Автор: Никулина Эльза Эдуардовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Татарстан г. Казань
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Особенности воспитания детей с нарушением зрения»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Особенности воспитания детей с
нарушением зрения»
Общение
рассматривается
как
один
из
компонентов
специального
образования,
непременный
элемент
всестороннего
развития,
компенсации
нарушенных
функций
детей
с
ограниченными
возможностями.
В
зависимости от характера и степени нарушений используются те или иные
способы общения с детьми с недостаточностью зрения.
Педагогу, родителям и окружающим ребенка людям следует знать, что
диапазон остроты зрения незрячих детей колеблется от тотальной слепоты до
форменного
зрения.
Дети
с
остаточным
зрением
вполне
могут
самостоятельно
ориентироваться
в
малом
пространстве,
воспринимать
предметы
и
действия
зрительно
или
зрительно-
слуховым
способом,
а
тотально незрячие нуждаются в помощи со стороны взрослого. В таких
случаях
необходимо
вовремя
предупредить
ребенка
об
опасности
(препятствия, низкие деревья, ветки деревьев, узкий проход, яма, открытый
люк и т. д.), лучшим предупреждением об опасности является слово.
Ребенку с нарушенным зрением нельзя давать понять, что он зависит от
вас. Общение с ним на равных, но вместе с тем оказание ему необходимой
практической помощи приведет к образованию системы связей речевой и
практической деятельности. Проявления лишнего любопытства по поводу его
зрения,
а
также
сентиментального
сочувствия
может
снизить
интерес
общения с вами.
Не следует акцентировать внимание на его физическом недостатке или
на стереотипных (навязчивых) движениях, а при их наличии переключите
внимание ученика на другую деятельность Толерантность (терпимость) по
отношению к детям с «особыми нуждами» является непременным качеством
педагога.
Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность его
отношений со взрослыми и сверстниками.
1
Коррекция и профилактика нарушений зрения
Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как сохранить
остаточное
зрение.
В
настоящее
время
существует
много
сберегающих
технологий (Аветисов Э.С., Корбет М.Д., Демирчоглян Г.Г. и др.), которые
имеют сходные и различные методики. Мы же приводим некоторые из них,
имеющие
коррекционную
и
профилактическую
направленность
и
позволяющие учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения;
особенности индивидуального развития ребенка;
щадящий
режим
зрительной
нагрузки;
рациональное
чередование
физической нагрузки и отдыха, специальных упражнений для глаз в течение
урока;
использование
специальных
методов
и
приемов
в
обучении
двигательным
действиям;
система
требований,
которые
предъявляются
к
ребенку на данном этапе его жизни.
Для улучшения аккомодационной способности глаза при близорукости
часто используется упражнение «метка», которое можно проводить как в
школе, так и в домашних условиях. Для выполнения этого упражнения на
стекле
на
уровне
глаз
наносится
метка
диаметром
3—5
мм.
Ребенок
становится на расстоянии 30—35 см от оконного стекла и намечает вдали за
окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку
на стекле. Зафиксировав взгляд на этом предмете, переводит затем его на
метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз.
Упражнение проводят два раза в день.
Хорошим средством для развития глазодвигательной функции является
сбор
фишек
определенного
цвета
(например,
желтого),
предварительно
разбросанных
по
столу.
Для
контроля
фиксируется
время
выполнения
задания.
Полезно моргание через каждые 5 мин., моргание — естественный
способ «смазки» и очищения поверхности глаз. Оно способствует также
расслаблению
лицевых
и
лобных
мышц
(следует
моргать
без
усилий,
двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии).
2
Напряженное
состояние
глаз
отнимает
90%
психической
энергии
человека. При интенсивной зрительной работе глазные мышцы напрягаются,
выводя глаза из правильной центровки, и вслед за этим могут возникнуть
головные
боли.
Поэтому
следует
чаще
использовать
упражнения
на
релаксацию,
вспоминая
при
этом
какие-нибудь
приятные
моменты,
спокойную музыку (например, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Олимпийская
сказка»
А.
Пахмутовой
и
др.).
При
расслаблении
боль
и
напряжение
снижаются, нормализуется дыхание, столь важное для зрения.
