Напоминание

Толерантность - необходима или противоестественна? Добро или Зло?


Авторы: Квасникова Елена Евгеньевна, Борисова Марина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 р.п. Колышлей Пензенской области
Населённый пункт: р.п.Колышлей
Наименование материала: внеурочное мероприятие
Тема: Толерантность - необходима или противоестественна? Добро или Зло?
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Пушкина

р.п. Колышлей Пензенской области

Диспут:

«Толерантность – необходима

или противоестественна?

Добро или Зло?»

Подготовили: учитель русского языка и литературы Борисова М.А.,

высшая квалификационная категория,

учитель истории и обществознания Квасникова Е.Е.,

высшая квалификационная категория.

Участники дискуссионного клуба: ученики 9 в и 11 а классов

1

Диспут: «Толерантность - необходима или противоестественна?

Добро или Зло?»

Цель:

рассмотреть различные точки зрения о толерантности с позиции позитивистов и

негативистов;

научить выстраивать свою точку зрения, опирающуюся на знания различных

источников, объективно относиться к историческим источникам и фактам,

искать и находить истину;

научить уважать иное мнение, не посягающее на морально-этические ценности.

Вид работы: «мозговой штурм».

Форма работы: практическая групповая работа.

Диспут проводится по следующему общему плану.

Диалог в диспуте ведётся строго поочерёдно, ход за ходом, как в шахматах. Если появ -

ляются два сообщения подряд от одного и того же диспутанта, рефери передаёт право

голоса оппоненту. Каждый диспутант имеет право сделать 8 ходов.

Первый раунд - экспозиция (1 ход)

Первым ходом противники излагают свою позицию по поводу тезиса в общем.

Второй раунд - свободная дискуссия (3 хода)

Диспутанты обмениваются любыми аргументами в произвольной форме.

Третий раунд - блиц (2 хода)

Оппоненты поочерёдно задают друг другу по три кратких вопроса. Ответы на них мо-

гут быть любые, но приветствуются краткие и по существу. Это наблюдает и оценивает

рефери.

Четвёртый раунд - интервью (считается за 1 ход)

В данном раунде диспутанты получают вопросы от ведущих.

Пятый раунд - резюме (1 ход)

2

По окончании диспута рефери подводит итог выступлений диспутантов одновременно.

Проблема: «Толерантность - необходима или противоестественна? Добро или Зло

Оборудование: м/м проектор, экран, гитара.

Ход диспута

I.

Введение

1.

Вступительное слово учителя. Квасникова Е.Е. - о необходимости иметь и

отстаивать своё мнение, умении вести цивилизованный разговор, о законах

диспута (слайды №1,2,3).

Слово

«диспут»

в

переводе

с

латинского

обозначает

«

рассуждение»,

«прение»

(disputar - рассуждать, disputatio - прение).

Учитель истории Квасникова Е.Е.:

- Уважаемые участники! Чёткая жизненная позиция, необходимость иметь и отста-

ивать своё мнение, умение вести цивилизованный разговор – вот те качества, которы-

ми должны обладать не только выпускники школы, но и все современные люди. Таково

требование времени. Хотя ещё Сократ обращался к молодым с призывом: «Заговори,

чтобы я мог тебя увидеть!». Говорите! Слово обладает великой силой ! Возможно, и

Красота спасёт мир, но уж Слово, решение проблем за столом переговоров – точно!

Однако, будьте осторожны!

Прежде чем спорить, продумайте главное, что Вы хотите доказать.

Если Вы пришли на диспут, обязательно выступите и докажите свою точку зре-

ния.

Говорите просто и ясно, логично и последовательно.

Говорите только то, что Вас волнует, в чем убеждены, не утверждайте того, в

чем не разобрались сами.

Спорьте по-честному: не искажайте мыслей того, с чьим мнением Вы не соглас-

ны.

Не повторяйте того, что до Вас уже было сказано.

Лучшее доказательство - точные факты, твердая логика.

