Автор: Исакова Снежана Асмаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: дошкольной группы филиала МБОУ СОШ д. Кайраково НОШ д. Каргино МР Мишкинский район РБ
Населённый пункт: д. Каргино
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи дошкольников посредством сказок
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
Речь –
о б
ъ ясн и ть
это процесс
н и з
к
и й
общения людей с
звер и
помощью языка.
с
т
о р о н ы
Для того
ч р езвы ч а
й н ая
чтобы уметь
след у ю щ и й
говорить и понимать
си туати в
н ы е
чужую речь,
н аблю д ен и е
необходимо знать
м н е
язык и уметь
м ом е
н том
им пользоваться.
п о п ы тки
По своему
п р о и зн о ш е
н и е
жизненному значению
со в
р ем ен н ая
речь имеет
п р о г
о вар и вается
полифункциональный характер.
д етски м
Она является
т
е
к
с
т
не только
п р е
д м ет
средством общения,
т
а
б
л
и ц е
но и средством
т
а
б
л
и ц ы
мышления, носителем
н азвал
сознания, памяти,
п е
й заж
информации (письменные тексты),
г
л
а
з
средством управления
м е
с
я
ц ев
поведением других
м оти в
ы
людей и регуляции
г
у
м ан и з
а
ц и ей
собственного поведения
р е
д у ц и р о ван н о е
человека. Соответственно
л
и ч н о сти
множеству ее
н о рм о й
функций речь
н ач а
л
ь
н а
я
является полиморфной
п о
д ч и н яет
деятельностью, т.е. в своих
о п р ед е
л
ё
н н о г
о
различных функциональных
у ч асти ю
назначениях представлена в
о н
разных формах:
д ан н ом
внешней, внутренней,
х ватает
монолога, диалога,
у глублен н ы е
письменной, устной и т.д.
О п р ед е
л
и ть
Хотя все
ц елесо о б р азн о г
о
эти формы
р еш а
ю щ е
е
речи взаимосвязаны,
вы п олн я
ю щ ая
их жизненное
И ску сство
назначение неодинаково.
ц елях
Внешняя речь,
с
о с
т
а
в
у
например, играет в
во з
р асте
основном роль
т
е
м ы
средства общения,
засели т
ь
внутренняя – средства
д ен ь
мышления. Письменная
класса
речь чаще
р а
з
б и ло с
ь
всего выступает
п о к
о
л
е
н и е
как способ
с
т
р о й
запоминания информации.
и н тер вью и р о в
а
н и е
Монолог обслуживает
у ч астн и ко в
процесс одностороннего, а
у зку ю
диалог – двустороннего
р еш ен и я
обмена информацией.
о б о б щ аю щ ая
Для детей
ф о рм е
старшего дошкольного
д ви гательн о й
возраста характерен
А й д а
р о ва
достаточно высокий
в
о зьм ет
уровень развития
с
л
у ч аях
речи. У детей
о б о з
р е
н и е
старшего дошкольного
сам ом
возраста совершенствуются
ф о рм
все стороны
Р о
д и тели
речи: словарный
отд е
л
и ть
запас, грамматический
ч и сло
строй, речевой
н а
й ти
слух и навыки
ш естом
звукового анализа,
С вязн ая
связной речи,
б ы с
т
р о
интонационной выразительности.
м етод и к
Уровень развития
с
о б и р а
т
е
л
ь
н о с
т
и
речи отражает
ло ги ч еско е
особенности наглядно-образного
в
о р о б ьев
мышления дошкольника.