Есть и чисто психологические способы стимуляции зрения:
запахи
елки, мандарина и ванилина благоприятно действуют на снятие психического
напряжения.
При
обучении
детей
с
нарушенным
зрением
можно
использовать мяч с запахом ванилина, внутри которого находятся цветные
шарики.
Для формирования эталонов цвета, рекомендуется использовать набор
прямоугольников размером 20 х 40 мм, состоящий из четырех максимально
насыщенных
цветов
(красного,
зеленого,
синего
и
желтого);
набор,
состоящий
из
семи
насыщенных
цветов
(красного,
оранжевого,
желтого,
зеленого,
голубого,
синего,
фиолетового).
Этими
рекомендациями
могут
воспользоваться учителя массовых школ в коррекционных занятиях с детьми,
имеющими нарушения зрения. Данная методика направлена на улучшение
цвето- различимости и формирование целостных образов.
Тренировка глаз всегда была и остается актуальной. Своевременная
профилактика снижает потерю зрения.
Для
сохранения
и
улучшения
зрения
рекомендуется
выработать
следующие навыки:
• моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма;
• дышать легко и непрерывно;
• смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав
деятельность психики и глаза;
3
•
возбуждать
в
себе
интерес
—
во
время
рассматривания
объекта
путешествовать по нему;
• воспринимать увиденное без усилия;
• часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых.
Рекомендации
для
педагогов
по
профилактике
и
преодолению
трудностей в обучении ребенка с нарушением зрения
1.
Ознакомиться
с
заключением
врача-офтальмолога
о
состоянии
зрения школьника, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем
детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети,
испытывая чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.
2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре
класса,
на
первой-второй
парте.
Лучше,
если
оно
будет
оснащено
дополнительным освещением.
3 . Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не
стоять в помещении против света, на фоне окна.
4 . В
одежде
педагогу
рекомендуется
использовать
яркие цвета,
которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
5 .
В
связи
с
тем,
что
темп
работы
детей
со
зрительными
нарушениями
замедлен,
следует
давать
больше
времени
для
выполнения
заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют
выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к
почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с
таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по
трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе
бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
6 .
Рекомендуется смена видов деятельности с использованием
упражнений
для
снятия
зрительного
утомления
(зрительная
гимнастика),
включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые
являются своеобразным отдыхом для глаз.
4
3.
Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко,
кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не
следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.
4.
При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения,
создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения
его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
5.
Материал
должен
быть
крупный,
хорошо
видимый
по
цвету,
контуру,
силуэту,
должен
соответствовать
естественным
размерам,
т.е.
машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.
6.
Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались
в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
7.
При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения
занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем
нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления
задачи, повторного рассматривания.
8.
Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в
полном объеме (обводят его контур, часть), использовать дополнительный
материал:
контур,
силуэт,
рисунок,
мелкие
картинки,
игрушки,
индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.
9.
Поскольку
у
детей
с
нарушением
зрения
преобладает
последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию
предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с
нормой).
10.
При
предъявлении
материала,
связанного
с
его
осязательным
обследованием,
время
также
увеличивается
в
2-3
раза
по
сравнению
с
выполнением задания на основе зрения.
11.
Трудности координации движения, несогласованность движений
руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий,
связанных
с
предметно-практической
деятельностью,
поэтому
при
5
выполнении
графических
заданий
должна
оцениваться
не
точность,
а
правильность выполнения задания.
Нужно давать ребенку, имеющему зрительные нарушения, возможность
подходить
к
классной
доске
и
рассматривать
представленный
на
ней
материал.
В норме зрение становится важным для изучения окружающего мира у
шестинедельных
детей.
С
третьего
месяца
жизни
это
самый
важный
сенсорный
канал
для
получения
информации
об
окружающем.
При
неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок должен
конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через слух,
осязание, движения, обоняние и вкус.
Информация, получаемая благодаря слуху, отличается от зрительной.
Звуки
не
формируют
целостного
образа
и
не
могут
быть
восприняты
вторично. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими
взрослыми.
Отсутствие
зрительного
контакта
воспринимается
ими
как
отсутствие интереса. Родителям нужно научиться слышать слабовидящего
ребенка и общаться с ним.
