Авторы: Квасникова Елена Евгеньевна, Борисова Марина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 р.п. Колышлей Пензенской области
Населённый пункт: р.п.Колышлей
Наименование материала: внеурочное мероприятие
Тема: Толерантность - необходима или противоестественна? Добро или Зло?
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С.Пушкина
р.п. Колышлей Пензенской области
Диспут:
«Толерантность – необходима
или противоестественна?
Добро или Зло?»
Подготовили: учитель русского языка и литературы Борисова М.А.,
высшая квалификационная категория,
учитель истории и обществознания Квасникова Е.Е.,
высшая квалификационная категория.
Участники дискуссионного клуба: ученики 9 в и 11 а классов
1
Диспут: «Толерантность - необходима или противоестественна?
Добро или Зло?»
Цель:
рассмотреть различные точки зрения о толерантности с позиции позитивистов и
негативистов;
научить выстраивать свою точку зрения, опирающуюся на знания различных
источников, объективно относиться к историческим источникам и фактам,
искать и находить истину;
научить уважать иное мнение, не посягающее на морально-этические ценности.
Вид работы: «мозговой штурм».
Форма работы: практическая групповая работа.
Диспут проводится по следующему общему плану.
Диалог в диспуте ведётся строго поочерёдно, ход за ходом, как в шахматах. Если появ -
ляются два сообщения подряд от одного и того же диспутанта, рефери передаёт право
голоса оппоненту. Каждый диспутант имеет право сделать 8 ходов.
Первый раунд - экспозиция (1 ход)
Первым ходом противники излагают свою позицию по поводу тезиса в общем.
Второй раунд - свободная дискуссия (3 хода)
Диспутанты обмениваются любыми аргументами в произвольной форме.
Третий раунд - блиц (2 хода)
Оппоненты поочерёдно задают друг другу по три кратких вопроса. Ответы на них мо-
гут быть любые, но приветствуются краткие и по существу. Это наблюдает и оценивает
рефери.
Четвёртый раунд - интервью (считается за 1 ход)
В данном раунде диспутанты получают вопросы от ведущих.
Пятый раунд - резюме (1 ход)
2
По окончании диспута рефери подводит итог выступлений диспутантов одновременно.
Проблема: «Толерантность - необходима или противоестественна? Добро или Зло
Оборудование: м/м проектор, экран, гитара.
Ход диспута
I.
Введение
1.
Вступительное слово учителя. Квасникова Е.Е. - о необходимости иметь и
отстаивать своё мнение, умении вести цивилизованный разговор, о законах
диспута (слайды №1,2,3).
Слово
«диспут»
в
переводе
с
латинского
обозначает
«
рассуждение»,
«прение»
(disputar - рассуждать, disputatio - прение).
Учитель истории Квасникова Е.Е.:
- Уважаемые участники! Чёткая жизненная позиция, необходимость иметь и отста-
ивать своё мнение, умение вести цивилизованный разговор – вот те качества, которы-
ми должны обладать не только выпускники школы, но и все современные люди. Таково
требование времени. Хотя ещё Сократ обращался к молодым с призывом: «Заговори,
чтобы я мог тебя увидеть!». Говорите! Слово обладает великой силой ! Возможно, и
Красота спасёт мир, но уж Слово, решение проблем за столом переговоров – точно!
Однако, будьте осторожны!
Прежде чем спорить, продумайте главное, что Вы хотите доказать.
Если Вы пришли на диспут, обязательно выступите и докажите свою точку зре-
ния.
Говорите просто и ясно, логично и последовательно.
Говорите только то, что Вас волнует, в чем убеждены, не утверждайте того, в
чем не разобрались сами.
Спорьте по-честному: не искажайте мыслей того, с чьим мнением Вы не соглас-
ны.
Не повторяйте того, что до Вас уже было сказано.
Лучшее доказательство - точные факты, твердая логика.