ч р езвы ч а
й н а
я
Ребенок имеет
зву к
и
достаточно развитую
о п и сы ваем ы м
активную речь,
о
д и н ако в
ы м и
пользуется в ходе
м е
д и ко в
общения развернутыми
и м ею т
с
я
фразами, точно и
п о г
л
а
д и т
ь
понятно отвечает
м у з
ы ка
на вопросы,
ж и зн е
н н о го
способен рассказать о
сло вар н о г
о
событиях, свидетелем
лекси ч ески е
которых он
т
е
р ем о к
был. Дошкольник
д руж ески х
не только
В В Е Д Е Н И Е
выделяет существенные
б ы
признаки в предметах и
н о рм а
т
и вн ы х
явлениях, но и
ко р р ели рует
начинает устанавливать
м естах
причинно-следственные, временные,
Л е
у ш и н а
условные, сравнительные и
со с
т
а
в
л
е
н и ю
другие отношения. В
Д авай
связи с этим
ком м у н и кати в
н ы е
речь усложняется в
ф о рм у
л
и р о в
о к
структурном отношении:
к
о н тр о
л
и р о в
а
т
ь
возрастает объем
п ер е
н о с
я
т
высказываний, используются
у точ н и ть
различные типы
о
д н и х
сложных предложений.
тен
Русские
кат
народные
отэ
сказки
зи
раскрывают
ежу
перед
еж
детьми
ан
меткость
и
мет
выразительность
оп
языка,
ясв
показывают,
мет
к а к
ов
богата
ясв
родная
сон
речь
ан
юмором,
ан
живыми
и
ино
образными
кат
выражениями.
ан
Поразительная
отч
мощь
кат
языкового
ирп
творчества
аз
русского
ос
народа
хи
ни в
ан
чем
он
н е
зи
проявила
ялд
себя
с
хи
такой
хин
яркостью,
ен
как
в
оп
народных
ан
сказках.
оп
Присущая
он
необычайная
оп
простота,
оге
яркость,
еще
образность,
или
особенность
рд
повторно
оге
воспроизводить
ан
одни и
как
т е
жем
же
ен
речевые
ан
формы и
отэ
образы
итэ
заставляют
ано
выдвигать
ен
сказки
отч
как
ино
фактор
отч
развития
оге
связной
зи
речи
ее
детей
ан
первенствующего
ет
значения.
мет
Констатирующий эксперимент показал, что степень развития речи у
детей достаточно высока, но, несмотря на это результаты констатирующего
эксперимента позволяют выделить следующие недостатки:
– бедность активного словаря;
– неумение детей выражать словами свои мысли.
Результаты констатирующего эксперимента говорят о необходимости
проведения целенаправленной систематической работы по развитию речи
детей старшего дошкольного возраста на основе сказок.
Д л я
о т
развития
лыб
связной
ялд
р е ч и
о п
дошкольников
деп
можно
ялд
применять
как
различные
ан
методы,
доп
но
хи
мы
ым
остановились
хи
на
оп
работе
дер
с о
бпс
сказкой.
от
Ребенок –
хи
существо
хи
активное
ым
о т
дер
природы,
кат
о н
ым
любит
рд
н е
оп
только
ен
слушать
ен
сказки,
ым
но
хи
действовать и
ен
творить,
кат
опираясь
отч
н а
он
них.
как
И з
тса
сказок
ялд
д е т и
дох
черпают
ен
множество
хи
познаний:
то
представления
о
ым
времени
и
ым
пространстве,
о
рд
связи
ым
человека с
отч
природой, с
отч
предметным
бпс
миром.
как
Из
ым
сказки
он
можно
ым
вынести
ым
много
хет
уроков:
кат
нравственный,
зи
воспитание
доп
добрых
ирп
чувств,
ен
речевая
дер
зарядка,
оп
развитие
от
мышления
и
кат
воображения,
ялд
математические и
ан
экологические
доп
представления и т.д.
С
оот
помощью
ос
сказки
ым
ребенку
оп
можно
оп
объяснить
как
множество
рги
явлений,
как
так
доп
как
или
сказка
ен
близка
ирп
мышлению
ос
ребенка.
ен
Но,
к
хи
сожалению, в
кат
настоящее
ялд
время
оп
используется
йен
не
оп
весь
оп
потенциал
ялд
сказки.
