Автор: Сулейманова Зарема Якубовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Симферопольский район, Республика Крым
Наименование материала: Статья по химии для старших классов
Тема: "Материал в форме школьной лекции"
Раздел: полное образование
МБОУ «Перевальненская школа» Симферопольского района
Республики Крым
Особенности изложения нового материала в форме школьной
лекции для активизации познавательной деятельности учащихся
Автор: учитель химии
Сулейманова З.Я.
Введение
Работа учителя –бесконечный поиск. То, что вчера считалось новым, сегодня уже не
отвечает требованиям современного урока. Основной линией совершенствования
процесса
обучения
учащихся
на
уроках
химии,
считаю
реализацию
идеи,
направленной
оптимизации, приоритетными
направлениями
развития
общего
химического образования являются:
- системно-деятельностный подход;
- использование личностно-ориентированных технологий, развивающих у учащихся
способности и умение самостоятельно приобретать знания из различных источников
информации;
-
перенос
акцента
с
репродуктивных
форм
учебной
деятельности
на
самостоятельные,
поисково-исследовательские
виды
работы,
аналитическую
деятельность
и,
в
связи
с
этим,
формирование
у
школьников
аналитических
способностей, ключевых и предметных компетентностей;
-
использование
интерактивных
форм
обучения,
современных
информационно-
коммуникационных технологий;
-
тщательное
изучение,
системное
повторение
ключевых
тем
школьного
курса
химии;
-
создание
условий
для
дифференциации
и
индивидуализации
обучения,
формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся в системе
профильного обучения;
- повышение практической и прикладной направленности содержания химического
образования
и,
как
следствие,
формирование
функциональной
грамотности
учащихся;
- усиление воспитательного потенциала урока химии.
Неслучайно приходится из множества методов и приемов, форм и средств
обучения выбирать единственно необходимые для определенного класса.В процессе
обучения, в связи с быстрым ростом новых достижений в химической науке, часто
возникает противоречие между объемом изучаемого материала и сроком обучения.
Решить это противоречие можно только с помощью интенсификации учебного
процесса. Многие преподаватели, решая эту проблему, используют на своих уроках
интерактивные формы обучения, технические средства обучения, учебно-наглядные
пособия. Целесообразно, наряду с уроком, как основной формой учебного процесса
в старших классах использовать лекции и семинарские занятия. Эта форма позволит
обучающимся легче адаптироваться в высшем учебном заведении, куда они
попадают при окончании школы.
Сегодня, практически, в каждой семье есть интернет и этот факт приводит к
тому, что учитель перестает быть первоисточником знаний, а это снижает интерес к
учебному процессу. В современной школе необходима переориентация учебного
процесса
на
формы
и
методы,
стимулирующие
мыслительную
деятельность.
Большие
возможности
в
достижении
активизации
умственной
деятельности
заложены в проблемном изучении материала. Проблемность в обучении – это не
новый
метод,
но
чаще
его
используют
на
начальных
этапах
усвоения
нового
материала,
и
реже
на
этапе
применения
полученных
знаний.
На
уроке
важно
грамотно распределить деятельность между учителем и учащимися, я имею в виду,
разделения
всех
компонентов
урока:
мотива
и
цели,
действий
и
операций,
переживаний и результата. Изложение тем в лекционной форме позволяет правильно
распределить и экономить общее число учебных часов и выделить больше времени
на обобщение изученного материала в форме семинарских и зачетных уроков.
Вот что пишет Т.С. Ярославцева, учитель химии в школе №6 г. Курска о своем опыте
проведения лекций и семинарских занятий в старших классах. «Для успешной
учебной деятельности, а в дальнейшем и трудовой очень важно, чтобы учащиеся
научились:
а) составлять план работы, доклада, выступления;
б) выделять главное в прочитанной статье, прослушанном сообщении, лекции;
в) проводить анализ, сравнивать разные выступления, доказывать несостоятельность
тех или иных доводов;
г) вести краткие, грамотные записи;
д)
работать
с
различными
источниками,
пользоваться
библиографическими
указателями;
е) аргументированно высказывать свое мнение перед коллективом.»
Я хочу показать одно из направлений усовершенствования процесса обучения –
особенности изложения нового материала в форме школьной лекции.
Теоретические основы лекционного метода изложения нового материала
Лекция – одна из основных форм учебного процесса и один из основных
методов преподавания в вузе. Лекция –от латинского lectio – «чтение». Лекционная
форма организации учебных занятий в вузе имело своей главной целью передачу
знаний. В настоящее время лекция перестала быть прерогативой высшей школы. Ее
применяют
в
колледжах,
лицеях,
в
системе
профессионально-технического
обучения,
а
также
в
общеобразовательных
школах.
Условием
эффективного
проведения является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически
стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с
резюме и выводами. Очень важно обеспечить доступность, ясность изложения,
объяснить
термины,
подобрать
примеры
и
иллюстрации,
использовать
разнообразные средства наглядности.