3
Как доказательство приводите высказывания авторитетных людей, пословицы.
Уважайте того, кто с Вами спорит: постарайтесь ничем не обидеть, не оскорбить
товарища, ибо поступить так - значит показать, что ты не только силен в споре, но и
воспитан. О такте во время спора, диспута, дискуссии Ф.Честерфилд писал следую-
щее: «Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан
как в словах, так и в выражениях».
Придерживайтесь дружелюбного тона. Об-
ращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега,
собеседник, оппонент»). Ваш оппонент — не Ваш личный враг, он просто человек с
другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, пере-
хода на личности.
2.
Рефери – Ученик: - Уважаемые гости и участники диспута, я рад приветствовать
вас в этом зале! Надеюсь, что тема разговора никого не оставит равнодушным,
ведь последнее время об этом так много говорят! Но! Вначале представим
сборные команды старшеклассников: справа от меня – команда (название
команды), капитан – (фамилия , имя, класс), слева - команда (название команды),
капитан – (фамилия , имя, класс).
Так как команды сборные из учеников 9-11-х классов, предлагаю познакомиться
по технологии «снежного кома»: 1-й участник называет своё имя, 2-й – называет
имя 1-го и своё имя, 3-й – имя 1-го,2-го и своё и так далее. И пожать друг другу
руки (в своей команде).
После представления команд рефери продолжает вести диспут.
3.
Рефери: - Предлагаю участникам пройти разминку, ответы принимаю по первой
поднятой руке. Если есть особое мнение – прошу высказаться ( зачитывает
вопросы из слайда № 4: Закончи фразу:
- Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но …
- Спорь с человеком ума равного: за кем бы не осталась победа, …
- Спорь даже с глупцом. Удовлетворения ты не получишь, но …)
4.
Рефери: - В начале нашего диспута, я хочу предоставить слово учителю
русского языка и литературы, классному руководителю 9в класса Борисовой
М.А.
5.
Притча о терпении.
4
- Прежде, чем начать наш разговор, я хотела бы рассказать одну старинную
притчу. В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не
раздавались слова вражды и осуждения.
- В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушившиеся на неё как из рога
изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался.
Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. "Как это им удаётся так жить,
не ссорясь и не обижая друг друга?" - удивился он и приказал старшему мужчине того
рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал
писать на нём одно и то же слово, пока не написал его 100 раз.
Как Вы думаете, какое это слово?
(Возможные варианты ответов учеников: понимание или терпение.)
" Так вот из чего вырастают любовь и дружба? Из желания понять, а не осудить друг
друга!"- обрадовался правитель и с миром отпустил гостя."
"Понимание - начало согласия" - так писал Спиноза.
Давайте задумаемся неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо
окрикнуть своих детей, хлёстко отшлёпать баловников? Как это было бы просто, взять
да и выпустить накопившийся внутри пар. Но он никогда не позволял себе и слова,
произнесённого от неспокойного и злого сердца. Он всю жизнь умел придерживаться
выбранной линии поведения. А ещё - он был терпеливым человеком.
Слово толерантность происходит от лат. Tolerntia-терпение. Это медицинский
термин: 1)способность организма переносить неблагоприятные условия суще-
ствования; 2) терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению.
Это слово есть и в английском, и французском языках, которое переводится так(слайд).
В русском языке есть слово «терпение» (слайд).Но так или иначе –терпимость. И если
до середины прошлого века оно трактовалось как пассивная позиция (уступать кому-
то, наступать на себя), то сегодня, в современных условиях, это активное социальное
поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Без толерантно-
5
сти, терпимости сегодня невозможно построить хороших отношений как между
отдельными людьми, так и между государствами. Последние события в нашей стране
и в мире как нельзя красноречивее говорят об этом. На мой взгляд, это необходимое
условие мирного существования.
6.