Развитие незрячего ребенка, безусловно, отличается от развития других
детей, но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном
внимании со стороны родителей и специалистов в области детского развития.
Опыт
работы
показывает,
что
чем
раньше
ребенок
будет
получать
специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его
психологическое
развитие,
благодаря
уникальным
компенсаторным
возможностям, заложенным в каждом ребенке.
Первым этапом в организации комплексного сопровождения ребенка с
нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его
развития.
Диагностика
осуществляется
мультидисциплинарной
командой
специалистов,
работающих
в
составе
психолого-медико-педагогических
комиссий различного уровня (региональных и муниципальных).
6
Следует отметить, что если раньше основной задачей комплексной
психолого-медико-педагогической
диагностики
являлось
выявление
таких
детей и направление их в специализированные образовательные учреждения
коррекционного
типа,
то
на
современном
этапе
данные
комплексной
диагностики
являются
основой
для
обеспечения
квалифицированной
психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их семьям.
В
настоящий
момент
принимаются
эффективные
меры
по
развитию
вариативной
системы
образования,
внедрение
инклюзивного
обучения,
обеспечивающего
детям
с
особенностями
в
развитии,
с
проблемами
в
состоянии
здоровья
возможность
получения
образования
в
условиях
общеобразовательных (массовых) учреждений.
Появление такого ребенка в детском дошкольном учреждении (далее —
ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по
комплексному
психолого-педагогическому
сопровождению
начинается
с
первых
дней
пребывания
ребенка
в
ДОУ.
Каждый
ребенок,
имеющий
проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему
будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и
коррекционно-педагогическая
помощь
при
адекватном
обучении
и
воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она
эффективнее. Своевременно оказанная адекватная помощь может изменить
суд ь бу
р е бе н ка
д а же
п р и
с е р ьезных
врожденных
нарушениях
психофизического развития.
Понимая,
насколько
каждый
ребенок
исключителен
и
нуждается
в
помощи,
очень
важно
определить
и
разработать
комплексные
дифференцированные планы развития и программы обучения с учетом зоны
ближайшего развития и потенциальных возможностей ребенка. Для этого в
МДОУ
создается
психолого-медико-педагогический
консилиум
(далее
—
ПМПк).
Комплексное
сопровождение
в
ДОУ
обеспечивается
системой
профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на
7
создание
психолого-педагогических
и
медико-социальных
условий
для
успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его
способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. В работе
ПМПк идет поиск психолого-педагогических условий, видов и форм работы,
при
которых
достигается
положительная
динамика
развития
ребенка
и
реализация
его
потенциальных
возможностей.
В
этом
одновре менно
участвуют
специалисты
разных
профилей:
учи-тель-дефектолог,
учитель-
логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, медик
и
др.
Результатом
проведения
консилиума
является
разработанная
комплексная программа, соответствующая возможностям ребенка, а также
определение ведущей на данный момент проблемы и ведущего специалиста.
В ходе работы с ребенком по мере его развития роль ведущего на разных
этапах могут исполнять различные специалисты.
В случае появления в ДОУ ребенка с патологией зрения в качестве
ведущего специалиста может выступать педагог-психолог, так как патология
зрения
является
причиной
возникновения
целого
ряда
трудностей
и
нарушений
в
психическом
развитии
детей,
если
их
своевременно
не
включить в систему коррекционной работы.
Первоочередными
задачами,
стоящими
перед
коллективом
детского
сада,
выступают:
научить
ребят
вступать
в
общение
с
таким
ребенком;
помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой
физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов.
Важно организовать совместную игру детей. Ровесник порой способен
научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети
стали
относиться
к
ребенку
с
нарушениями
зрения
как
равному,
только
нуждающемуся в помощи. Они могут помогать ему одеваться, обуваться,
ориентироваться по зданию и помещениям детского сада. Это способствует
гуманизации
взаимоотношений
детей,
формированию
у
ребенка
с
нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.
8
Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения
музыкального работника. Музыкальные занятия не направлены на решение
конкретных
задач
развития
определенных
способностей
и
умений,
а
помогают создать условия, поддерживающие в ребенке его естественную
способность к творчеству. Такими условиями становится богатый и разно-
образный
мир
звуков.