3

Как доказательство приводите высказывания авторитетных людей, пословицы.

Уважайте того, кто с Вами спорит: постарайтесь ничем не обидеть, не оскорбить

товарища, ибо поступить так - значит показать, что ты не только силен в споре, но и

воспитан. О такте во время спора, диспута, дискуссии Ф.Честерфилд писал следую-

щее: «Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан

как в словах, так и в выражениях».

Придерживайтесь дружелюбного тона. Об-

ращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега,

собеседник, оппонент»). Ваш оппонент — не Ваш личный враг, он просто человек с

другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, пере-

хода на личности.

2.

Рефери – Ученик: - Уважаемые гости и участники диспута, я рад приветствовать

вас в этом зале! Надеюсь, что тема разговора никого не оставит равнодушным,

ведь последнее время об этом так много говорят! Но! Вначале представим

сборные команды старшеклассников: справа от меня – команда (название

команды), капитан – (фамилия , имя, класс), слева - команда (название команды),

капитан – (фамилия , имя, класс).

Так как команды сборные из учеников 9-11-х классов, предлагаю познакомиться

по технологии «снежного кома»: 1-й участник называет своё имя, 2-й – называет

имя 1-го и своё имя, 3-й – имя 1-го,2-го и своё и так далее. И пожать друг другу

руки (в своей команде).

После представления команд рефери продолжает вести диспут.

3.

Рефери: - Предлагаю участникам пройти разминку, ответы принимаю по первой

поднятой руке. Если есть особое мнение – прошу высказаться ( зачитывает

вопросы из слайда № 4: Закончи фразу:

- Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но …

- Спорь с человеком ума равного: за кем бы не осталась победа, …

- Спорь даже с глупцом. Удовлетворения ты не получишь, но …)

4.

Рефери: - В начале нашего диспута, я хочу предоставить слово учителю

русского языка и литературы, классному руководителю 9в класса Борисовой

М.А.

5.

Притча о терпении.

4

- Прежде, чем начать наш разговор, я хотела бы рассказать одну старинную

притчу. В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не

раздавались слова вражды и осуждения.

- В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушившиеся на неё как из рога

изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался.

Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. "Как это им удаётся так жить,

не ссорясь и не обижая друг друга?" - удивился он и приказал старшему мужчине того

рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал

писать на нём одно и то же слово, пока не написал его 100 раз.

Как Вы думаете, какое это слово?

(Возможные варианты ответов учеников: понимание или терпение.)

" Так вот из чего вырастают любовь и дружба? Из желания понять, а не осудить друг

друга!"- обрадовался правитель и с миром отпустил гостя."

"Понимание - начало согласия" - так писал Спиноза.

Давайте задумаемся неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо

окрикнуть своих детей, хлёстко отшлёпать баловников? Как это было бы просто, взять

да и выпустить накопившийся внутри пар. Но он никогда не позволял себе и слова,

произнесённого от неспокойного и злого сердца. Он всю жизнь умел придерживаться

выбранной линии поведения. А ещё - он был терпеливым человеком.

Слово толерантность происходит от лат. Tolerntia-терпение. Это медицинский

термин: 1)способность организма переносить неблагоприятные условия суще-

ствования; 2) терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению.

Это слово есть и в английском, и французском языках, которое переводится так(слайд).

В русском языке есть слово «терпение» (слайд).Но так или иначе –терпимость. И если

до середины прошлого века оно трактовалось как пассивная позиция (уступать кому-

то, наступать на себя), то сегодня, в современных условиях, это активное социальное

поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Без толерантно-

5

сти, терпимости сегодня невозможно построить хороших отношений как между

отдельными людьми, так и между государствами. Последние события в нашей стране

и в мире как нельзя красноречивее говорят об этом. На мой взгляд, это необходимое

условие мирного существования.

6.