но
Ребенок
рги
чаще
как
сидит у
ен
телевизора,
рд
так
дер
как
оп
смотреть
меч
сказку
ялд
легче и
ос
интереснее,
ым
чем
кат
читать
дер
или
кат
слушать.
ялд
При
оп
просмотре
оп
сказки
у
ялд
ребенка
оп
н е
оп
возникает
е н
потребности
бпс
представить
оп
какой-
нор
т о
ялд
образ,
ым
н е
ым
возникают
ачу
ассоциации.
как
Поэтому
оп
детям
ялд
нужно
ен
чаще
ов
читать и
отч
разбирать
ен
прочитанное.
ос
Работа с
ан
экспериментальной
ан
группой
зи
показала,
оп
что
оп
при
ен
кратком
кат
пересказе
как
сказки
ялд
дети
ялд
часто
оп
путались в
дер
чередовании
кат
событий,
оп
не
дзи
всегда
ялд
могли
кат
назвать
доп
действующих
ен
лиц. В
оп
придумывании
ан
собственных
ан
сказок
доп
часто
как
повторялись
ен
действия
зи
других
ен
детей.
ым
Это
дер
подтверждает
как
то,
от
что с
ен
детьми
хи
не
хет
проводится
отч
работа
хи
по
ым
сказкам,
ачу
направленная
зи
на
оп
развитие
отч
познавательных
оп
процессов.
рд
Мы
он
рекомендуем
ым
подходить к
ым
работе
деп
с о
ялд
сказкой
хи
н е
дер
традиционно,
доп
так
отч
как
то
развитие
он
всех
оп
психических
зи
процессов у
рд
ребенка
зи
происходит
зи
взаимосвязанно,
оп
т о
оп
уча
еж
детей
ялд
мыслить
как
оригинально,
оп
не
хин
привычно,
оп
по-
ым
своему
оге
не
оп
только
зи
воспринимать
кат
содержание,
оп
но и
дер
творчески
ен
преобразовывать
дзи
ход
зи
повествования,
хин
придумывать
отч
различные
отч
концовки,
но
вводить
он
непредвиденные
деп
ситуации,
еж
смешивать
кат
несколько
дан
сюжетов
в
дох
один
и
т.д.,
ен
м ы
оп
оказываем
дер
целенаправленное
ан
влияние
оп
на
хет
развитие
лыб
ребенка.
ос
Когда
ос
ребенок
доп
научится
оп
работать
но
со
ым
сказкой,
лыб
будет в
как
н е й
оп
хорошо
ым
ориентироваться,
ан
разбирать
кат
поступки
оп
героев,
но
оценивать
или
их,
дер
он
отч
сможет
он
эту
ан
модель
ирп
перенести в
рги
реальную
как
жизнь,
дер
исправить
деп
какую-
ым
то
деп
ситуацию.
оп
Так
как
ж е
ен
родителям
ен
стоит
ым
больше
он
уделять
ан
внимание
оп
сказке.
ос
Конкретное
дер
содержание
оп
каждой
хин
сказки
оп
моет
ок
подсказать
отч
родителям и
лыб
свои
кат
пути
ов
воспитания.
от
Образы
нор
сказок,
ялд
отношения
оге
персонажей
от
выступают у
ым
детей в
нор
качестве
дер
средств
ялд
интерпретации
ялд
явлений
ок
действительности,
он
обоснования
ялд
суждений,
ялд
требований,
зи
аргументации
ялд
тех
отч
или
оп
иных
ялд
Сказки
деп
развивают
ялд
образное
и
ым
логическое
од
мышление
дер
ребенка,
как
его
ялд
творческие
ым
способности,
лыб
речь,
ым
знакомят
ино
детей с
ос
миром
отч
природы и
од
помогают
оп
подготовить
оге
их к
деп
школе.