Автор: Рудых Надежда Ярославовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №335
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Консультация для педагогов ДОУ "Взаимодействие педагога с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Групповая консультация для педагогов ДОУ
«Взаимодействие педагога с родителями"
Подготовила педагог-психолог
Рудых Н.Я.
Цель: способствовать
преодолению
трудностей
педагогов
в
общении
и
взаимодействии
с
родителями.
Задачи:
1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2. Отработка умения устанавливать контакты с родителями;
3. Овладение эффективных способов общения с родителями.
Оборудование: ватман на подгруппы – 4шт, фломастеры, презентация по теме семинара,
буклеты для педагогов.
Ход
1. Вводное слово ведущего.
Добрый день, уважаемые педагоги!
Тема нашей встречи сегодня «Взаимодействие педагога с родителями» (слайд№1)
Вопросы к участникам:
«Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»
«Помогают ли они Вам?»
«Есть ли у Вас родители, которыми Вы не довольны?»
«Есть ли родители, которые не довольны Вами?»
(Слайд №2)
Цель нашей встречи - способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и
взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
2. Отработка умения устанавливать контакты с родителями;
3. Овладение эффективных способов общения с родителями.
Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В
процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким
образом
воспринимаем
информацию
от
собеседника.
Помните:
ведущая
роль
в
диалоге
принадлежит педагогу - он профессионал и официальный представитель образовательного
учреждения.
1.
Упражнение «Портрет трудного, портрет приятного родителя» (слайд №3)
Цель: Вербализация отрицательных эмоций, психологическая разгрузка.
Воспитателям предлагается в группах по 4-5 человек создать обобщенный словесный портрет
родителя,
общение
с
которым
вызывает
у
них
отрицательные
чувства,
а
затем
портрет
«идеального» родителя. Презентация групп.
2.
Дискуссия «Трудные» родители»
Обсуждение:
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно
вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике
такие родители?
2. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам
неприятны?
3. А как вы думаете, что можно сделать чтобы «трудные» родители перешли в категорию
«идеального» родителя»
4. А много ли в вашей группе родителей, с которыми приятно взаимодействовать?
5. Что вам, как педагогам дает общение с такими родителями?
«Трудные» родители (слайд №4)
Агрессивные, конфликтные,
демонстрирующие наступающую позицию
Родители в позиции растерянности и
беспомощности
С т р е м я т с я
о п р а в д а т ь
с о б с т в е н н о е
невмешательство,
родительское
бессилие
в
воспитании своего ребенка: «Мы заняты на
работе, у нас нет времени, чтобы заниматься
ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги,
это Ваша обязанность учить и воспитывать
детей!».
Постоянно
жалуются
педагогу,
просят
о
помощи:
«Ребенок
нас
не
слушает,
мы
не
знаем что делать, помогите нам!».
Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и
избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на
сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.
Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для
решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).
Слайд №5-6
На первой фазе общения с такими
родителями,
Вторая фаза беседы с родителем - это
необходимо
сохранить
эмоциональную
отстраненность
и
поддерживать
в
себе
спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е.
не позволить себе зарядится отрицательными
эмоциями
этого
родителя.
Как
показывает
опыт, необходимо «продержаться» примерно
10-15 минут, пока родитель в форме монолога
будет
высказывать
свои
претензии
или
жаловаться на свою беспомощность.
В случае с «агрессивным» родителем, нужно
стараться
выслушивать
молча,
оставаться
спокойной,
уверенной
в
себе,
не
теряя
вежливой доброжелательности.
А
в
случае
с «жалующимся»
родителем,
спокойно
киваем
собеседнику
головой,
вставляем
нейтральные
фразы:
«Я
Вас
с л у ш а ю » ,
« Я
В а с
п о н и м а ю … » ,
«Успокойтесь».
Почувствовав нашу нейтральную позицию и
эмоциональную
отстраненность,
родитель
начнёт
«остывать»,
его
эмоции
начнут
иссекать
и
гаснуть.
В
конце
концов,
он
успокоится,
в
нем
будет
формироваться
п с и х о л о г и ч е с к а я
г о т о в н о с т ь
к
конструктивному разговору с нами.
конструктивный
диалог,
о б суж д е н и е
вариантов решения проблем.
Ч т о б ы
и з бе ж ат ь
п р от и в о с т оя н и я
с
родителями:
·необходимо
проявлять
с д е р ж а н н у ю
доброжелательность и открытость;
·подчеркнуть
значимость
родителей
в
воспитании собственного ребенка;
·показать
родителю
свою
положительную
настроенность по отношению к его ребенку.
Когда
родитель
увидит
и
почувствует,
что
педагог
заботится
о
благополучии
его
ребенка,
он
перестанет
прибегать
к
«психологической»
защите
и
проявит
готовность к сотрудничеству.
·Не надо стремиться, во что бы то ни стало
отстаивать
свою
позицию,
навязывать
своё
мнение
родителям
(давление
приводит
к
протесту).
·Обсуждайте проблему, а не личные качества
ребенка и его родителей.
·Нужно выразить уверенность в том, что если
будут
организованы
совместные
усилия
семьи
и
педагогов
детского
сада,
то
существующая
воспитательная
проблема
будет успешно решена. «Мы вместе против
проблемы, а не против друг друга».
3.
Упражнение «Резервуар».
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)
Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10
минут.
Инструкция: Закройте
глаза.
Представьте
или
вспомните
ситуацию
неприятной
беседы
с
конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы»,
резервуара
или
кувшина,
в
который
Ваш
собеседник
«вливает»,
«закладывает»
свои
обвинительные
слова,
мысли,
чувства.
Постарайтесь
ощутить
внутреннее
состояние
«резервуара».
Вы
–
просто
форма,
Вы
не
реагируете
на
внешние
воздействия,
а
только
принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы
нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете
уверены,
что
сформировали
внутреннее
состояние
«резервуара»,
вступайте
в
диалог
с
собеседником.
4.
Проигрывание проблемных ситуаций (в малых группах по 5чел.) (слайд №7-13)
Цель: расширение поведенческого репертуара педагогов в проблемных ситуациях.
Ситуация №1:
Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый
педагог,
который
недавно
пришел
в
коллектив,
не
знает
родителей
и
детей,
а
также
особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так
как приближается время визита к врачу. А мама самого активного воспитанника, появляется в
дверях со словами: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть
время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;
Ситуация №2:
Рабочий день воспитателя подходит к концу, остается всего 10 минут, звонит мама одного из
воспитанников и говорит, что сильно задерживается, стоит в пробке.
Ситуация№3:
У воспитателя сильно болит голова, он сильно устал за день. Вечером, ближе к шести приходит
родительница, явно в плохом расположении духа (проблемы дома, на работе, день не удался, и
явно провоцирует воспитателя на конфликт, придираясь ко всяким мелочам.
Ситуация№4:
Мама пришла за ребенком, и в раздевалке неоправданно жестко ведет себя с ним, кричит,
замахивается на него. Эту картину наблюдают и другие дети, воспитатель понимает, что такое
обращение с ребенком незаслуженно и недопустимо.
Ситуация№5:
Воспитателю нужно обязательно переговорить с родителем на какую-то очень важную тему,
именно сегодня, а у мамы явно нет времени на разговоры, она в впопыхах собирает ребенка и
уже вот-вот собирается выходить.
Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок.
5.
Подведение итогов. Рефлексия (слайд №14)