Рефери: - Терпение – это важное качество. Оно у вас ещё не кончилось? Итак, я
объявляю тему - «Толерантность. Добро или Зло?» (слайд №5)
II. Тезисы
1.
Рефери: слово предоставляется Борисовой М.А.(слайд №6) – Что такое
толерантность? (с позиции позитива).
- В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16
ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости. По-другому этот
день называется днём толерантности.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности ( подписана
16 ноября 1995 года в Париже ста восьмидесяти пятью государствами, включая Рос-
сию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявле-
ний человеческой индивидуальности".
(«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание бога-
того многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и спосо-
бов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязан-
ность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопоряд-
ка…»
Из Декларации принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генераль-
ной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.)
Вывод: - Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с
людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо
иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пре-
делов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и
безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы
6
согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей,
которые ни во что не верят».
Найдите примеры из литературных произведений, сказок, поговорок, подтверждаю-
щие эти определения.
(Заслушиваются варианты ответов учеников: Тысячелетиями складывавшееся миро-
воззрение русского народа утверждало как положительные такие качества (слайд). Раз-
ве не они являются составляющими толерантности? Вся русская культура и литература
учат нс этому, воспитывая в духе толерантности. Вспомним некоторые из них:
В.Распутин «Уроки французского».
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»- «вечная Сонечка», спасавшая своей
терпимостью от голодной смерти семью и спасшая от духовной гибели Раскольнико-
ва.
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»- Иешуа с своим убеждением, что все люди добрые
и даже Иуда, виновник его гибели- разве не высшее проявление толерантности?
И не отсутствие ли терпимости к принципам других привело к трагедии Базарова с его
нигилизмом; а домостроевская косность Кабанихи толкнула Катерину к самоубийству?
И Юшку убили люди, в которых напрочь отсутствовало это качество- терпимость.)
Рефери: слово предоставляется Квасниковой Е.Е.(слайды №6,7) – Что такое толе-
рантность? (с позиции негатива).
- Вам, юным, жить и творить в XXI веке. От того, какую дорогу вы выберете, за-
висит ваша судьба, судьба России, судьба мира. А в мире сейчас очень неспокойно, мы
живём в эпоху глобализации, захлестнувшей всю планету: товары – китайские, культу-
ра – европейская, миропорядок – американский.
В СССР термин толерантность с 30-х гг. XX века был под запретом, встреча совет-
ских людей с
понятием «толерантность»
произошла
в эпоху Перестройки,
М.-
Горбачёв ввёл его в политический оборот. Тогда это предполагало принятие другого,
нематериалистического мировоззрения, не марксистско-ленинской, а социал-демокра-
тической идеологии, делало страну открытой для восприятия всего лучшего, что со-
7
здала, прежде всего, Западная цивилизация. Мы, как дети, испытывали радость откры -
тия, подставляя свои неокрепшие души ветрам перемен. Мы думали, что также, как и
мы, радо нашему возвращению в единую человеческую цивилизацию всё мировое со-
общество. Наивные…
С тех пор прошло немало лет, выросло целое поколение, изменился мир , измени-
лось и наше восприятие мира. Но понимаем ли мы, что от нас требуется только одно:
безусловно принимать всё и терпеть. Возникает вопрос: сохранимся ли мы как народ,
страна, государство? Будем ли мы жить в мире? И что это будет за мир?
Приведите примеры из истории XX - нач. XXI в., раскрывающие отрицательный,
аморальный, агрессивный характер толерантности.
(Заслушиваются варианты ответов учеников.)
III. Аргументы
1.
Рефери: - Уважаемые участники, а вы как думаете, что же такое
толерантность? Вам даётся 3 минуты, чтобы подготовить аргументы в защиту
своей позиции. Слайд № 8, звучит музыка.
2.
Игра «Лукошко». В течение 3-4 минут присутствующие берут по одному
предмету(фигурки животных, куколки, глобус, ключ и т.д.) из лукошка и
придумывают 1-2 предложения, связанные с этим предметом и
толерантностью.