Рефери: - Терпение – это важное качество. Оно у вас ещё не кончилось? Итак, я

объявляю тему - «Толерантность. Добро или Зло?» (слайд №5)

II. Тезисы

1.

Рефери: слово предоставляется Борисовой М.А.(слайд №6) – Что такое

толерантность? (с позиции позитива).

- В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16

ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости. По-другому этот

день называется днём толерантности.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности ( подписана

16 ноября 1995 года в Париже ста восьмидесяти пятью государствами, включая Рос-

сию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого

многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявле-

ний человеческой индивидуальности".

(«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание бога-

того многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и спосо-

бов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязан-

ность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопоряд-

ка…»

Из Декларации принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генераль-

ной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.)

Вывод: - Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с

людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо

иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пре-

делов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и

безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы

6

согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей,

которые ни во что не верят».

Найдите примеры из литературных произведений, сказок, поговорок, подтверждаю-

щие эти определения.

(Заслушиваются варианты ответов учеников: Тысячелетиями складывавшееся миро-

воззрение русского народа утверждало как положительные такие качества (слайд). Раз-

ве не они являются составляющими толерантности? Вся русская культура и литература

учат нс этому, воспитывая в духе толерантности. Вспомним некоторые из них:

В.Распутин «Уроки французского».

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»- «вечная Сонечка», спасавшая своей

терпимостью от голодной смерти семью и спасшая от духовной гибели Раскольнико-

ва.

М.Булгаков «Мастер и Маргарита»- Иешуа с своим убеждением, что все люди добрые

и даже Иуда, виновник его гибели- разве не высшее проявление толерантности?

И не отсутствие ли терпимости к принципам других привело к трагедии Базарова с его

нигилизмом; а домостроевская косность Кабанихи толкнула Катерину к самоубийству?

И Юшку убили люди, в которых напрочь отсутствовало это качество- терпимость.)

Рефери: слово предоставляется Квасниковой Е.Е.(слайды №6,7) – Что такое толе-

рантность? (с позиции негатива).

- Вам, юным, жить и творить в XXI веке. От того, какую дорогу вы выберете, за-

висит ваша судьба, судьба России, судьба мира. А в мире сейчас очень неспокойно, мы

живём в эпоху глобализации, захлестнувшей всю планету: товары – китайские, культу-

ра – европейская, миропорядок – американский.

В СССР термин толерантность с 30-х гг. XX века был под запретом, встреча совет-

ских людей с

понятием «толерантность»

произошла

в эпоху Перестройки,

М.-

Горбачёв ввёл его в политический оборот. Тогда это предполагало принятие другого,

нематериалистического мировоззрения, не марксистско-ленинской, а социал-демокра-

тической идеологии, делало страну открытой для восприятия всего лучшего, что со-

7

здала, прежде всего, Западная цивилизация. Мы, как дети, испытывали радость откры -

тия, подставляя свои неокрепшие души ветрам перемен. Мы думали, что также, как и

мы, радо нашему возвращению в единую человеческую цивилизацию всё мировое со-

общество. Наивные…

С тех пор прошло немало лет, выросло целое поколение, изменился мир , измени-

лось и наше восприятие мира. Но понимаем ли мы, что от нас требуется только одно:

безусловно принимать всё и терпеть. Возникает вопрос: сохранимся ли мы как народ,

страна, государство? Будем ли мы жить в мире? И что это будет за мир?

Приведите примеры из истории XX - нач. XXI в., раскрывающие отрицательный,

аморальный, агрессивный характер толерантности.

(Заслушиваются варианты ответов учеников.)

III. Аргументы

1.

Рефери: - Уважаемые участники, а вы как думаете, что же такое

толерантность? Вам даётся 3 минуты, чтобы подготовить аргументы в защиту

своей позиции. Слайд № 8, звучит музыка.

2.

Игра «Лукошко». В течение 3-4 минут присутствующие берут по одному

предмету(фигурки животных, куколки, глобус, ключ и т.д.) из лукошка и

придумывают 1-2 предложения, связанные с этим предметом и

толерантностью.

