Автор: Кравченко Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №61
Населённый пункт: город Сургут ХМАО - Югра
Наименование материала: Экологический проект
Тема: Разведка осенних примет
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект «Разведка осенних примет»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Цели проекта:
-формирование умений ориентироваться в информационном пространстве,
самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения новых задач;
– овладение исследовательскими методами познания природы;
– приобретение коммуникативных навыков, умений работать в разнообразных
группах, исполняя разные социальные роли;
Работа по экологическому проекту «Разведка осенних примет» ведется в течение
сентября – октября.
Проект реализуется в игровой форме (игра в разведчиков). Перед детьми ставится
актуальная для них цель (личностно и социально значимая). Это значит, что при игровой
форме выполнения проекта игра является средством достижения цели.
Помочь обозначить цель проекта можно, начав работу с «неожиданно» принесенного
почтальоном письма следующего содержания:
«Здравствуйте, ребята! На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы
хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так,
что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали,
что трава еще зеленая, а другие – что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже
наступила, а другие думают, что осень еще только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, ведь вы сможете определить – наступила
ли осень? Говорят, что она идет к нам через ваш город. Расскажите нам, когда она будет в
лесу?!
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства!
Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое! Надеемся на вашу помощь!
Заячье собрание. Пригородный лес».
Работа
с
письмом
подводит
детей к цели: узнать, наступила ли осень – не по
календарю, а в природе и в городе.
Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку осенних примет.
НАЧИНАЕТСЯ ИГРА. Формируется команда разведчиков: группа детей разбивается
на небольшие отряды, которые выбирают командира. Каждый отряд придумывает свое
название (осеннее), эмблему. Разрабатывается маршрут:
I этап – «Старт»;
II этап – «Разведка на местности».
На первом этапе дети собирают информацию о приметах осени и готовятся к
празднику – старту разведки на местности. На старте они должны продемонстрировать
свою готовность к разведке: знание осенних примет, умение отличать приметы осени в
природе и в городе.
СТАРТ представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют отряды.
1. Каждый отряд представляет себя: название, эмблему, приветствие.
2. Конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы.
3.
Конкурс
художников
–
«Волшебное
письмо».
Художники
должны
выполнить
задание – раскрасить заданный (в контурном черно-белом варианте) пейзаж так, чтобы
он соответствовал осеннему времени года.
4. Конкурс «Одень прохожих»: из предложенной одежды (в рисунках) участникам
конкурса необходимо отобрать наиболее подходящую для осени. При этом желательно не
забыть мелкие детали (плащ, зонтик). Лишнюю одежду (коньки) необходимо отложить в
сторону.
5. «Копилка народной мудрости» – конкурс знатоков народных примет.
6. «Осенняя мелодия» (исполнение песен об осени).
7. «Портрет осени» (домашнее задание: дети демонстрируют нарисованный заранее
портрет осени и комментируют его, подробно характеризуя это время года).
Конкурсная программа заканчивается решением жюри о готовности детей к разведке на
местности и вручением призов и маршрутных листов для игры на местности.
ВТОРОЙ ЭТАП – разведка на местности – это путешествие детей по намеченному
маршруту с остановками, на которых каждый отряд выполняет определенное задание.
1) «Облака». Дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Делают
соответствующие рисунки.
2) «Вода». Возле реки (искусственный пруд) наблюдают цвет воды, волны, измеряют
температуру воды.
3) «Городские цветы». Дети собирают в конверт семена цветов.
4) «Прохожие». Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года.
5)
«Листопад».
Сбор
осенних
листьев
и
т.д.
Содержание
остановок
зависит
от
особенностей окружающей природной и социальной среды.
РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ можно провести в присутствии родителей.
Частью сценария итогового праздника является чествование Осени.
Не забудьте ответить и на письмо с Заячьей поляны: текст составляется, запечатывается
в конверт, а утром неожиданно конверт исчезает.
При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовали
разведчики: какой отряд оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных
примет и т.п., что получилось не так, как задумывали.