Рефери: - Предлагаю начать обсуждение. Слово – команде…(команды
представляют свои аргументы).
IV. Блиц – турнир
1.
Рефери: - Продолжаем работу нашего дискуссионного клуба: блиц-турнир!
Сейчас вы должны будете задать друг другу по три вопроса и ответить на
них. На обдумывание даётся 1 минуту. Прошу!
V. Ситуация
8
1. Рефери: - Следующий этап диспута – разбор ситуаций, в школе, в стране, в
мире. Представьте, что в нашу школу в течение учебного года , прямо на прошлой не-
деле, прибывает ученик из Пензы или из Москвы. Ведёт себя, ощущая свой «высо-
кий» статус, весьма своеобразно: школьную форму, дневник, домашние задания и за-
мечания дежурных не признаёт, уроки пропускает, окружил себя группой местных
мелких нарушителей школьного порядка. Ваше отношение к нему?
2. Рефери: - Вспомните события недавнего прошлого: в августе 2013 года в соседней
области (Саратовская область, г. Чапаевск) 20-летний молодой человек (русский, жи-
тель Чапаевска, недавно мобилизовавшийся из рядов РА) погиб в результате ножевого
ранения, заступившись за девушку. Так как всё это происходило при большом стече-
нии народа, следователи быстро установили всех участников события – группу чечен-
цев, приехавших в город на заработки, и решивших развлечься на дискотеке. Вину взял
на себя не достигший совершеннолетия чеченец, хотя свидетели утверждали, что но-
жевые ранения наносил более взрослый его родственник. Несмотря на митинги проте-
ста местных жителей, суд встал на сторону чеченской диаспоры и присудил не-
большой срок обвиняемому, который он должен был отбывать у себя на родине. Такие
случаи не единичны в последнее время. Ваше отношение к этому?
3. Рефери: - Попробуйте дать оценку событиям, происходящим на Украине, ведь в
них, как мы знаем из СМИ, участвуют и наши сверстники из «Правого сектора», изби-
вающие мирных жителей за русскую речь, призывающие к походу против сепарати-
стов. Прошу высказать ваше мнение .
VI. Резюме.
1.
Рефери: - Мы переходим к заключительной части нашего диспута. Перед тем,
как предоставить слово капитанам, давайте послушаем наших учителей. Пожа-
луйста, Марина Александровна!
2.
Борисова М.А. – Мировоззрение русского народа (слайд №9)
3.
Квасникова Е.Е. – Доведение до абсурда понятие толерантности (слайд №10)
4.
Рефери: - Желают ли высказаться гости? Прошу! Слово капитанам команд!
5.
Рефери подытоживает высказывания участников диспута, гостей и учителей
(слайд №11,12), благодарит всех участников, просит их пожать друг другу руки и
9
выслушать музыкальный привет от 11-классников (звучит «Студенческая песня»
Булата Окуджавы):
Поднявший меч на наш союз
достоин будет худшей кары.
И я за жизнь его тогда
не дам и самой ломаной гитары.
Как вожделенно жаждет век
нащупать брешь у нас в цепочке.
Возьмемся за руки, друзья,
возьмемся за руки, друзья,
чтоб не пропасть поодиночке.
Среди совсем чужих пиров
и слишком ненадежных истин,
не дожидаясь похвалы,
мы перья белые свои почистим.
Пока безумный наш султан
сулит дорогу нам к острогу,
возьмемся за руки, друзья,
возьмемся за руки, друзья,
возьмемся за руки, ей-Богу.
Когда ж придет дележки час,
не нас калач ржаной поманит,
и рай настанет не для нас,
зато Офелия всех нас помянет.
Пока ж не грянула пора
нам отправляться понемногу,
возьмемся за руки, друзья,
возьмемся за руки, друзья,
возьмемся за руки, ей-Богу.
10