Автор: Шагивалеева Люция Равилевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Населённый пункт: с. Высокая гора
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры на развитие фонематического "
Раздел: дошкольное образование
Игры на развитие фонематического слуха
1. «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое
внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук.
(Повторы недопустимы)
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука
в каждом из них.
2 .
« Н у ж н о е
с л о в о » . Ц е л и : развивать
фонематическое
восприятие,
фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком
в начале, середине, конце слова.
3. «Услышишь – хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое
восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми
глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
4.
«Зоркий
глаз».
Ц е л и : развивать
фонематические
представления,
фонематический анализ, внимание.
Ход
игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в
названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
7.
«Внимательный
слушатель»
(или
«Где
звук?»).
Ц е л и : развивать
фонематические представления, внимание.
8. «Чудесный художник». Цели: развивать фонематические представления,
фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход
игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце
слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему
слова
в
виде
черты
или
схему
слогов
данного
слова,
в
которой
каждый
слог
обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
9. «Бусы». Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое
внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
Бусинку за бусинкой соберу на нитку.
Мой подарок знаю, вызовет улыбку.
участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук
(без повторов), например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ...
на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
10. «Запоминайка». Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют.
Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается
(три, четыре, пять и т.д.), например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При
подборе
соответствующего
речевого
материала
в
ходе
игры
можно
проводить
работу
по
автоматизации
и
дифференциации
звуков,
развитию
фонематического восприятия, фонематических представлений.
1
11. «Повтори и прибавь». Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет
свое и т.д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и
начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность
слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т.д.
12.
«Сложи звуки».
Дели:
развивать
фонематический
синтез,
слуховое
внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные
из них слоги или слова, например:
[П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС.
11.
«Скажи
наоборот». Ц е л и : развивать
фонематическое
восприятие,
фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их
в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О-...(О, И) У, О, А — А, О, У Э,
Ы, И—...(И, Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звуками
ПА — АП
АП — ПА
ПО —...(ОП)
ОП—...(ПО)
ПУ — ... (УП)
ЫП — ... (ПЫ)
ПЭ—...(ЭП)
УП—...(ПУ)
ПЫ — ... (ЫП)
ЭП — ... (ПЭ)
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯ
ПЯ — ПА
ПУ —...(ПЮ)
ПИ—...(ПЫ)
ПЭ —...(ПЕ)
ПЮ—...(ПУ)
ПО —...(ПЁ)
ПЁ—...(ПО)
ПЫ—...(ПИ)
ПЕ—...(ПЭ)
ПА-БА
ПО-БО ПА-БА-ПА ТА-ДА ТА-ДА-ТА
ПУ-БУ ПУ-БУ-ПУ КА-ГА КА-ГА-КА
СА-ЗА
И т.д. со всеми парными звуками.
Потом схожие слова по звучанию КОТ-ГОД, КОМ-ДОМ, КОТ-ГОД-ДОМ
ШАР-ЖАР, ДРОВА-ТРОВА, ХОР-ХОРЬ, ЛОЖКИ-РОЖКИ- КРЫША-КРЫСА
дети должны дать объяснение слов или показать картин
ку.
2