По характеру изложения материала и учебно-познавательной деятельности
учащихся
лекции
делятся
на
проблемные
и
информационно-познавательные.
В
зависимости от дидактической цели различают вводную, обзорную, установочную,
текущую и межпредметную лекции. В зависимости от той или иной функции можно
использовать
лекцию-визуализацию
(в
рисунках,
графиках,
схемах),
лекцию-
консультацию (приглашенный является грамотным специалистом, но не педагогом),
лекцию- провокацию (содержит запланированные ошибки), лекцию с применением
интерактивных методов (« Мозговой штурм», « Микрофон», «Детектор», ролевые
игры) и другие.
На доске в процессе разбора нового материала рождается обобщенный краткий
конспект
урока,
основные
опорные
пункты,
вторая
часть
конспекта
состоит
из
заданий (это могут быть тесты) по данной теме. Такие задания побуждают учащихся
совершать
активную,
мыслительную
деятельность.
Важно,
чтобы
проверка
первичного усвоения основных вопросов проводилась на этом же уроке. Этим
достигается сразу несколько целей; можно внести коррективы в домашнее задание и
найти оптимальные формы следующего урока. Еще К.Д. Ушинский писал, что
учение есть труд полный активности и мысли.
Завершением изучения темы являются семинарские и зачетные занятия, на
которых проверяется усвоение учебного материала по темам и в целом. Неоценима
роль
лекционной
формы
организации
урока
в
развитии
познавательной
деятельности при изучении таких тем, где невозможно обойтись без дополнительной
литературы, где необходимо подчеркнуть межпредметную связь и связь химии с
жизнью.
Например
такие
темы:
«Сплавы
металлов»
-
9
класс;
«
Природный
и
попутный нефтяные газы, их состав и использование», « Нефть и нефтепродукты.
Перегонка
нефти»,
«Понятие
о
синтетических
моющих
средствах.
Правила
безопасного обращения со средствами бытовой химии», «Превращение белков в
организме. Успехи в изучении и синтезе белков» - 10 класс; «Общие принципы и
экологические проблемы химического производства» - 11 класс и другие. На таких
уроках развивается разносторонний интерес, компетенция обучаемых, социальная
ориентация
химических
знаний,
формирование
экологического
воспитания
и
навыков здорового образа жизни.
Урок о котором я хочу рассказать проводился в форме лекции с постановкой
проблемных вопросов. Тема урока «Природный и попутный нефтяные газы, их
состав и использование». В учебнике «Химия 10» (авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г.
Фельдмана) сведения по этой теме довольно краткие, однако попутные и нефтяные
газы заслуживают большего внимания, благодаря той роли, которую они играют как
источники сырья газовой и химической промышленности. Я использую проблемно-
поисковый метод. На проблемный вопрос к классу каков состав природного газа,
предлагается три варианта расчетных задач.
1.Дано: Найти молекулярную формулу углеводорода.
W(С)- 75%
W(H)-25%
2.
Дано: Найти молекулярную формулу алкана
Д
Н2=8
3.Дано: Найти молекулярную формулу предельного углеводорода
р=1.4 г/л
При таком подходе активизируется мыслительная работа учащихся и одновременно
закрепляются знания по решению задач.
Следующий проблемный вопрос –какое топливо более экономично в употреблении:
газ или уголь? Как это можно узнать? Задача: Сколько выделится теплоты при
сгорании 1 кг. угля и 1 кг. метана, если известно,что при сгорании 1 моль метана
выделяется 896 КДж энергии, а при сгорании 1 моль угля – 402 КДж?
Решая задачу с термохимическим уравнением на определение количества теплоты,
учащиеся легко понимают, что газ, как топливо, намного экономически выгодно.
Далее
на
этом
уроке
заслушиваются
сообщения
учащихся:
«Основные
месторождения и крупнейшие газопроводы России», «Использование природного
газа».
В
завершении
урока
–
цепочка
превращений
продукты
природного
и
попутных нефтяных газов.
Заключение
В связи с большим потоком информации учителю приходится увеличивать темп
изучения программного материала. Это вызывает большие трудности при выработки
системы
знаний
у
каждого
ученика.
Чтобы
решить
эту
проблему,
учителю
необходимо строить урок свободно, творчески, добиваться усвоения новых знаний
на
уроке
и
тем
самым
исключить
возможные
перегрузки
дома.
Необходимо
вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, а это вполне
возможно на уроках-лекциях, семинарских занятиях, зачетах и конференциях.
Список литературы
1.Курьянова Т.Н. О преподавании химии в 2018/2019 учебном году / Методическое
письмо-2018-12с.
2.Качалова Г.С. Формирование базисной компетентности учащихся по
неорганической химии: Монография/ Г.С. Качалова : Новосиб.гос.пед.ун-т-
Новосибирск: НГПУ, 2011-153с.
3.Ярославцева Т.С. Опыт проведения лекций и семинарских занятий в старших
классах / Химия в школе№1,1978-45с.
4.Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Модернизация образования,
КАРО,2003-37с.