Рефери: - Предлагаю начать обсуждение. Слово – команде…(команды

представляют свои аргументы).

IV. Блиц – турнир

1.

Рефери: - Продолжаем работу нашего дискуссионного клуба: блиц-турнир!

Сейчас вы должны будете задать друг другу по три вопроса и ответить на

них. На обдумывание даётся 1 минуту. Прошу!

V. Ситуация

8

1. Рефери: - Следующий этап диспута – разбор ситуаций, в школе, в стране, в

мире. Представьте, что в нашу школу в течение учебного года , прямо на прошлой не-

деле, прибывает ученик из Пензы или из Москвы. Ведёт себя, ощущая свой «высо-

кий» статус, весьма своеобразно: школьную форму, дневник, домашние задания и за-

мечания дежурных не признаёт, уроки пропускает, окружил себя группой местных

мелких нарушителей школьного порядка. Ваше отношение к нему?

2. Рефери: - Вспомните события недавнего прошлого: в августе 2013 года в соседней

области (Саратовская область, г. Чапаевск) 20-летний молодой человек (русский, жи-

тель Чапаевска, недавно мобилизовавшийся из рядов РА) погиб в результате ножевого

ранения, заступившись за девушку. Так как всё это происходило при большом стече-

нии народа, следователи быстро установили всех участников события – группу чечен-

цев, приехавших в город на заработки, и решивших развлечься на дискотеке. Вину взял

на себя не достигший совершеннолетия чеченец, хотя свидетели утверждали, что но-

жевые ранения наносил более взрослый его родственник. Несмотря на митинги проте-

ста местных жителей, суд встал на сторону чеченской диаспоры и присудил не-

большой срок обвиняемому, который он должен был отбывать у себя на родине. Такие

случаи не единичны в последнее время. Ваше отношение к этому?

3. Рефери: - Попробуйте дать оценку событиям, происходящим на Украине, ведь в

них, как мы знаем из СМИ, участвуют и наши сверстники из «Правого сектора», изби-

вающие мирных жителей за русскую речь, призывающие к походу против сепарати-

стов. Прошу высказать ваше мнение .

VI. Резюме.

1.

Рефери: - Мы переходим к заключительной части нашего диспута. Перед тем,

как предоставить слово капитанам, давайте послушаем наших учителей. Пожа-

луйста, Марина Александровна!

2.

Борисова М.А. – Мировоззрение русского народа (слайд №9)

3.

Квасникова Е.Е. – Доведение до абсурда понятие толерантности (слайд №10)

4.

Рефери: - Желают ли высказаться гости? Прошу! Слово капитанам команд!

5.

Рефери подытоживает высказывания участников диспута, гостей и учителей

(слайд №11,12), благодарит всех участников, просит их пожать друг другу руки и

9

выслушать музыкальный привет от 11-классников (звучит «Студенческая песня»

Булата Окуджавы):

Поднявший меч на наш союз

достоин будет худшей кары.

И я за жизнь его тогда

не дам и самой ломаной гитары.

Как вожделенно жаждет век

нащупать брешь у нас в цепочке.

Возьмемся за руки, друзья,

возьмемся за руки, друзья,

чтоб не пропасть поодиночке.

Среди совсем чужих пиров

и слишком ненадежных истин,

не дожидаясь похвалы,

мы перья белые свои почистим.

Пока безумный наш султан

сулит дорогу нам к острогу,

возьмемся за руки, друзья,

возьмемся за руки, друзья,

возьмемся за руки, ей-Богу.

Когда ж придет дележки час,

не нас калач ржаной поманит,

и рай настанет не для нас,

зато Офелия всех нас помянет.

Пока ж не грянула пора

нам отправляться понемногу,

возьмемся за руки, друзья,

возьмемся за руки, друзья,

возьмемся за руки, ей-Богу.

10



В раздел образования