Автор: Самойленко Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: д.Нестерово, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«ЗНАЧЕНИЕ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ В
РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации
и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все
сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к
современной технике.
Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась
возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения
технических объектов. От рождения детям присуще стремление исследовать
окружающий их мир. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе
игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему
взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.
«LEGO» (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. Наборы
«LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью
их дифференцировать и создавать тематические композиции, развивать
зрительное восприятие. С помощью игры с конструктором «LEGO» дети не
только учатся, но и расслабляются.
Как известно, применение «LEGO» способствует:
1.
Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются
детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
2.
Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,
внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных
процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3.
Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой
моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4.
Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к
другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять
друг другу важность данного конструктивного решения.
5.
Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к.
(вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей,
почему, какое количество, размеры и т. д.,
6.
что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный
результат работы.)
В LEGO - конструировании предусматривается участие родителей, которые
способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.
LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как
обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов
Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и
температуры окружающего пространства или сортировать предметы по
корзинам.
Итак, LEGO-конструирование и робототехника позволяют внедрять
информационные технологии в образовательный процесс дошкольного
учреждения, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной
грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими
средствами.
Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные
процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных
задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к
поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.
Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться
в игре.
Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у
детей за последнее время.
Один из них – Lego-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды
или требование времени?
Полезно ли детям играть в LEGO конструкторы? И каковы другие области
применения LEGO в детской жизни? Давайте попробуем найти ответы на эти
вопросы.
Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные
продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности,
эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической
универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными
пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает
работать, в равной степени, и голову, и руки малыша.
Конструкторы LEGO представляют собой разнообразные тематические серии,
сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных
кирпичиков LEGO. Кроме того, LEGO непростая игрушка, она обучает и
развивает ребенка. Собрал одну игрушку – надоела, включи фантазию и собери
новую, используя только свой собственный ум и изобретательность!
Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя
свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему,
более сложному этапу обучения.
При создании постройки из LEGO дети не только учатся строить, но и
выбирают последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм и
цветов и пропорций.
Играя в LEGO дети:
Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее
речевое развитие и умственные
способности;
Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре,
транспорте, ландшафте;
Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление;
Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;
Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и
собрать из частей целое;
Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать
свой и чужой труд.
Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры
узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни
навыки. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по
условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно
построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия,
которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки
должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо
внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в
материале, который имеется в его распоряжении.
Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности
детей.