Напоминание

"Игры на развитие фонематического "


Автор: Шагивалеева Люция Равилевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Населённый пункт: с. Высокая гора
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры на развитие фонематического "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры на развитие фонематического слуха

1. «Кто больше?» Цели: развивать фонематические представления, слуховое

внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук.

(Повторы недопустимы)

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука

в каждом из них.

2 .

« Н у ж н о е

с л о в о » . Ц е л и : развивать

фонематическое

восприятие,

фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком

в начале, середине, конце слова.

3. «Услышишь – хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое

восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми

глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

4.

«Зоркий

глаз».

Ц е л и : развивать

фонематические

представления,

фонематический анализ, внимание.

Ход

игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в

названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

7.

«Внимательный

слушатель»

(или

«Где

звук?»).

Ц е л и : развивать

фонематические представления, внимание.

8. «Чудесный художник». Цели: развивать фонематические представления,

фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход

игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце

слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему

слова

в

виде

черты

или

схему

слогов

данного

слова,

в

которой

каждый

слог

обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

9. «Бусы». Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое

внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

Бусинку за бусинкой соберу на нитку.

Мой подарок знаю, вызовет улыбку.

участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук

(без повторов), например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ...

на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...

10. «Запоминайка». Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют.

Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается

(три, четыре, пять и т.д.), например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При

подборе

соответствующего

речевого

материала

в

ходе

игры

можно

проводить

работу

по

автоматизации

и

дифференциации

звуков,

развитию

фонематического восприятия, фонематических представлений.

1

11. «Повтори и прибавь». Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет

свое и т.д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и

начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность

слов, например: на звук [Ж] —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т.д.

12.

«Сложи звуки».

Дели:

развивать

фонематический

синтез,

слуховое

внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные

из них слоги или слова, например:

[П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС.

11.

«Скажи

наоборот». Ц е л и : развивать

фонематическое

восприятие,

фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их

в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О-...(О, И) У, О, А — А, О, У Э,

Ы, И—...(И, Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — АП

АП — ПА

ПО —...(ОП)

ОП—...(ПО)

ПУ — ... (УП)

ЫП — ... (ПЫ)

ПЭ—...(ЭП)

УП—...(ПУ)

ПЫ — ... (ЫП)

ЭП — ... (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ

ПЯ — ПА

ПУ —...(ПЮ)

ПИ—...(ПЫ)

ПЭ —...(ПЕ)

ПЮ—...(ПУ)

ПО —...(ПЁ)

ПЁ—...(ПО)

ПЫ—...(ПИ)

ПЕ—...(ПЭ)

ПА-БА

ПО-БО ПА-БА-ПА ТА-ДА ТА-ДА-ТА

ПУ-БУ ПУ-БУ-ПУ КА-ГА КА-ГА-КА

СА-ЗА

И т.д. со всеми парными звуками.

Потом схожие слова по звучанию КОТ-ГОД, КОМ-ДОМ, КОТ-ГОД-ДОМ

ШАР-ЖАР, ДРОВА-ТРОВА, ХОР-ХОРЬ, ЛОЖКИ-РОЖКИ- КРЫША-КРЫСА

дети должны дать объяснение слов или показать картин

ку.

2



В раздел образования