведущая

роль

в

диалоге

принадлежит педагогу - он профессионал и официальный представитель образовательного

учреждения.

1.

Упражнение «Портрет трудного, портрет приятного родителя» (слайд №3)

Цель: Вербализация отрицательных эмоций, психологическая разгрузка.

Воспитателям предлагается в группах по 4-5 человек создать обобщенный словесный портрет

родителя,

общение

с

которым

вызывает

у

них

отрицательные

чувства,

а

затем

портрет

«идеального» родителя. Презентация групп.

2.

Дискуссия «Трудные» родители»

Обсуждение:

1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно

вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике

такие родители?

2. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам

неприятны?

3. А как вы думаете, что можно сделать чтобы «трудные» родители перешли в категорию

«идеального» родителя»

4. А много ли в вашей группе родителей, с которыми приятно взаимодействовать?

5. Что вам, как педагогам дает общение с такими родителями?

«Трудные» родители (слайд №4)

Агрессивные, конфликтные,

демонстрирующие наступающую позицию

Родители в позиции растерянности и

беспомощности

С т р е м я т с я

о п р а в д а т ь

с о б с т в е н н о е

невмешательство,

родительское

бессилие

в

воспитании своего ребенка: «Мы заняты на

работе, у нас нет времени, чтобы заниматься

ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги,

это Ваша обязанность учить и воспитывать

детей!».

Постоянно

жалуются

педагогу,

просят

о

помощи:

«Ребенок

нас

не

слушает,

мы

не

знаем что делать, помогите нам!».

Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и

избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на

сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для

решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

Слайд №5-6

На первой фазе общения с такими

родителями,

Вторая фаза беседы с родителем - это

необходимо

сохранить

эмоциональную

отстраненность

и

поддерживать

в

себе

спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е.

не позволить себе зарядится отрицательными

эмоциями

этого

родителя.

Как

показывает

опыт, необходимо «продержаться» примерно

10-15 минут, пока родитель в форме монолога

будет

высказывать

свои

претензии

или

жаловаться на свою беспомощность.

В случае с «агрессивным» родителем, нужно

стараться

выслушивать

молча,

оставаться

спокойной,

уверенной

в

себе,

не

теряя

вежливой доброжелательности.

А

в

случае

с «жалующимся»

родителем,

спокойно

киваем

собеседнику

головой,

вставляем

нейтральные

фразы:

«Я

Вас

с л у ш а ю » ,

« Я

В а с

п о н и м а ю … » ,

«Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и

эмоциональную

отстраненность,

родитель

начнёт

«остывать»,

его

эмоции

начнут

иссекать

и

гаснуть.

В

конце

концов,

он

успокоится,

в

нем

будет

формироваться

п с и х о л о г и ч е с к а я

г о т о в н о с т ь

к

конструктивному разговору с нами.

конструктивный

диалог,

о б суж д е н и е

вариантов решения проблем.

Ч т о б ы

и з бе ж ат ь

п р от и в о с т оя н и я

с

родителями:

·необходимо

проявлять

с д е р ж а н н у ю

доброжелательность и открытость;

·подчеркнуть

значимость

родителей

в

воспитании собственного ребенка;

·показать

родителю

свою

положительную

настроенность по отношению к его ребенку.

Когда

родитель

увидит

и

почувствует,

что

педагог

заботится

о

благополучии

его

ребенка,

он

перестанет

прибегать

к

«психологической»

защите

и

проявит

готовность к сотрудничеству.

·Не надо стремиться, во что бы то ни стало

отстаивать

свою

позицию,

навязывать

своё

мнение

родителям

(давление

приводит

к

протесту).

·Обсуждайте проблему, а не личные качества

ребенка и его родителей.

·Нужно выразить уверенность в том, что если

будут

организованы

совместные

усилия

семьи

и

педагогов

детского

сада,

то

существующая

воспитательная

проблема

будет успешно решена. «Мы вместе против

проблемы, а не против друг друга».

3.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10

минут.

Инструкция: Закройте

глаза.

Представьте

или

вспомните

ситуацию

неприятной

беседы

с

конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы»,

резервуара

или

кувшина,

в

который

Ваш

собеседник

«вливает»,

«закладывает»

свои

обвинительные

слова,

мысли,

чувства.

Постарайтесь

ощутить

внутреннее

состояние

«резервуара».

Вы

просто

форма,

Вы

не

реагируете

на

внешние

воздействия,

а

только

принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы

нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете

уверены,

что

сформировали

внутреннее

состояние

«резервуара»,

вступайте

в

диалог

с

собеседником.

4.

Проигрывание проблемных ситуаций (в малых группах по 5чел.) (слайд №7-13)

Цель: расширение поведенческого репертуара педагогов в проблемных ситуациях.

Ситуация №1:

Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый

педагог,

который

недавно

пришел

в

коллектив,

не

знает

родителей

и

детей,

а

также

особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так

как приближается время визита к врачу. А мама самого активного воспитанника, появляется в

дверях со словами: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть

время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;

Ситуация №2:

Рабочий день воспитателя подходит к концу, остается всего 10 минут, звонит мама одного из

воспитанников и говорит, что сильно задерживается, стоит в пробке.

Ситуация№3:

У воспитателя сильно болит голова, он сильно устал за день. Вечером, ближе к шести приходит

родительница, явно в плохом расположении духа (проблемы дома, на работе, день не удался, и

явно провоцирует воспитателя на конфликт, придираясь ко всяким мелочам.

Ситуация№4:

Мама пришла за ребенком, и в раздевалке неоправданно жестко ведет себя с ним, кричит,

замахивается на него. Эту картину наблюдают и другие дети, воспитатель понимает, что такое

обращение с ребенком незаслуженно и недопустимо.

Ситуация№5:

Воспитателю нужно обязательно переговорить с родителем на какую-то очень важную тему,

именно сегодня, а у мамы явно нет времени на разговоры, она в впопыхах собирает ребенка и

уже вот-вот собирается выходить.

Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок.

5.

Подведение итогов. Рефлексия (слайд №14)



В раздел образования