На
занятиях
дети
знакомятся
с
музыкальными
инструментами, овладевают возможностями собственного голоса.
Воспитателю
важно
обратить
внимание
на
создание
разнообразной
предметной
среды
в
группе.
Ребенку
должна
быть
предоставлена
возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с
целью
получения
сведений
об
окружающем
мире
и
разнообразных
сенсорных ощущений. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предметы
до того как начнет их называть. Ребенку с нарушением зрения тоже нужен
жизненный опыт, чтобы выработать представления об окружающем мире.
Концепция
пространства,
продуманная
с
точки
зрения
возможности
ориентироваться в нем, является необходимым условием, чтобы ребенок с
нарушением
зрения
смог
научиться
перемещаться
самостоятельно,
иначе
ходьба становиться моторной функцией, зависящей от помощи взрослого.
Ребенок
должен
получать
достаточное
количество
впечатлений,
обеспечивающих
активное
состояние
кор ы
го л о в н о го
м о з г а
и
способствующих
его
психическому
развитию
[3].
Следовательно,
для
эффективного
развития
необходимо
обеспечение
различных
сенсорных
раздражителей и условий для двигательной активности: сенсорные уголки,
заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, пространство
для подвижных игр со сверстниками, детские аудиок-ниги и т. п.
Психолого-педагогической
проблемой
при
организации
внешнего
пространства могут выступать индивидуальные различия в предпочтениях
детей, особенностях формирования базовой аффективной регуляции. Уровни
аффективной
регуляции
участвуют
в
процессе
адаптации
организма
к
внешнему
миру,
играют
важнейшую
роль
в
определении
полноты
и
9
своеобразия
чувственной
жизни
человека.
Часть
детей
могут
иметь
дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или
пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды
Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (этот
уровень определяет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечивает
эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности
сенсорных
стимулов
—
звуку,
тактильным
ощущениям,
чувствителен
к
изменению внешнего пространства. В этой ситуации воспитателю следует
избегать излишнего перенасыщения внешнего пространства яркими и интен-
сивными стимулами (обилия игрушек, громкой музыки и т. п.) [1].
Семья,
имеющая
ребенка-инвалида,
—
это
семья
с
особым
психологическим статусом, так как она имеет специфические по сравнению с
семьями,
имеющими
здоровых
детей,
очень
сложные
психологические,
социальные
и
педагогические
проблемы.
Поэтому
сопровождение
семьи
становится одним из направлений комплексной психолого-педагогической и
медико-социальной помощи. В рамках данного направления организуются
индивидуальные консультации для родителей и членов семьи по вопросам,
связанным
с
индивидуальными
особенностями
ребенка
и
условиями
его
оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия,
способствующие формированию более тесного контакта родителей со своим
ребенком, освоению родителями методов и приемов воспитания. Опыт рабо-
ты
показывает,
что
специально
организованные
занятия
для
детей
с
проблемами в развитии и их родителей дают в основном положительные
результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанников. Этому
же
в
немалой
степени
способствует
интеграция
таких
детей
в
учебно-
образовательный процесс детского сада [4].
В
процессе
индивидуальных
консультаций
психолога
с
родителями
прорабатываются
многие
личностные
проблемы,
в
которые
погружен
родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы психолога с
семьей ребенка-инвалида должно измениться его положение в семье. Из
10
требующего постоянного ухода и опеки он превращается в ребенка, имеюще-
го определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя
поддержку
коллектива
детского
сада
и
заинтересованность
в
судьбе
их
ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне [2].
Литература
1.
Лебединский В. В., Никольская О. С., Баен-ская Е. Р., Либлинг М.
М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.,
1990.
2.
Савина
Е.
А.,
Максименко
О.
В.
Психологическая
помощь
родителям в воспитании детей с нарушениями развития. — М.: ВЛАДОС,
2008.
3.
Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста.
— М.: Генезис, 2005.
4.
Татарова
С.
П.
Реабилитация
детей-инвалидов
посредством
организации
совместной
деятельности
и
общения
с
их
здоровыми
сверстниками
//
Журн.
Вестник
психосоциальной
и
коррекционно-
реабилитаци-онной работы. 2005. № 2.
11